Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > К вопросу о «чувстве слова»
Главная > Внеклассная работа > К вопросу о «чувстве слова»

К вопросу о «чувстве слова»


16-02-2013. Разместил: Наталия
Чувство слова – это человеческое качество, проявляющееся в невозможности ни писать, ни говорить неправильно. Врожденная грамотность – это врожденная интуитивная способность не делать ошибок в написании слов, предложений, текстов, писать грамотно, даже не зная правил! Таким образом «врожденная грамотность» есть неотъемлемая составляющая «чувства слова».
 
Ученые, постфактум изучая письменное наследие, приписывают врожденную грамотность Пушкину, Чехову, Катаеву, Грину. Затем они находят слова, подтверждающие выдвинутые теории, записи в дневниках и другие сведения. И уже мы расстраиваемся, опускаем руки, понимая, что «он Пушкин, ему можно…». Но может быть все несколько иначе, чем видят ученые-языковеды? Да, чувство слова Пушкина может объясняться не только влиянием русских и французских форм, но и тем, что информационная нагрузка на Александра Сергеевича в десятки раз была меньше, чем на нашего современника. 
 
Словесный и терминологический шум создает прецеденты, когда слово родной речи трансформируется в некую универсальную словоформу, засоряя восприятие и не способствуя правильности. Слова-двойняшки: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит, но ЗвонИт – проблемы с ударением… А ведь есть еще ШвЭция, рЕзетка, мамЫны, швЭдка – слова, которые режут слух и необратимо трансформируют обиходный язык… В подобном языковом пространстве русскую речь учит ребенок, которому даже при знании всего многообразия и взаимовлияния моделей родной речи, правильно использовать свое знание достаточно сложно.
 
Ученые считают, что «чувство слова» формируется за счет активной работы:
- над книгой (осознанный, поступательный, логический анализ содержания, структуры и смысла текста);
- над эстрадными миниатюрами (предложение вызывает нужные ассоциации);
- над политическими выступлениями (речь формирует необходимые эмоции и желания);
- над текстом лекций (в ограниченный временной интервал требуется вложить необходимый и достаточный, на взгляд лектора, объем информации);
- во время написания сочинений и изложений в школе!
 
Человек должен понимать, что слово ВСЕГДА несет в себе заряд энергии, которая в разных ситуациях, проявляет себя по-разному. Слово – это то, что, по мнению человека, качественно отличает его от животных. Слово создает миры вокруг нас и в наших душах, и важно уметь им пользоваться. Слово есть часть суждения, а суждение есть признак наличия мысли, результат мышления. Кто как мыслит, такие слова и использует! И мысль материальна! Этому есть множество подтверждений.
 
Максим Горький, описывая страдания Клима Самгина («Жизнь Клима Самгина»), так вошел в образ своего героя, что у писателя появились раны на руках, синяки, полученные литературным героем во время пыток, потерял сознание. Гоголь в периоды депрессий писал юмористические рассказы, тем самым поднимая себе настроение. Байрон написал за четверо суток «Абидосскую поэму», стремясь прогнать слезливую меланхолию, в чем и преуспел. Леся Украинка, проецировала свою физическую боль на бумагу, тем самым облегчая свое существование.
 
Они стали великими, их помнят именно благодаря чувству слова, которое проявлялось в умении выразить метания души, потаенные мысли и чувства, в создании ощущения присутствия. Язык управляет миром. Язык управляет и Homo Sapiens. Но управляет опосредованно через вербальные возможности человека. Какие возможности носителя языка, таков и мир, окружающий данного индивида. Слово – образ – проекция мира внутреннего на мир внешний. Ученые изучают литераторов, но в настоящее время телевидение оказывает большее воздействие на формирование личности, чем книги. Через экран телевизора формируется новое культурное сообщество, и этот процесс тем эффективнее, чем правильнее используются слова…
 
Чувство юмора – это внешнее проявления чувства слова. Именно поэтому так феерически веселы И. Ургант и А. Цекало, скорость мысли которых совпадает со скоростью словообразования. Игра словами этих телеведущих настолько ювелирна, что абсолютно безразлично – экспромт или авторская заготовка слетает с их уст.
 
Умение сочинять каламбуры, шутки для КВН, стихи на спор – это одно из немногих проявлений чувства слова. И именно из-за «дефицита» людей этим чувством обладающих, капитанские конкурсы и конкурсы импровизации в КВН наиболее трудны для команд. Умение своевременно создавать шутку-образ, попадающую в цель, – это неотъемлемое свойство людей-носителей данной способности. Чувство легкости слова было присуще многим представителям народного (крестьянского быта), частушки и припевки, побасенки, загадки.... А. Масляков, И. Угольников, Д. Нагиев, Г. Мартиросян, И. Ургант, П. Бормор – вот неполный список наших современников, чувство юмора которых проявляется в неповторимо-точной вербализации мысли. Людей, слушая которых, понимаешь, насколько скуден твой язык и как много есть прекрасных слов и словоформ, которые отсутствуют в твоем повседневном лексиконе.
 
 
Очевидно, что чувство слова – это достаточно редкое человеческое качество. Способность, создающая конкурентное преимущество во многих профессиях, не ограничивается грамотностью. Остроумие, своевременность, точность, умение выразить словами то, что скрыто от остальных, умение облачить в слово яркие мысли и сделать это неповторимо… Быть творцом. Относиться к словам бережно, как маленьким детям – трепетно, нежно, уважительно. Восхищаться и направлять… Все это делает человека интересным собеседником, романтичным партнером, мудрым приятелем, желанным гостем – и это лишь малая часть преимуществ людей обладающих чувством слова…

Вернуться назад