Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Тайм-менеджмент для учителя
Главная > Школа молодого педагога > Тайм-менеджмент для учителя

Тайм-менеджмент для учителя


4-08-2014. Разместил: Наталия

Как белка в колесе – лучше, пожалуй, и не скажешь. Именно такое сравнение больше всего подходит для преподавателя, причем находящегося не обязательно непосредственно в здании учебного заведения. Недавнее исследование австралийских ученых показало, что среднестатистический школьный учитель принимает более 1500 образовательных решений в течение каждого рабочего дня (либо четырех – в минуту, если взять продолжительность занятий равной шести часам). Отсюда и голова кругом, и непреодолимое желание растянуть сутки еще хотя бы на пару часов. Последнее до этого момента точно никому не удавалось и вряд ли когда-либо удастся.
Поэтому нужно учиться контролировать время. Иначе существует угроза оказаться жертвой его диктаторской власти.

На чем и как экономить время


Начинать нужно сейчас – промедление панацеей точно не станет. Первый совет от себя лично: стандартизировать все, поддающееся этой процедуре. Одну идею, признаюсь честно, подсмотрела много лет назад у педагога, отличавшегося одновременно особым умением донести нелегкий предмет до всех без исключения слушателей  аудитории и привнести нечто новое в методику преподавания. Он, в частности, полностью отказался от комментариев по поводу результатов текущего и семестрового контроля. Любой заинтересованный (неудовлетворенный) мог увидеть развернутый ответ на билет (тестовое задание) с соответствующими баллами за каждый совпавший результат.

Конечно, подготовка подобного отчета требует затрат ресурсов, но, в общем и целом, они быстро окупаются, особенно, если учесть повторяемость, по крайней мере, части заданий  из года в год, а также нервные затраты педагога, вынужденного доказывать свою правоту, и чаще всего - чем менее знающему, тем более упертому студенту.

Такой же «разумный барьер» можно поставить и на пути часто повторяющихся вопросов. Например, в течение только одной переменки по очереди трое пропустивших занятие студентов могут подойти и поинтересоваться у пытающегося в этот момент не подавиться бутербродом лектора, каким образом устранить проблему (добрать баллы перед зачетом, исправить низкую оценку, полученную на семинарском занятии). Я всегда была и остаюсь сторонницей активного общения с молодым поколением, но конструктивного и перспективного. Все остальное можно свести к детально разработанной инструкции с четкими указаниями по поводу всех описанных выше вопросов.

По мере накопления опыта, она может пополняться или корректироваться; по факту готовности – рассылаться по электронной почте. Ученикам младшей школы, в большинстве своем проблем с компьютером не имеющим, но, возможно, недостаточно бегло читающим, отдельные вещи могут объяснить родители. В этом случае будут предъявляться особые требования к стилю: не строгий деловой, а, например, веселая сказка о  том, как Буратино должен вести себя в школе.
Со студентами в этом смысле проще. Им, в том числе, можно и штрафом пригрозить – за непрочтение и неусвоение сведений, содержащихся в рассылке.

Существенную поддержку зашивающемуся педагогу окажет также умение говорить «нет» по-японски (завуалированный отказ: «я с удовольствием это сделаю, но лишь после того как увижу ваши конкретные предложения»; «с радостью, но лишь когда позволит график – вечер расписан до доли секунды»). Злоупотреблять временем преподавателя частенько склонны как администрация (составление неподдающихся логике отчетов в министерство, дежурства, поручения и т..д.), так и воспитанники, предпочитающие более легкий путь решения поставленной задачи или уверенные, в том, что частое обращение за помощью сильно способствует завоеванию расположения педагога.

Ежедневник и работа с документами


Инструменты тайм-менеджментаИнструменты тайм-менеджментаНе умеющим сопротивляться, посоветую завести ежедневник (не самый дешевый вариант), а то и несколько: для устоявшихся, регулярно повторяющихся дел; неожиданно свалившихся на голову, требующих корректировки обычного графика с точным указанием сроков; для телефонных номеров и контактной информации (хранить все только в мобильном удобно, но не предусмотрительно), а также подробных схем предстоящих, в первую очередь, неприятных бесед с родителями.

Если доступ в компьютеру свободен и индивидуален, все эти сведения можно хранить и в отдельных Eхcel-файлах… Но можно по старинке предпочесть книжицу – всегда под рукой и не нуждается в подзарядке.

Помимо блокнота, сделать процесс более эффективным помогут папки (лучше разноцветные, подписанные ярким маркером и вертикально стоящие) для хранения материалов (внезапно осенивших идей, информации о подопечных, нормативных комплексов и т.д.). Вроде мелочь – но сколько времени не тратится на бесплодный поиск нужного пособия, если оно лежит в отведенном для него «хранилище»! На разработку таких пособий, конечно же, уходит немало сил, этот факт отрицать нельзя. Поэтому вполне логично разориться один раз и распечатать их либо на более плотной бумаге, либо заламинировать – и убрать в файл сразу по возвращении из аудитории.

