Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство)
Главная > История образования > Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство)

Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство)


21-01-2013. Разместил: Наталия
Центром просвещения в монгольский период становятся земли Пскова и Новгорода – наименее пострадавшие от иноземного вторжения. Именно здесь в XIV-XV вв. еретиками-стригольниками предпринимаются попытки возрождения школ книжного учения. Но официальная церковь и Москва не могли позволить проявления свободомыслия западного типа и школы прекращают свое существование. В этот временной промежуток, помимо официальных церковных школ грамотность в народе распространяют так называемые «мастера грамоты». Как правило, это служители церкви низшей иерархии – дьяки или «мирские люди» сделавшие обучение грамоте своей профессией. Работали они, как правило, по договоренности с родственниками детей либо у себя на дому, либо в семье у обучающегося. Иногда у учителя обучалось несколько учеников и, таким образом, получалась маленькая домашняя школа. Обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к языку ученика, чем латынь. В школах Западной Европы, например, все науки преподавались на латыни. Такое обучение строилось на индивидуальном принципе: у каждого ученика было свое задание (выучить молитву, решить задачу, переписать страницу текста и т.д.). Розги были привычным попутчиком учения книжного, прилежание к учебе рождалось постепенно.

 ДомостройДомостройНаставничеству на Руси всегда придавалось большое значение, а основным педагогическим принципом служил «перенос» образа жизни в систему воспитания. Нормы правильного поведения в средневековой Руси до нас донес «Домострой», автором которого был Сильвестр, личный духовник Ивана Грозного. «Домострой» - сборник практических наставлений по организации и ведению семейного быта. Кроме всего прочего, большое внимание «Домострой» отводит воспитанию детей. Это практическое руководство обособляло семью от основного мира и основывалось на идее повиновения старшего – младшему, человека – государству. Большое значение придавалось воспитанию патриотизма, мужества, трудолюбия, настойчивости и бережливости. К традиционным христианским запретам, таким как: «не прелюбодействуй», «не укради» прибавлялись новые, например «не насмехайся». Особая роль в системе семейного воспитания отводилась женщине. Она должна была быть учтивой, добродетельной и образованной, ей – хранительнице домашнего очага, надлежало заботиться о детях и воспитывать их в благонравии, быть первой наставницей в правильных поступках. В «Домострое» были собраны правила поведения человека в семье и обществе, просуществовавшие на протяжении нескольких веков. Их отголоски докатились и до наших дней.

С появлением приказов – органов центрального управления, налаживания внешнеполитических контактов – потребовалось профессиональное обучение дьяков и подьячих-писарей, толмачей-переводчиков. Обычно при каждом приказе была малая школа, где несколько юношей на платной основе готовились по конкретному направлению данного приказа (Разбойный, Поместный, Ямской, Стрелецкий, Разрядный, Челобитный и др.)

Объединение вокруг Москвы русских княжеств, способствовало становлению московской государственности. В XV-XVI вв. стремительно развиваются ремесла, возрастает значение прикладных наук. Требуются люди, обладающие познаниями в строительстве, военном деле, книгопечатании, солеварении, медицине и многих других отраслях.

Для бурно развивающегося государства церковных школ становится уже недостаточно. Но церковная монополия в образовательном процессе продлится еще сотню лет. По приглашению московских князей из-за границы приезжают мастера самых разных профессий: архитекторы, писатели-переводчики, литейщики-пушкари, ювелиры и стелодувы... Многие из них, обласканные сначала, окончили свою жизнь в тюрьме за свою "басурманскую" религию. Такова была реальность: образование на просторах России не имело проторенных дорог и "зеленого света".
О развитии образования в условиях России XVII века рассказано в статьях Царское ли это дело - книги читать? и Первый российский вуз "создал" множество великих умов.

Вернуться назад