Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/astra25/profmetodist.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Методическая работа учителя > Версия для печати > Эмоции на уроке
Главная > Разное > Эмоции на уроке

Эмоции на уроке


1-06-2014. Разместил: Наталия

Заканчивая математический факультет, я сразу настраивалась на построение карьеры программиста, что и осуществила с успехом, на семь счастливых лет с головой погрузившись в увлекательный и разнообразный мир алгоритмов и баз данных. Но, как уже упоминала, жизнь имеет удивительную привычку подбрасывать неожиданные сюрпризы, и вот, с вполне объяснимой дрожью не только в коленях, но и, по-моему, в локтях, я вхожу в аудиторию.

На тот момент мозг – аки дрель – буравило одно воспоминание: выпускной вечер и напутствующий совет классной руководительницы «Лена, ты должна быть преподавателем!». Не знаю, выдал ли взгляд к тому моменту законченной детоненавистницы мои глубокие сомнения в умственных способностях собеседницы, но уста озвучили: «Только через мой труп».

Спустя десять лет «труп», все еще неплохо сохранившийся и даже приобретший некую резвость, начал делать первые шаги на ниве посева «доброго и вечного». Забегая вперед, сразу признаюсь: борьба с имеющимися пробелами в знании предмета была –  и остается по сей день – беспощадной, непрерывной и приносящей глубочайшее внутреннее удовлетворение.  Не таким однозначным оказался вопрос морально-психологического взаимоотношения с учащимися.

Так что должен делать и чего не может допустить Педагог?

Вот, например, в отношении повышения голоса. Казалось бы, что проще? Ни при каких условиях. Но так или это? Сколько работаю, столько сомневаюсь. Уже много лет – не без содрогания –  вспоминаю первый и единственный раз, когда в ответ на явно выходящую за рамки дозволенного грубость студента не сдержалась и сорвалась. Этого не должно было быть, потому что не должно было быть никогда. И я быстро нашла панацею для таких ситуаций: своевременная, острая, «качественная» шутка способна воистину творить чудеса, в том числе, и снять тучей нависшее над аудиторией напряжение.

А если возникает ситуация, когда голосовые связки приходится напрягать не по причине чьего-то непослушания-неуважения, а просто потому, что слушатели попались очень уж «живенькие»? Вот как у меня в этом семестре. Дети, без преувеличения – прекрасные, надеюсь – перспективные (первый курс, все-таки), порой сами не осознающие, насколько интересные проблемы на лекции поднимающие. Но добиться не то чтобы мертвой (сама терпеть не могу) – «рабочей» тишины в классе… Подвиг!... На днях, уже лента закончилась, да и перерыв к концу подходил, «додискутировались» до того, что коллеги с кафедры на шум прибежали (вероятно, за мою жизнь справедливо опасаясь). Итог: глаза горят (не только у слушателей), консенсус найден, творческое задание на дом самими себе придумано. Можно ли добиться такого же результата, держа себя в «ежовых рукавицах»? Как по мне, монотонность лектора – верный способ погрузить аудиторию в коматозное состояние. Или, что еще хуже, навсегда отбить желание изучать предмет.

Нелегким, но преодолимым оказался момент получения «удара в спину» от личностей, с обожанием глядящих тебе в глаза, когда им требуется квалифицированная помощь, и с успехом строчащих кляузы в случае, если не удается получить незаработанную, но такую желанную «пятерку». Титаническим усилием воли сразу научилась подавлять в себе желание «отомстить, жестоко отомстить», а позже освоила и другой прием – отпускать обиду с улыбкой.  Похоже, со временем грубеет даже самая тонкая  кожа.

Но вот, с чем так и не справилась – пощадите, коллеги – это привычка … любить своих студентов. Не всех, конечно – и это, наверное, с педагогической точки зрения апогей непрофессионализма. Но прикипаю душой к тем, кто хочет в жизни чего-то добиться; кто ставит цель и идет к ее достижению, часто не обращая внимания на имеющую место быть несправедливость системы и бесплодность отдельных попыток; кто, иногда глотая слезы, принимает мою – поверьте, взвешенную, необходимую, но на первых порах такую беспощадную критику.

Кто, спустя годы, звонит, чтобы рассказать о своих научных успехах уже в очень далеком зарубежье… И не только у них…

Кто помнит и ценит.

И кто не даст постареть.


Вернуться назад