Исключение составляют, возможно, дорогие сердцу, но точно по разным причинам более не нужные продукты «ночных бдений» как педагога, так и студентов. Все, что не использовалось в течение года, нужно выбрасывать. Сложно решиться? Но эти бумажки имеют тенденцию накапливаться лавинообразно из года в год, они не систематизированы, каждая сама по себе интересна, но реальной пользы вряд ли принесет (соотношение 1 к 100 – вовремя найти и использовать ранее важный опыт или интересную мысль). Черновики – выбрасываем!

В конце концов, учитель – тоже человек, о чем забывать не следует. Заставлять себя делать что-то приходится довольно часто – факт. Но при отсутствии реального цейтнота (по-другому – при наличии выбора), лучше составить график в соответствии с биологическими ритмами. Например, «совам» не «творится» ранее полудня, поэтому утренние часы, свободные от работы в аудитории, можно посвятить либо бумажной рутине, либо составлению детальных планов на следующий день. Для особо пунктуальных – вплоть до минут.  Привычка не нарушать регламент вырабатывается довольно быстро, когда расписание находится перед глазами.

В нем – расписании – обязательно должна быть строка «меня нет для остального мира». Четверть часа, посвященные себе и тишине восстанавливают силы чудодейственным образом.

После этого можно приступать к просмотру накопившейся почты. Раз в день, в одно и тоже строго ограниченное время. Это бывает тяжело, особенно – в период защит дипломных работ, когда студенты считают само собой разумеющимся, что научный руководитель находится на связи – и не только компьютерной – круглосуточно.

Им невдомек, что у последнего может наличествовать личная жизнь, которая, увы, частенько страдает из-за неспособности отключиться дома от происходящего на работе.

Повышение эффективности использования времени при организации учебной деятельности


Впрочем, возможна и противоположная ситуация, когда по причине концентрации наставника на мыслях, далеких от образования, урок оказывается непродуктивным. Нужно учиться ставить блок – для этого есть специальные методики.

Тайм-менеджмент руководителяТайм-менеджмент руководителяТратить драгоценные минуты – преступление; неуслышанное, пропущенное, оставленное без акцента может оказаться проблемой, что, подобно снежному кому, превратится в катастрофу для детей. Поэтому стоит обсудить с учащимися вопросы дисциплины: нежелательны не только пропуски по любым причинам, но также опоздания, что выбивают из колеи педагога и сбивают с ритма класс, уже настроившийся на нужную волну.

Не будет лишним и предупредить их заранее о времени, отведенном на выполнение задания, оставшемся до окончания урока; о том, что предстоит успеть сделать в  ближайшем будущем; назначить ответственного  за чистоту доски, наличие мела, проверку готовности проектора или компьютера к показу презентаций; научиться абстрагироваться от мелких нарушений, вероятно, не приносящих удовольствия наставнику, но не отвлекающих класс (у меня был студент, который предпочитал усваивать информацию, лежа на парте; усваивал, должна заметить, намного лучше большинства сидящих ровно).

У каждого учителя, наверняка, есть свой метод структурирования процесса. Я примерно 2/3 лекции отводила на пояснение; остальное – на обсуждение (оно всегда становится активным, если не забывать о «затравках», интересных жизненных фактах, явных несуразностях, имеющих место в статистических данных или информации из официальных источниках, специально допущенных «ошибках» или «оговорках»).

В общем и целом, специалисты не рекомендуют отвлекаться, возвращаться к пройденному, строго придерживаться движения в заданном направлении. Я отступала от этого правила – и убеждалась, что такой подход способствует пониманию и запоминанию. При этом всегда предупреждала об отклонении и возможной передаче части лекции на самостоятельную работу, оставляя выбор за студентами. К сожалению, у учителя средней школы в этом смысле меньше альтернатив. Поэтому и решение предстоит принимать только ему.

Прописанные в расписании консультации также нужно использовать максимально продуктивно, посвящая их, в первую очередь, студентам, чьи способности отличаются от средних. Если желающих пообщаться наедине с преподавателем оказывается несколько, представляется нецелесообразным создание очереди: можно, например, одному объяснить непонятое и выдать задание, которое поможет закрепить материал и убедиться в исправлении ситуации, переключив внимание на другого учащегося.

Наиболее активным из них можно делегировать часть несложных полномочий: оформить классную газету, доску объявлений, нарисовать учебные карты (для увеличения словарного запаса на английском или приобретения навыков устного счета). Нежелательно перекладывать подобную «помощь» на плечи родителей: ничего, кроме раздражения, у вечно перегруженных пап и мам подобные поручения не вызывают, да и у ребенка формируют неправильное отношение к ответственности.

И вовсе не стоит, особенно  начинающим педагогам, изобретать велосипед. Интернет быстро и бесплатно предоставит массу качественной, релевантной, проверенной опытом соответствующей требованиям Министерства образования информации.
Останется только скачать и отсортировать. И сэкономить тем самым время.

У вечно занятого учителя появится возможность получить час-два свободного времени ежедневно при рационализации подхода к учебному процессу, уменьшения эмоционально-психологической составляющей при подготовке к занятиям и при анализе собственной деятельности по итогам рабочего дня.


Вернуться назад