Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Янкович де Мириево: начало классно-урочной системы (опыт европейских стран в России XVIII века)
Главная > История образования > Янкович де Мириево: начало классно-урочной системы (опыт европейских стран в России XVIII века)

Янкович де Мириево: начало классно-урочной системы (опыт европейских стран в России XVIII века)


26-01-2013. Разместил: Наталия
Особую роль в становлении народного образования России сыграли события XVIII века. Именно в это время была предпринята первая проба организации госсистемы народного образования, впервые разработаны и апробированы основные воспитательные постулаты светскости, воспитанности, цивилизованности и обученности детей.
 
Социально – экономическая жизнь продвигалась, совершенствовалась и заявляла потребность в наличии все большего количества образованных людей. Система домашнего обучения дополнялась светским процессом обучения молодежи под контролем государственных структур. Вспомните «Недоросля», великолепно срисованного Д.И. Фонвизиным с реальных типажей своего времени, такого «образованного» человека нельзя было задействовать и на офицерской должности, ни в управленческом аппарате просвещенного государства. А Екатерина II не сомневалась, что добрые нравы и великая ученость могут быть привиты юношеству благородными наставниками. Школа, урок, класс – тот способ, который является наилучшим для процесса воспитания и образования. Калька была снята с немецких школ с упорядоченной системой поурочного изложения учебного материала (от старого к новому, от простого к сложному), единого для всех учеников и учителей, единой программой обучения и учебниками.
 
 
Во время правления царя Петра, влияние иностранцев на все сферы деятельности России было довольно серьезным. В Европе школы брали за основу опыт Страсбургской классической латинской гимназии И. Штурма, постепенно переросшей в Университет. Так был заложен фундамент обучения по принципу - один класс в один год, положенный в основу классно-урочной системы.
 
Модель классно-урочной системы впервые серьезно обосновал чешский мыслитель Я. А. Коменский, считавший ее педагогически эффективной, видевший в ней возможность становления более демократичного образования в школе. Императрица Екатерина II следовала примеру Петра I, занимаясь вопросами просвещения своей страны. Решив принять австрийскую систему, выбрала в Австрии достойного организатора, который смог наладить работу образовательных учреждений в России, осуществлять руководство начальным народным образованием. Ей указали на опытного педагога сербского происхождения, но с отличным знанием русского языка и православного по своему вероисповеданию – Ф. И. Янковича де Мириево.
 
 
Правительством Австрии он был замечен еще в 1774 году, благодаря своему педагогическому таланту. Императрица Мария Терезия создала для него дворянский титул, продолжив его древнейшую фамилию, как де Мириево, по названию деревни, которой владела его семья.
 
 
Реформа образования, проведенная Екатериной II, привела к появлению «народных училищ»: главных и малых, где прививались высшие ценности людей - незапятнанная совесть, удовлетворенность жизнью, благодарность богу и императрице. Идеи о том, что "знания исправят нравы", витали в воздухе, это был главный конек философии Просвещения.  Де Мириево более 20 лет совершенствовал систему народного образования России. За этот период была создана комиссия об учреждении училищ, были составлены правила для учащихся, организована учительская семинария, готовившая учителей, написаны различные учебные пособия и руководства, как для учителей, так и для учеников. В основном все эти книги, представляющие собой переводы с немецкого языка, рассматривались и одобрялись Екатериной II.
 
Кроме того, Янкович, выполняя поручение Екатерины II, создал большой сравнительный словарь из 4 частей со сравнением 279 языков.
 
Огромный вклад в развитие российского образования в XVIII веке, а также в становление привычной нам сегодня классно-урочной системы, внесли русские цари, Петр Первый и Екатерина Вторая, в тандеме с иностранцами, а также выбранный императрицей талантливый педагог Ф. И. Янкович де Мириево.

Вернуться назад