Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Подросток и деньги (метод проектов в курсе обществознания)
Главная > Учебно-методическая работа > Подросток и деньги (метод проектов в курсе обществознания)

Подросток и деньги (метод проектов в курсе обществознания)


24-03-2013. Разместил: Наталия
Целью проектной деятельности является объединение культурно-исторических, нравственных, философских и социально-экономических составляющих вопроса отношения подростка к деньгам. 
 

Проблема, положенная в основу проектной деятельности

 
Экономическая некомпетентность учащихся, слабая связь курса экономики в школе с повседневными нуждами школьников (как потребителей). Агрессивная реклама в СМИ, направленная на развитие качеств потребителя и молодежь легче всего поддается этому давлению. Возникает конфликт между реальными обстоятельствами жизни подростка (средний доход семьи, незначительные карманные деньги) и ожиданиями благополучия, стандартами жизненного потребления, которые навязываются извне. Это может протекать как внутренний конфликт, порождая нервозные состояния, усиливая те комплексы, которые характерны для человека в подростковом возрасте, так и иметь внешнюю сторону, проявляясь в агрессивном поведении, немотивированных страхах, которое часто приводит к противоправным действиям («хочу все и сразу!»).
 
При отсутствии своевременного разрешения эти вопросы накапливаются и, как снежный ком с горы, иногда накрывают подростка целиком, выливаясь в конфликты и скандалы дома, агрессивность среди товарищей и (или) неуспехи в учебе и т.п.

Цели работы

 
Метод учебного проекта позволяет вовлечь учащихся в исследовательскую работу, развивать интеллектуальные навыки, ориентированные на решение практических, важных для жизни в обществе задач. В процессе работы учащиеся смогут лучше осознать вопрос, для чего им нужны деньги (деньги как цель или как средство достижения цели; есть ли другие способы достижения цели, кроме использования денежных знаков). В процессе работы в той или иной форме встанет вопрос о том, какие цели ставит подросток перед собой : «выглядеть» или «быть»; что такое самодостаточный человек, сколько ему нужно средств (в том числе, денег) для этого; что такое счастливый человек; каковы наши потребности, все ли они оправданы; какие потребности считать главными, первостепенными, какие – второ- и третьестепенными? и т.д.
 

Задачи участников проектной деятельности

 

Учитель

 
Мотивировать учащихся к изучению данной проблемы.
Помочь выделить ключевые моменты, составить план деятельности.
Помочь в организации исследовательских групп.
Предоставить литературу в случае необходимости.
 
Предложить следующие виды деятельности:
1) работа со словарями по экономике, психологии, философии (определение значения таких слов, как потребности, виды потребностей, потребитель, ресурсы, материальные и духовные ценности, деньги, цель, средство, результат, мотив, счастье, разум, рассудок, душа, мода, подражание, агрессия и др.) Данная группа может составить свой список потребностей подростков.
 
2) Интернет-поиск по ключевым словам. Определение главных вопросов данной проблемы в работах исследователей (2-3 работы). Определить, что заботит взрослых и ученых в этой проблеме.

3) формирование 2-х групп «социологов»: разработка и проведение анкеты среди 1)учащихся и 2)взрослых (родители, учителя, родственники и знакомые)
 Помощь в формулировке вопросов анкеты, при систематизации и анализе полученной информации.

4) составление вопросов для анкетирования зарубежных сверстников (Германия, колледж города Фульде), сравнительная характеристика германских и российских школьников по вопросам экономических знаний, потребностей и трат.
 
Регулярно (раз в неделю) проводить консультации с участниками проекта; провести урок обработки первичной информации по теме и уточнения исследовательских задач по группам (на мой взгляд, здесь необходима работа всего класса одновременно); помочь в тиражировании анкет; включить в работу учителей английского языка (Л.В. Чечулина) и информатики (Л.В. Краева); организовать урок-конференцию, на которой будут представлены результаты работы групп исследователей. Помочь оформить газету по теме «Подросток и деньги». Проведение родительского собрания, организация презентации работы учащихся (рассказывают дети).
 

Учащиеся

 
Ознакомиться с проблематикой вопроса, выделить ключевые моменты.
Определить способы деятельности по сбору и обработке информации.
Определить состав групп (по желанию), цель и задачу каждой группы.
Провести «мозговой штурм»: какие понятия должны быть исследованы (работа всего класса).
 
Работа по группам: 
1 группа: Определить ключевые термины по данной теме, отобрать наиболее важные, составить словарик (от руки или машинописный текст).
 
2 группа: найти в Интернете статьи (Перл Дж. Дети и деньги. Уроки финансового благополучия. 2003. А.Б. Фенько. Дети и деньги: особенности экономической социализации. 2005. и др.). Определить главные вопросы для исследования. Систематизация материала.
 
3 группа: разработать предварительные вопросы для анкетирования учащихся старших классов.
 
4 группа: разработать предварительные вопросы для анкетирования взрослых людей (учителей, родителей, родственников, знакомых), получить предварительное согласие респондентов на анкетирование.
 
5 группа: подготовить вопросы для анкетирования зарубежных сверстников, перевести на английский язык на факультативных занятиях по английскому языку.
 
Работа групп продолжается в течение 3-4 недель, затем каждая группа представляет результаты своей работы всему классу (на уроке). Анализ, отбор важной информации, самооценка работы, дополнительные задачи для каждой группы.
 
После уточнения исследовательских задач группы «социологов» формулируют окончательные варианты вопросов для анкетирования, оформляют анкеты, проводят опросы. Обрабатывают информацию, составляют сводные таблицы, оформляют результаты в письменном виде. Делают выводы на основании собранной информации. Работа в течение 1 – 1,5 месяцев.
 
На уроке-конференции представляют результаты работы своей группы, знакомят остальных учеников со своими выводами. Обобщают выводы по группам в итоговые, общие выводы по теме. 
 
 
Оформляют красочную газету, готовят презентацию своей работы для родительского собрания, выступают на родительском собрании. 2-3 недели. Оформляют и распространяют памятки «Советы родителям», «Советы учащимся», «Советы учителям».

Выводы


В условиях проектной деятельности старшеклассники попадают в ситуацию неопределенности, задача учителя в это время – мотивировать на выполнение работы, разбив задачу на посильные элементы. Моделировать ситуацию решения поставленной проблемы необходимо не сразу, а через заранее оговоренное время, выделив его на поиски самостоятельного решения, выработку собственного алгоритма деятельности учениками. Например, недельный срок будет достаточен при условии напоминания об отчете о достигнутом в середине этого срока. Такая постановка вопроса требует от преподавателя собранности и организованности в действиях.

Труднее всего при соблюдении жестких условий метода проектов остаться учителю в роли заинтересованного наблюдателя: и сами учащиеся ждут максимальной помощи, и учителю трудно избавиться от внутреннего посыла «знать больше, уметь лучше». Необходимо постоянно напоминать себе, что в процессе совместной деятельности у учеников получается общий проект (продукт), который уникален, не сводим ни к какому другому результату деятельности. А в процессе объединения усилий, разделения труда в микрокоманде рождаются и развиваются личностные волевые и интеллектуальные качества, тренируются коммуникативные навыки, формируется мировоззрение учеников. Роль учителя – остаться наблюдателем и помощником в определении и артикуляции причин удач и/или неуспехов команды на разных этапах совместной деятельности – от определения целей и задач до презентации результата.

Вернуться назад