Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Некуда больше тратить деньги или наконец-то?
Главная > Учебно-методическая работа > Некуда больше тратить деньги или наконец-то?

Некуда больше тратить деньги или наконец-то?


16-01-2013. Разместил: Наталия
Некуда больше тратить деньги или наконец-то?Интерактивная доска… Кто не в курсе - огромный планшетный компьютер с сенсорным управлением. Знаете, какие у меня она вызывает ассоциации? Первая – это воспоминание о чуть ли не обязательных на каждом уроке, как во времена моего детства, так и до недавних пор «по другую сторону баррикад», слов: «Кто дежурный? Сбегай за мелом». Вторая – почему-то Остап Бендер, который вдохновенно рассказывает, только теперь не крестьянам, а учителям, о том, как «интерактивный конь приходит на смену крестьянской… тьфу ты, просто привычной школьной доске».

Так что же такое новый гаджет – действительно полезная вещь или все же роскошь, а не средство обучения? Принятая на ура детьми вещь до сих пор вызывает споры среди учителей. Попробуем разобраться вместе?

Итак, мы на первом уроке. Математика, вернееНекуда больше тратить деньги или наконец-то? геометрия: учитель долго и нудно вырисовывает фигуры на доске… Или прямо на уроке, во время общения с классом, выводит один из шаблонов из памяти компьютера, вплоть до сложных объёмных фигур, а потом проделывает с ними все нужные для объяснения нового материала манипуляции. Что дает? Ну, как по мне, учитель сможет немного передохнуть на переменах, а не тратить это время на упражнения в черчении, да и непосредственно на занятии можно ускорить изложение новой темы, и (о ужас для школьников) увеличить количество вызовов к доске, в том числе за счет того, что можно будет забыть об обезьяньей работе, кстати, вредной для здоровья – стирания тряпкой ненужных рисунков, как, впрочем, и рисования новых. Нужные же рисунки всегда можно сохранить на будущее.  
 
 
Небольшая перемена – и дети спешат на один из любимых уроков – историю. А как иначе, ведь сегодня интересная тема о войне, и учитель опять, по новой, но уже хорошей привычке, покажет несколько эпизодов из кинофильма, посвященного славной битве. Разве такое потом забудешь? Ну и самому учителю проще – не нужно доставать чуть ли не в прямом смысле из нафталина древние, уже желтые портреты правителей, план-схемы и таблицы, на которых, честно говоря, сложно и неудобно отслеживать события. То ли дело – на интерактивной доске: прочертил одну линию фронта, стрелками обозначил направления ударов, показал их результаты… Прямо не урок, а какое-то футбольное обозрение с анализом игр. Ну, не совсем, но тоже интересно! 
 
 
 
Третий урок – география. А здесь – вместо долгого черчения контурных карт – в принципе, то же самое, но в разы быстрее. А сэкономленное время можно ведь и с большим толком истратить – наполнить карту дополнительной информацией, вписав названия городов и гор, рек и морей, выбрать из каталогов их изображения. И даже останется время, чтобы найти флаги и гербы стран. 
 
 
Четвертый урок – литература. О, на ней сегодня интересно! Кто бы мог подумать, что дуэль Евгения Онегина с Ленским выглядела так? Занятные тогда были пистолеты, оказывается! Девчата тоже не скучают – любопытно же глянуть, во что были одеты Татьяна и Ольга. Ну, а раскрашенные литографии Санкт-Петербурга, да и интерьеры типичной дворянской усадьбы вообще мало кого оставят равнодушными! 
 
 
Пятый урок – биология. Давайте все же отправим заспиртованную еще нашими дедами лягушку в почетную отставку на полку в кабинете – она и там роскошно смотрится. Как, впрочем, и скелет, который, согласно поговорке, должен быть в шкафу – так пусть там и будет. И еще одно – учителю не нужно будет десятый раз втолковывать очередному ученику, где именно он может в микроскопе увидеть, например, цитоплазму (я, кстати, в свое время на лабораторке так и не увидел, но виду преподавателю не подал, его и до меня замучили…). Все проще – соединяйте доску с электронным микроскопом – и будьте уверены, что все видят то, что нужно. Хотя на всякий случай не помешает поставить тот или иной указатель в нужном месте, сделать подпись. Нужно что-то разобрать по частям, сгруппировать, повернуть или увеличить? Да не проблема!
 
