Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Ефрейторы железной дороги
Главная > Профориентация старшеклассников > Ефрейторы железной дороги

Ефрейторы железной дороги


18-10-2014. Разместил: Наталия

Автор - железножорожник, долгое время работал железнодорожным рабочим - осмотрщиком вагонов, рассказывает о своей профессии.

Общие сведения



На определенных станциях железной дороги находятся пункты технических осмотров вагонов, на которых производится техническое обслуживание подвижного состава, осмотр проходящих поездов, выдаются разрешения на подачу грузовых вагонов под погрузку, устраняются отдельные неисправности вагонов и выполняются многие другие работы, перечислить которые просто невозможно в связи с их широким спектром. Каждый пункт технического осмотра (ПТО) имеет свое плечо ответственности, в пределах которого его личный состав отвечает за исправность вагонов и безопасность движения поездов. Выражение "личный состав" вовсе не оговорка, ведь совсем недавно работа на железной дороге немногим отличалась от службы в армии. До сих пор у работников ОАО РЖД есть форма установленного образца, погоны и знаки различия, несколько напоминающие армейские.

Осмотрщик вагонов



Если продолжать сравнение с воинской службой, то осмотрщики вагонов - это не рядовой состав, а, если можно так выразиться, ефрейторы и сержанты железной дороги. 
Особыми требованиями к работникам вагонного хозяйства является обладание острым зрением, отличным слухом и физической подготовкой, что проверяется при прохождении ежегодного обязательного медосмотра.

Встреча прибывающего состава



Каждый прибывающий на станцию поезд встречает осмотрщик вагонов, в обязанность которого входит визуальный осмотр прибывающего состава, поскольку многие неисправности можно выявить только при его движении. Для оценки состояния вагонов у встречающего поезд работника ПТО есть буквально доли секунды, поэтому здесь особенно важны такие качества, как наблюдательность и отличное знание инструкции. Главный рабочий инструмент кроме отличного зрения – рация и прожектор в ночное время. При обнаружении характерных признаков неисправности следует моментальный доклад дежурному ПТО с указанием номера вагона и предполагаемого дефекта. К моменту полной остановки состава в районе местонахождения вагона уже должны находиться другие работники ПТО, которые производят его детальный осмотр и выносят окончательный вердикт: ремонтировать, отцеплять или нет.

Осмотр состава после прибытия



После остановки состава с двух его сторон начинают движение два работника ПТО с необходимыми инструментами, в число которых входит молоток на длинной ручке и сумка с шаблонами и инструментами для выявления неисправностей ходовой части подвижного состава, автосцепных устройств, тормозной системы и кузовов вагонов. Времени на осмотр очень мало, а пропустить серьезную неисправность нельзя, поэтому осмотрщики вагонов делают меловую разметку на дефектных вагонах и по рации сообщают дежурному номера вагонов с выявленными неисправностями. Тотчас к этим вагонам идут рабочие с нужными инструментами, которые производят необходимый текущий ремонт. В некоторых случая производится отцепка тех вагонов, которые не могут продолжать дальнейшее движение из-за серьезности поломки.

Пресловутые молоточки на длинных ручках, между прочим, являются отличительной особенностью принадлежности к профессии осмотрщика, поскольку выполняют важную роль при выявлении неисправности буксового узла (он соединяет колесную пару с рамой вагона). Именно по характерному звуку после удара грамотный работник определяет открутившуюся гайку крепления: подумаешь – ерунда, гайка плохо прикручена, но это грозит неминуемым крушением состава. Поэтому кроме отличного зрения осмотрщик вагонов должен иметь еще и музыкальный слух, большой опыт и отличное знание инструкций. Не зря в начале каждой двенадцатичасовой смены старший осмотрщик вагонов производит обязательный инструктаж заступающих на дежурство работников с кратким опросом по характерным неисправностям и методам их выявления.

Отправление поезда



Отправление поезда со станции производится после проверки состояния тормозной системы и пробы тормозов. После того, как осмотрщики вагонов убедились в исправности тормозов всех вагонов, находящийся в голове состава работник выписывает справку определенной формы, которую вручает машинисту. Без нее движение состава не может выполняться, что говорит об особой важности этого документа. Не зря ведь справки  формы ВУ-45 хранятся у дежурного ПТО до прибытия состава на станцию назначения и предъявляются по первому требованию соответствующих служб.
При отправлении поезда со станции он обязательно осматривается в движении на предмет выявления зажатых тормозных колодок и контроля за состоянием вагонов. Доклад дежурному по рации также обязателен и фиксируется в специальном журнале с указанием времени и фамилии проводившего осмотр осмотрщика вагонов.

Грамотный осмотрщик вагонов должен знать:
- устав РЖД;
- инструкцию осмотрщика вагонов;
- устройство всех типов вагонов;
- нормы износа деталей и узлов подвижного состава;
- сроки деповских и капитальных видов ремонта в зависимости от типа вагона;
- правила осмотра, перевозки и условий перевозки различных грузов.
И еще многое другое, что перечислено в специальной памятке осмотрщика вагонов – достаточно большой по объему книге.

Профессию осмотрщика-ремонтника вагонов получают в средних специальных учебных заведениях (дортехшколах), на курсах при вагонных депо и профильных колледжах.


Вернуться назад