Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Обучение и воспитание в Киевской Руси
Главная > История образования > Обучение и воспитание в Киевской Руси

Обучение и воспитание в Киевской Руси


22-01-2013. Разместил: Наталия
Летописный рассказ приводит яркое свидетельство отчаянных попыток простых людей не отдавать детей на «книжное учение»: дружинники князя Владимира ходили по дворам в Киеве и собирали подростков, родители их прятали и выли вслед уводимому – семья лишалась работника. В ходе обучения менялось и мировоззрение юноши - было по кому плакать родственникам. Средствами воспитания служило выполнение детьми с малолетнего возраста религиозных христианских обрядов, соблюдение постов, заучивание молитв. Кроме того, использовался поистине варварский метод физических наказаний, которые согласно рекомендациям православной религии должны были искоренять «злое начало» в детях.  
 
 
Позже в Киевской Руси открылись государственные школы, готовящие образованных людей их среды бояр, дружинников, «княжих мужей». Церковь и князья также создавали школы для обучения священников. Учебниками служили: часослов, азбука и псалтырь. 
 
Школы в это время устраивались при монастырях, где учителями служили представители низшего духовенства (дьячки и дьяконы). Существовали также школы высшего типа, которые готовили лиц для церковной и государственной деятельности, в частности школа при Киево-Печерском монастыре. Обучение проходило на родном языке, изучалось богословие, риторика, философия и грамматика. «Книжными мужами» стали Ярослав Мудрый, его сыновья, а внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах создал всем известный литературно-педагогический памятник начала XII в. "Поучение детям”, где простым языком описал свою жизнь, военные успехи и книжные способности. Личным примером Владимир Мономах утверждал для детей уважение к книге и образованию. С XI-XIIвв. Повсеместно в городах высоко ценилась образованность, теперь «именье книг паче злата».
 
 
Образование было доступно и для некоторых женщин из княжеских семей. Примечательно, что Янка (сестра Владимира Мономаха), которая основала в Киеве женский монастырь, при нем создала и школу, в которой обучались девочки.
 
 
Судить о том, что преподавалось в этот период можно лишь по тетрадям новгородских учеников, найденных археологами и датирующихся 1263-м годом. Исходя из этих данных, можно сказать, детям в XIII веке, кроме вышеперечисленного, преподавали коммерческую корреспонденцию и цифирь. А найденные археологами новгородские берестяные грамоты доказывают существование грамотности и среди простых горожан, так, например, ремесленники на своих изделиях оставляли надписи. Хотя в сельской местности, особенно в глухих дальних местах, практически все население было безграмотным.
 
 
В XII в. возникло новое ремесло – «книжных описателей». Создавались библиотеки при монастырях, из сохранившихся книг древнейшими являются «Остромирово Евангелие» (1056-1057) и «Изборники» 1073 и 1076 гг. Святослава Ярославовича, где размещены статьи по философии, грамматике и иным дисциплинам.
Кроме того, существенную роль в создании морального облика народа играло богатое устное творчество: песни, былины, сказки. Передаваемые из поколения в поколение устно, они выполняли функцию ознакомления детей с различными жизненными явлениями, прививали им знания и представления об общественных и семейных отношениях, любовь к труду, к родине, заботливое отношение к природе и людям, ненависть к угнетателям. Необходимо напомнить, что все богатыри, герои русских былин, изображались людьми грамотными. В качестве примера можно привести былину о Василии Буслаеве, где повествуется о том, что его мать "дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло”.
 
 
 
Главные достижения в образовании времен Киевской Руси:
- после введения христианства приказом Владимира «на книжное учение» отдавались дети «лучших людей»;
- обучение велось на родном языке;
- среди дисциплин, которые преподавались, были следующие: чтение, письмо, основы христианского вероучения, счет и некоторые другие;
- открывались школы высшего типа, которые готовили к церковной и государственной деятельности, где дополнительно изучали философию, риторику, грамматику;
- постепенно открывался доступ к образованию для женской части населения.

В период монголо-татарского ига образование и экономическая и политическая ситуация были неблагоприятны: в княжетсвах не хватало средств для содержания государственных школ, монастырские доходы были невелики, люди больше думали о выживании, чем о грамоте и счете... при монастырях и княжеских дворах были точечные и индивидуальные занятия для подготовки конкретно - священника, дьяка-писца, переводчика. Политическая и военная элита была большей частью неграмотной.

Возрождение сферы образования произошло с ликвидацией ига (1480г.) и образованием единого российского государства. О прогрессивном развитии образования на следующем этапе истории нашей страны читайте в статье Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство).

Вернуться назад