Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Появление первых детских садов в России – 100 лет прошло, что изменилось?
Главная > История образования > Появление первых детских садов в России – 100 лет прошло, что изменилось?

Появление первых детских садов в России – 100 лет прошло, что изменилось?


9-02-2013. Разместил: Наталия
Возможно, о детях – цветах жизни, о саде – месте взращивания нового поколения, размышлял в начале ХIХ века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, немецкий педагог, известный как основатель заведений для игр и занятий детей младшего возраста, разработчик системы воспитания и развития малышей и автор термина «детский сад». 
 
 
Необходимость создавать такие заведения появилась в связи с изменениями в жизни общества, когда женщины стали принимать участие в решении государственных и общественных проблем, пожелали повысить свой образовательный уровень и, будучи столь занятыми, не могли посвящать много времени воспитанию и развитию своих чад.
 
 
У нас в стране, конечно, подобная проблема назрела несколько позже, чем в Европе или Америке, которые стали тут же перенимать опыт Германии. Первые детские сады в России возникли в середине позапрошлого столетия. Но они тогда не получили такого широкого распространения, как в других странах. Почему? 
Организованным воспитанием и развитием групп детей государство не занималось, поэтому сады были частными, соответственно, платными. То есть, речи о содержании в них ребятишек рабочего люда, жившего бедно, не было. А обеспеченные родители предпочитали иметь нянь и гувернёров, полагая, что индивидуальное воспитание первично по сравнению с общественным, ведь в группе нет возможности уделять достаточно внимания каждому.
 
 
К тому же в существующих садиках, принадлежащих богатым городским дамам (речь идет о Москве, так как в провинции и вовсе не было ничего подобного), ребятишкам давали, по сути, облегченную школьную программу, а не свободное развитие, которое ставил во главу воспитания Фрёбель (что-то это напоминает, правда?). Естественно, родители, имеющие возможность отдать своё дитя в такой сад, не видели в этом никакого смысла. Ведь чтению, письму, счету, иностранным языкам ребенка прекрасно мог научить личный учитель-гувернер.
 
 
В то же время, в Петербурге было создано Фребелевское Общество, основанное интеллигентами-энтузиастами. Они не только создали детский сад, но и организовали серьёзные курсы подготовки воспитательниц-«садовниц», где обучали основам воспитания по принципам детской возрастной психологии:
1. Игра для ребенка – основополагающая составная его жизни.
2. Природа наделила маленьких детей стремлению к общению и общественной деятельности. Игра со сверстниками – вот их главная деятельность.
3. Дети непорочны – поэтому наказание в отношении них неприемлемо.
 
 
Это определенно отличается от заучивания грамоты, счета, языков, взятого за основу дошкольного образования в традиционных детских садах, существовавших в Москве.
 
 
Детский сад, созданный Обществом, был объявлен народным. Его могли посещать дети небогатых родителей за 10 копеек в месяц. Кроме того, самые малообеспеченные ребятишки освобождались от платы.  Два часа утром воспитанники занимались по программе, разработанной Фрёбелем, еще два часа было отдано на свободные игры в игрушки и друг с другом.
 
 
К сожалению, такой сад так же не поддерживался государством, функционировал всего несколько лет и в единственном экземпляре.
 
 
Затем уже, когда Москва стала развиваться как промышленный город, остро встал вопрос о дневном содержании детей, матери которых работали на заводах. Государство организовывало общественные учреждения-приюты, основная цель которых – присмотр за детьми. Специальные программы, а так же субсидирование занятий с детьми дошкольного возраста появились только в начале XX века.
 
 
 
Со времен появления первых детских садов в России прошло более сотни лет, но удивительно, что до сих пор воспитание в детском саду, особенно в подготовительной (выпускной) группе, часто ограничивается лишь тем же заучиванием грамоты, счета, языков.

Вернуться назад