Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Почему ребенок не хочет заниматься с репетитором?
Главная > Репетиторство > Почему ребенок не хочет заниматься с репетитором?

Почему ребенок не хочет заниматься с репетитором?


25-01-2013. Разместил: Наталия
Если ребенок после нескольких занятий с репетитором жалуется на скуку или непонимание, не хочет больше заниматься, отлынивает всеми способами. Что делать? 
 
Родители делятся в такой ситуации на две категории. Первые прессуют ребенка, обвиняют его в лени, бестолковости и т.п. с благой целью наставить на ученья путь. Но нам интересны вторые, которые хотят детям привить не только знания, но и сохранить психическое здоровье. Если вы из таких родителей, то читайте дальше.
 
Ответить на вопрос: «Почему у ребенка происходит отторжение репетитора?» можно, выяснив:
- как проходят занятия: какое процентное соотношение теории и практики; как происходит закрепление и оценка знаний; что дается на самостоятельную проработку и как контролируется?
- что именно не устраивает ребенка в репетиторе (что усыпляет, раздражает, утомляет ребенка во время занятия)?
 
Вывод: нужно поприсутствовать на занятиях, поговорить с ребенком, поговорить с репетитором, поговорить с ребенком и даже еще раз посетить занятия. То есть уделить время на сбор информации для размышления, и после начинать действовать.
 

Психологи выделили три причины, почему ученик и репетитор могут не сойтись характерами:

1. Репетитор не может продемонстрировать ученику свою компетентность. «Истина» по одному и тому же вопросу от занятия к занятию изменяется. Например: ударение в слове «созвонимся» блуждает от третьего слога ко второму. Авторы ЕГЭ считают правильным первый вариант, а вот ряд языковедов говорят о правильности второго варианта.
 
Репетитор опаздывает, или впадает в меланхолическое настроение, или рассказывает о своей «звездности» и успехах тех, кого учил, не контролирует свои эмоции. Не дифференцирует целесообразность применения «пряника» или «кнута». Все это ставит преподавателя в один ряд со школьными учителями, которые уже утомили подростка и, как следствие, его сознание занято не усвоением информации, а переживанием еще одних часов обучения. Считается, что Педагог не будет хвалить или ругать без повода, но найти такого профессионала – это уже подвиг!
 
2. Протекание познавательных процессов у репетитора и ученика могут кардинально отличаться. Органы чувств (осязание, обоняние, зрение, слух плюс заявленная Аристотелем интуиция и минус вкусовые рецепторы) связывают человека с внешним миром в процессе обучения, создавая индивидуально-значимую картину последнего. Аудиалы, визуалы, кинестетики (чистые типы встречаются не часто, чаще это смешение в некоей пропорции) по-разному воспринимают информацию и испытывают некоторые трудности, если информация подается в виде, не оптимальном для восприятия. Например, аудиалы не воспримут графических изображений (схем, рисунков, графиков). Визуалы утонут в словесной шелухе (примеры из жизни, рассказы о логике исследования). Кинестетикам вообще лучше потрогать все своими руками, чем семь раз увидеть или полчаса прослушать. Чудо, если ваш ребенок и репетитор совпадают по способу приема и переработки информации. Вывод: репетитор, который с успехом работал с детьми знакомых, не факт, что окажется полезным (не проблемным) для вашего чада.
 
Чаще «чуда» не происходит. Но отказываться от услуг специалиста не обязательно. Зачастую достаточно обратить его внимание на подобную нестыковку и репетитор-профессионал подстроится под восприятие ребенка без снижения качества материала, который он преподает. Проблема не в том, что репетитор не знает о подобных различиях, а в том, что репетитор - тоже человек и, как всякому человеку, ему свойственно идти проторенным путем, экономя свои силы и эмоциональную энергию. Только дилетант от педагогики не сможет перестроить свою методику под ребенка с иным способом познания мира, и вот уже от такого репетитора стоит избавляться.

3. Более глубокая когнитивная нестыковка по типам мыслительной деятельности. Познавательная деятельность тандема память-мышление у старшего поколения проходит под знаком «логики». А подросток компьютерной эпохи запоминает образы и мыслит ассоциативно. Связи между информационными блоками эмоционально обоснованы, т.е. они индивидуальны и понятны только ребенку. Именно поэтому анекдот прошлого века про собаку, которая понимает, а сказать не может в двадцать первом веке становится суровой былью. Мозаичный (клиповый) способ мышления обеспечивает сортировку и распределение в недрах памяти огромного объема информации, но не позволяет своевременно ее извлечь и облечь в словесную форму. Репетитору же нужно изложение выученного материала, умение применить на практике полученные навыки, понимание связей между процессами и т.п. - все то, с чем испытывает трудности современный подросток. Ребенок достаточно легко решает тестовые задания, основанные на узнавании или припоминании, но испытывает трудности при необходимости сформулировать свое знание. Ребенок скучает, не понимая ценности в логических построениях учителя, и жалуется родителям
 
Разумные родители должны разъяснить подростку, в чем проблема и почему нужно учиться дальше. Миром правят взрослые. Чтобы они заметили молодого специалиста нужно мыслить категориями взрослых. Осваивать логическое мышление важно, т.к. в паре с ассоциативным мышлением они создают конкурентное преимущество, неоценимое для делового общения, профессий, ориентированных на социум, и для креативных решений.

Вернуться назад