Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Екатерина II - нравственный идеал в образовании
Главная > История образования > Екатерина II - нравственный идеал в образовании

Екатерина II - нравственный идеал в образовании


30-01-2013. Разместил: Наталия
Внимательнейшим образом изучив опыт организации системы образования в государствах Западной Европы, а также ключевые педагогические идеи того времени, в частности труды Франсуа Фенелона, Яна Амоса Коменского, «Мысли о воспитании» Джона Локка, императрица сформулировала новую задачу обучения: не просто учить, а еще и воспитывать. Основой стал идеи философов-просветителей, в частности Ж-Ж. Руссо, считавшего сознание новорожденного человека «чистой доской, на которую можно записать только правильны мысли и чувства», этот идеал «нового человека» исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики насилие и принуждение. При этом екатерининская воспитательная концепция требовала максимально возможной изоляции детей от окружающего мира и передачи их на попечение учителей. Итак, в 1760-70 годы Екатерина II сделала попытку создать в государстве систему воспитательно-образовательных учреждений. Хотя уже в 80-е годы центр внимания вновь был перенесен с воспитания на обучение.
 
 
Екатерина II - нравственный идеал в образованииОдним из активных помощников в реализации идеи воспитания новых людей был И.И.Бецкой, с его подачи был учрежден закрытый пансион для «выращивания девочек» – будущих воспитательниц своих детей (Общество двухсот благородных девиц с отделением для мещанок). Он же по поручению императрицы разработал «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», согласно которому в 1764 году при Академии художеств открылось училище, Воспитательный дом в Москве (для брошенных детей), а в 1772 году – коммерческое училище.
 
 
Особого внимания заслуживает Общество благородных девиц, которое положило начало женскому среднему образованию в России. Всех воспитанниц разделили на 4 возраста, каждый из которых носил свой цвет платья:
- 6-9 лет – коричневый;
- 9-12 лет – голубой;
- 12-15лет – сероватый;
- 15-18 лет – белый.
Раз в три года проходил прием в первый класс. Учебная программа состояла из русского и иностранных языков, географии, арифметики, истории, стихотворства, архитектуры, геральдики, рисования, танцев и музыки. Девушкам также давались некоторые знания по домашней экономии. Из выпускниц получались образованные учительницы, фрейлины и жены. Но серьезного нравственного прогресса добиться в Смольном институте не удавалось…
 
 
Тогда в ход пошла идея о воспитании «всех». «Устав о народных училищах» 1786 года предполагал учреждение в каждом губернском городе народных училищ двух ступеней:
- «малые училища» – за два года обучения здесь преподавали грамоту, чтение, арифметику и Закон Божий;
- «главные училища» - 4 класса, предназначенные для подготовки педагогов для училищ «малых».
 
 
В России до конца XVIII века не существовало педагогических учебных заведений. Только в 1786 году были учреждены Главные народные училища с целью подготовки учителей для училищ уездных. Обучение будущих педагогов длилось пять лет и включало в себя кроме общеобразовательной подготовки освоение способа учения и работы с классом. После окончания они сдавали экзамен для получения аттестата учителя. Следует отметить, что в дворянских семьях традиционно нанимали детям домашних учителей.
 
 
 
Екатерининская реформа до логического конца не была доведена, но сыграла существенную роль в развитии образования в России. Следует обратить внимание на то, что за период с 1782 по 1800 года различные виды школ закончили около 180 тысяч детей, среди которых было 7% девочек. В России к началу XIX века открылись около 300 пансионов и школ, среди которых, правда, почти не было сельских школ, и крестьянство по-прежнему практически не было допущено к образованию. Хотя еще в 1770 году был разработан проект создания деревенских школ, предполагавший введение для всех мальчиков обязательного начального обучения вне зависимости от сословия, но проектом он и остался, в жизнь воплощен не был.

Вернуться назад