Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > История профессионального образования в России XVII – начало ХХ в.
Главная > История образования > История профессионального образования в России XVII – начало ХХ в.

История профессионального образования в России XVII – начало ХХ в.


16-03-2013. Разместил: Наталия
Профессиональное образование как система начала формироваться на территории России в середине XVII века. Считается, что в это время появились типографские, лекарские, посольские школы. Например, первый набор Типографская школа, организованная при Приказе печатного двора, совершила в 1681 году, а уже к 1684 году в ней обучалось 194 школяра. Детвора проходила общеобразовательный курс и в дополнение осваивала знания, необходимые для работы в типографии. Школа отличалась жесткой иерархией. Старостам учебных классов выплачивали «стипендию» - «поденный корм». В их обязанности, кроме поддержания порядка и связи с преподавателями и наставниками, входил еще и первичный контроль знаний у товарищей. Каждое ведомство готовило приказных людей для себя.

Профессиональное образование в знакомом нам виде – заслуга Петра Великого. Поездив по Европе, проиграв нарвское сражение в Северной войне, царь Петр озаботился нехваткой в державе технических специалистов, и начался новый виток в развитии профессионального образования. Россия испытывала нехватку в корабелах, мореходах, офицерах, артиллеристах, инженерах различных специализаций. Так с легкой руки царя Петра в Москве в Сухаревой башне была основана "Школа математических и навигацких наук” (1701 г.). Именно навигаторские классы оной стали основой Петербургской Морской Академии в 1715 году.

В школе при Академии обучались мальчики 12-20 лет от роду всех сословий, кроме крепостных. Государство брало на себя их полное обеспечение. Если в 1703 году на обучении числилось 300 человек, то уже в 1711 году их количество выросло до 500. Учащийся проходил три образовательные ступени. Чтение, письмо, грамматика и арифметика – начальная ступень. Углубленная арифметика, геометрия, тригонометрия – цифровая ступень. Обучение в навигаторских классах – высшая ступень. Практику ученики третьей ступени проходили на судостроительных верфях, на морских судах, на прокладке дорог. Видную роль в организации профессионального образования сыграли Леонтий Филиппович Магницкий и шотландец Генри (Андрей Данилович) Форварсон (возглавил Школу математических и навигацких наук с 1701г.). Уже через год работы Академии в ее структуре были созданы артиллерийская и инженерная школы. Профессиональная школа того времени носила сословный характер. Основной ее целью была подготовка специалистов для различных областей государственной службы.

Именно Петр І заложил фундамент сети духовных и светских школ, не дифференцируя метрополию и провинцию. Свое понимание цели службы Государю и Отечеству Петр Великий изложил в Табели о рангах. Именно в этом документе был поднят вопрос об ответственности за титул и об отсутствии связи между титулом и общественным почетом, при отсутствии личных заслуг перед отечеством. Но, несмотря на все усилия Петра І, большинство дворян считали учебу ниже своего достоинства… Пришлось ему в 1714 году издать знаменитый указ о дворянских недорослях: пока не выучишься грамоте, жениться не можешь!

Служение государству Российскому требовало все более конкретных знаний в экономике, праве, политике, инженерии, а для этого нужно было больше подготовленных специалистов. Так, для удовлетворения все возрастающей потребности в мастерах по металлургии и горнодобывающему делу в Петербурге в 1733 году было основано Горное училище, приравненное по своему статусу к академиям. Это было первое училище с явно выраженным инженерным уклоном.

На новую ступень профессиональное образование поднялось в конце XIX – начале ХХ вв. Труд усложнялся, организация трудового процесса не стояла на месте, возникали крупные механизированные и машинизированные предприятия. Все это требовало специалистов, подготовленных соответствующим образом, развивалась система профессионального образования. К концу XIX века в России насчитывалось 143 средних специальных учебных заведения, находящихся в ведении различных министерств. Не удалось избежать отраслевой диспропорции и территориальной неравномерности размещения учебных заведений, это проявилось в скученности учебных заведений вокруг крупных промышленных центров. Система профессиональных школ развивалась довольно быстро и в 1914 –15 учебному году в империи уже насчитывалось 17 сельскохозяйственных и 250 коммерческих училищ.

В предреволюционные годы ХХ века министром народного просвещения был назначен Игнатьев Павел Николаевич (1915-1916 гг). Новый министр пытался реформировать среднюю школу в соответствии с запросами нового, капиталистического времени, ввести всеобщее обучение в начальной школе, увеличить количество технических и сельскохозяйственных образовательных учреждений. Правительство отвергло его проекты как несвоевременные (шла война), честный человек, Игнатьев был вынужден покинуть свой пост. Начался период децентрализации в управлении профессиональным образованием в России, учителя и ученики были предоставлены сами себе. Военное и революционное время резко изменило ситуацию, обрушило то, что складывалось в течение 300 лет.

Открывались новые горизонты для крестьянских и пролетарских детей, для молодежи национальных окраин огромной страны.



Вернуться назад