 
Шестой урок – иностранный язык. О, моя любимая работа над произношением! А ведь, кстати, не у каждого учителя она такая, как у носителей языка. И вообще, лучше ведь один раз увидеть, верно? Вперед – продемонстрировать то, как она звучит в исполнении носителя языка – дело одной секунды. Да, можно использовать и магнитофон, но зачем себе осложнять жизнь? Мечта любого учителя иностранных языков в младших классах – возможность показывать какие угодно картинки и сколько угодно, чтобы ускорить усвоение новых слов – собственно, уже не мечта, а реальность. А если дети себя хорошо вели и успешно прошли материал, то можно, при желании, даже песню-караоке (конечно, на языке, который изучаешь) спеть.

На уроке родной речи учитель сможетНекуда больше тратить деньги или наконец-то? не тратить время на написание на доске тестов с пропущенными словами и буквами – он просто выведет текст на экран. Что с этого детям? Ну, как минимум, пара отнюдь не лишних минут для успешного написания контрольной – а ведь многие заканчивали писать после звонка и догоняли преподавателя где-то в дверях класса… Да и база со всевозможными словарями, справочниками и энциклопедиями, вшитая в доску, тоже не помешает.
 
Мировая культура. Я честно не знаю, как учителя умудряются рассказывать «на пальцах» о шедеврах Леонардо и Рафаэля, Матисса и Ван Гога? Да, у некоторых есть репродукции, но передавать их по рядам – долго, да и, честно говоря, просто опасно – если не ухо пририсуют Винсенту назад, то уж рожки – точно. Да и сколько раз такое было, что учитель уже рассказывает о Микеланджело, а на последнем ряду еще ждут репродукцию «Тайной вечери» Леонардо…
 
 
Физика. Да, у нас отличные учебники, иллюстрированные, и по ним можно получить общее впечатление о том или ином процессе. Но проследить его в динамике, в развитии, без «на рисунке 1 изображено то-то, на рисунке 2…» Ну, а подключить хотя бы некоторые измерительные приборы к доске и показать результат замера на экране – разве это задача для преподавателя физики?
 
 
Некуда больше тратить деньги или наконец-то?А представьте урок той же органической химии, когда какое-нибудь соединение ученики сами собирают и разбирают собственноручно, а не просто записывают нужные формулы в тетрадь? А сколько опытов, которые нельзя проводить в классе, учитель сможет хотя бы продемонстрировать? Глядишь, так выпускники через полгода после окончания школы будут помнить что-то кроме H2O и C2H5(OH). Я хоть правильно написал?
 



Интерактивная доска
– не панацея.Некуда больше тратить деньги или наконец-то? Она сама по себе не сможет заменить учителя. Это всего лишь инструмент в его руках, который при должном с ним обращении способен облегчить работу и учителей, и учеников. Да, поначалу будут сложности – это все же вещь сложнее молотка. Но, дорогие мои учителя, в том числе пенсионного возраста! Вы же мобильный телефон к 2013 году освоили? Так вот, доска – не сложнее.

И в завершение. Дорогая, родная сердцу любому ученику из самой седой древности, школьная доска! Спасибо тебе за все, ты служила верой и правдой поколениям и поколениям. Но пора и тебе на заслуженный покой. Хотя придется немного потерпеть, пока что интерактивная доска – это эксперимент, который проводят в 1313 учебных заведениях Москвы, да и то – по несколько штук на школу (примерно одна доска на сотню учащихся).
Эксперимент, который смело можно уже называть успешным. И значит, скоро тебе, доска, можно будет отдохнуть. На этот раз сын турецко-подданного, похоже, окажется прав.

Вернуться назад