Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себе
Главная > Внеклассная работа > Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себе

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себе


17-06-2013. Разместил: Наталия
Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеВ учебном заведении среднего профобразования (колледж) мастер производственного обучения занимает важное место:  от личных качеств педагога зависит и эффективность работы в группе, и микроклимат в микрогруппе и адаптация группы к общему, уже сложившемуся коллективу учебного заведения.


Ты получаешь группу: 25-27 подростков, оторвавшихся от привычной им жизни в школе,  с своими тревогами и надеждами пришедшими в этот новый для них коллектив. Станут ли они коллективом, группой? Они приглядываются к себе, к окружающим их ребятам. И большие надежды возлагают на мастера производственного обучения: будет ли он авторитетен, энергичен, понятлив, с юмором и т.п. И главное: любит ли он детей, свою работу? И здесь классному руководителю нужно не погасить искру надежды и желания. В каждой профессии есть что-то особенное, что отличает ее от других занятий. Особенность призвания педагога заключается, прежде всего, в педагогическом такте.

Мастерство педагога в умении добиться, чтобы каждое слово дошло до учащегося, было полностью им воспринято, пережито и усвоено.

А это невозможно без умения подойти к детям, установить с ними контакт. Моральные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать принуждением. Для этого необходимо, чтобы учащиеся любили и уважали своего мастера производственного обучения.

Часто у подростков не складываются отношения в семье и с друзьями. И классному руководителю надо иметь чувство такта и понимания, чтобы ребенок открылся ему, помочь ему найти себя в этой жизни, найти друзей. И тогда классному руководителю доверяют самое сокровенное, о чем не знают и родители, а часто им и сказать невозможно. Только такому мастеру п/о  можно задать вопрос и знать, что он не посмеется, никому не расскажет, а серьезно отнесется и постарается ответить и посоветовать, помочь. Только наблюдательный мастер п/о может глубоко заглянуть во внутренний мир своих подопечных, понять их душевное состояние. При правильных взаимоотношениях каждое слово классного руководителя западает в душу подростка, как зерно в хорошо обработанную почву. При плохих же – даже самые добрые слова всходов не дают. К тому же только чуткий воспитатель умеет не только говорить, объяснять, но и слушать. Внимательно выслушать учащегося иногда значит больше для его воспитания, чем прочитать ему нотацию.

Педагог может, конечно, повысить голос на учащегося, даже вспыхнуть, как выразился А.С. Макаренко, но очень редко и только по  уважительной причине. Случается, мы видим педагога, основным тоном которого при разговоре со своими воспитанниками является повышенный или даже крик. И можем наблюдать, что учащиеся не реагируют на замечания такого рода, а только досадливо морщатся. Вместе с потерей выдержки и самообладания мастер п/о нередко теряет свой авторитет. Надо знать, что один и тот же способ влияния на одного учащегося дает значительный эффект, а у другого воспитанника вызывает обратную реакцию. И только чуткость мастера п/о  может определить нужный способ в данном конкретном случае. Инженер, например, всегда учитывает сопротивление материала, над которым работает; воспитатель тоже должен учитывать «материал». Мы работаем с исключительно интересным материалом. Каждый подросток – это отдельная жизнь, отдельная история.

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеАбсолютно похожих детей нет – нет и абсолютно похожих случаев применения одного и того же педагогического приема. Успехов в работе с так называемыми трудными детьми достигают не путем унижения их человеческого достоинства, а, наоборот, опираясь на него и развивая. И вот здесь свою роль играет педагогический такт, талант воспитателя.

 
Что лучше сближает ребят, чем совместная работа и совместный отдых? В ходе подготовки какого-либо мероприятия (вечера, конкурса, подготовки конференции, выпуска стенгазеты и т.п.) ребята проявляют свои истинные черты характера, свои чувства. И тут главное - заметить их и направить свою работу на  развитие положительных качеств, на исправление негативных проявлений. Воспитание эффективно тогда, когда оно не заметно и не навязчиво, когда подросткам кажется, что они делают как раз то, что хотят, хотя на самом деле делают то, что хочет их мастер п/о. Хороший руководитель не сдерживает развитие инициативы и самостоятельности учащихся группы.

Замечено, что каков мастер п/о, таковой становится и его группа. Если руководитель инертен, то у ребят в группе не появляется желание где-либо участвовать, что-либо придумывать. И наоборот, если мастер п/о энергичен – интересно и увлекательно складывается жизнь в группе, ребята активны, дружны, полны идей. Ребята чувствуют, кому действительно интересны их проблемы, а кто лишь выполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Потерять же доверие детей очень легко.

Дети не всегда могут сами правильно оценить свои возможности. Они опираются на мнение взрослых, в частности, на суждения мастера  п/о, которому доверяют больше, чем себе. Поэтому воспитатель должен очень осторожно подходить к характеристике их способностей, не следует преувеличивать способности учащихся, но и особенно важно не занижать их. Доверие к ученикам не случайно называют макаренковским воспитательным принципом. «Педагогическая поэма» новатора-педагога – это и сегодня поэма, гимн о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую правду колонистам, но никогда не оскорблял их своим недоверием.

Педагог должен поддерживать надежду у своих учащихся на лучшее будущее, какими бы горькими их сегодняшние неудачи не были. Доверительные отношения в первую очередь зависят от  нашего отношения к учащимся. Тут действует прямая зависимость: каким будет отношение мастера п/о к группе, таким в основном будет отношение подростков к руководителю. А учащиеся могут неплохо разбираться в нашем поведении. Кто слышал, как они разговаривают между собой, тот знает, что нередко подростки дают более содержательные и детальные характеристики нам, чем мы им.

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеИ оказывается, что любимыми педагогами считаются у них те, которые как будто ничем особенным и не отличались. А любимыми у них становятся те, кто «требует правильно», кто «много знает», и «справедливые». Это у них однозначно на первом месте. Лишь у настоящего мастера п/о его «руководство группой» не заканчивается в 16.30. Но только так возникает непрерывная связь мастера п/о и учебной группы.


Чтобы достичь всего этого педагогу – мастеру п/о следует многому учиться, учиться всю жизнь, многим интересоваться, быть разносторонне информированным, быть классным специалистом своей профессии, больше внимания уделять учащимся.

А это требует больших душевных затрат. Готовы ли мы к этому? … Жизнь покажет…

44 года работы мастером производственного обучения убедили меня в правильности методики воспитания А.С. Макаренко.


Вернуться назад