Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Первый российский ВУЗ "создал" множество великих умов
Главная > История образования > Первый российский ВУЗ "создал" множество великих умов

Первый российский ВУЗ "создал" множество великих умов


1-02-2013. Разместил: Наталия
Впервые задумка о создании системы полноценного университетского образования появилась еще у царя Алексея Михайловича, по приглашению которого из Белоруссии в 1664 году в Москву прибыл просветитель, богослов, поэт, педагог, переводчик Симеон Полоцкий. Именно ему принадлежит идея создания высшего учебного заведения в Москве с целью подготовки образованных людей, как для государственной, так и для церковной службы.

По прибытии в Москву Симеон был поселен на территории Заиконоспасского монастыря, где открыл для подьячих Приказа Тайных дел (аналог современного КГБ-ФСБ) латинскую школу. Среди его учеников был и наследник престола царевич Федор Алекссеевич, который скончался в возрасте 20 лет, и царевна Софья, взошедшая на престол как регентша  при малолетнем Петре I и недееспособном Иване V (1782-1789). Однако за период столь недолгого правления Софья Романова успела раскрыть свои великие политические способности, в частности именно с ее именем связывают создание Славяно-греко-латинской академии, 1687 года открытия. Учитывая глубокую религиозность русского общества в данный период времени, первый ВУЗ также носил исключительно христианскую направленность.

Первыми педагогами новоиспеченной Академии принято считать братьев Софрония и Ионакия Лихудов, прибывших из Греции. Обладая энциклопедическими знаниями, эти ученые приложили для достойной организации первого ВУЗа все усилия. Чистота православных убеждений, преданность своему делу и глубокое знание, а также неумное трудолюбие позволяет сравнить их с братьями Кириллом и Мефодием, которые также были греческими учителями, а впоследствии и вовсе были объявлены святыми.

Новосозданная Академия была учебным заведением всесословным, а состав учащихся более чем пестрым: «сыновья кабального человека, солдата, конюха, купца соседствовали с детьми высших аристократических фамилий, таких как Одоевские или Голицыны». Примерно половина учащихся была из бедных семей. Большинство дворян Академию не сильно жаловали из-за большого количества простонародья. Многим ученикам-простолюдинам, чтобы прокормиться, приходилось подрабатывать. Эта участь постигла и знаменитейшего выпускника первого в России ВУЗа Михаила Васильевича Ломоносова. Впоследствии он будет вспоминать: «Мне нельзя было тратить стипендии более чем на один ломоть хлеба и кружку кваса в день, остальное уходило на бумагу, чернила и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил». Вообще, следует отметить, что путь Ломоносова в науку был крайне тернист и сложен, но он проявил твердость характера и не отступил, в результате – стал человеком с мировым именем, с него стоит взять пример сегодняшнему подрастающему поколению.

Славяно-греко-латинская Академия в Москве по характеру предоставляемого образования соответствовала стандартам западноевропейских университетов, выпускавших кроме богословов также специалистов для государственной службы, медиков, переводчиков, преподавателей, в частности и для России.
Полный академический курс длился около 15 лет. Невероятный срок, современные ученики с трудом отучиваются 11 лет. Подготовительный класс, носивший название «школы словенского книжного писания», был начальным, там обучали русской грамоте. Далее ученики переводились в «школу греческого книжного писания», там им преподавали греческую и славянскую грамматику, а также латынь. Ученики, которые успешно завершили данный курс, могли приступить к высшему уровню обучения, где преподавание велось исключительно на греческом языке. Тут изучалась пиитика, риторика, диалектика, логика, физика и богословие.

Славяно-греко-латинская академия оказала неоценимое воздействие на всеобщую культурную и духовную жизнь России в тот период времени. Значительный вклад в российское духовное просвещение внесли даже самые первые ее выпускники, в частности Михаил Ломоносов - великий ученый-энциклопедист, Петр Постников - первый в России доктор медицины, Леонтий Магницкий - математик, автор знаменитого учебника,  Антиох Кантемир - поэт и дипломат, Карион Истомин - поэт, Василий Баженов - архитектор и многие другие.

Создание первого полноценного российского ВУЗа в конце XVII века свидетельствует, что реформы Петра I строились не на пустом месте, шаги к европеизации России делались и до царя-реформатора. О всеобщем, внесословном, светском образовании тогда даже не помышляли: зачем крестьянину, ремесленнику, простолюдину грамота? Пойдет ли она ему впрок? Способен ли он к обучению?  На рубеже эпох потребность в грамотных людях была невелика по сравнению с современностью: священники, купцы, чиновники, аристократы-придворные…  Многие дворяне не считали необходимым учить детей письму и счету, вспомните хотя бы  знаменитый петровский указ 1714 года: нельзя женится недорослю, пока грамоту не освоит.


Вернуться назад