Главная > Учебно-методический комплекс > Рабочая программа как инструмент учителя

Рабочая программа как инструмент учителя


27-10-2013. Разместил: Наталия

Виды учебно-планирующей документации для учителя в образовательной организации



Принципы документооборота, необходимость соблюдать общие правила при заполнении документов сложились в течение веков. В России – с петровских времен. Регламентация при заполнении вороха бумаг облегчает задачи их прочтения, табличная форма способствует выделению главного и систематизации материала. Читать можно наискосок и все равно не пропустишь самое главное.

Классный журнал, календарно-тематическое планирование, рабочая программа по учебной дисциплине, конспект урока, индивидуальный план работы преподавателя – каждый документ имеет свой шаблон в соответствии с целями и задачами, своим предназначением – и это не только документы для отчетности.

Учителю, особенно молодому, приходится тратить много времени на составление учебно-планирующих документов, порой отрывая его от отдыха. Абсолютное большинство преподавателей считают время, потраченное на «бумажную работу», пропавшим зря (часто – «никому не нужны эти «бумаги»!). При формальном отношении к делу, непонимании целей и задач планирующей работы  – так и есть! Время потрачено впустую, бумаги и чернил (или электричества) – затрачено немерено. Написал, сдал, забыл!

Внешний аспект проблемы лежит на поверхности: преподавательская деятельность сродни искусству и заранее запланировать импровизацию на уроке, творческий подъем или воспитательную беседу – невозможно.

Рабочие программы дисциплины, междисциплинарного курса, профмодуля первоначально рождались «снизу» и были закреплены установочными документами Болонского и Туринского процессов (при автономии учителя это необходимо -  он получает рамочный госзаказ, а далее становится творцом своего курса).

Поурочная система изложения материала, а тем более деятельностный и компетентностный подходы, постепенно оформляющиеся в сознании российского учительства как базовые принципы современного школьного образования, невозможно реализовать без планирования всего курса, без взгляда «капитана» на карту маршрута следования, выявления трудных и узких/опасных мест, требующих повторения, отработки, например, в виде творческих самостоятельных заданий…

По нашему мнению, главная причина, почему так трудно приживается у учителей осознание необходимости составления четко структурированных рабочих программ и КТП, связано с противостоянием эпохи 1970-80-х годов: государство в этот период чаще выполняло роль контролера и «конвоира» для учительского сообщества, чем «впередсмотрящего». Уверенность в том, что учебно-планирующая документация по ФГОС-3 является порождением МинОбра и соответствующих региональных департаментов, отбивает охоту вникать в суть проблемы у старшего поколения учителей, а это в свою очередь передается и молодым специалистам (так сказать, по наследству).

Второй аспект проблемы лежит в запаздывании содержания стандартов от потребностей времени, в отставании содержания программы профессионального образования от реалий конкретного периода. Как пример, можно привести стандарт третьего поколения, обязывающий обучать операторов почтовой связи приему квитанций по ОСАГО, хотя Почта России уже не проводит подобные платежи.

Этапы составления учебно-планирующей документации



Имея перед глазами Госстандарт по направлению обучения, примерную или типовую программу по дисциплине, учитель приступает к составлению собственной рабочей программы.

Просматривая содержание всего курса, раскладывая его на полочки поурочно-тематической разбивки, преподаватель более глубоко начинает понимать задачи своей деятельности, включаются дополнительные «винтики творческого содействия» внутри своего курса, возможно ассоциативное мышление на уровне непроизвольного внимания. Например, планирование самостоятельной работы учащихся будет более эффективным, систематическим и разнообразным, если задания включают в себя повторительно-обобщающие вопросы по уже изученным темам и элементы нового материала, «строящего мосты» к последующим урокам. Такие виды заданий легко запланировать при составлении рабочей программы на весь цикл преподавания учебной дисциплины. Равномерное распределение лабораторных работ и практических занятий по всему курсу – в соответствии с наличием оборудования, сложностью темы, связи с профессиональной деятельностью и др.

Второй аспект проблемы, который не лежит на поверхности: учителя-предметники больше внимания, как правило, уделяют разнообразию форм заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, дифференциации уровня их сложности (принцип индивидуализации), но забывают о систематическом повторении, о преемственности содержания, о принципе усложнения способов деятельности (если брать годовой и более крупный цикл обучения дисциплине).  Часто приходится сталкиваться с непониманием со стороны учителя, тем более – учащихся, что обучение это процесс, все компоненты которого увязаны в единую цепочку. Позиция «урок прошел, и слава богу!» (причем и у учителя, и у ученика) приводит к тому, что готовим мы «кое-какеров», безответственных, невежественных и негодных жителей России.

После раскладки содержания учебного материала по элементам шаблона рабочей программы, учитель приступает к составлению более конкретного плана – календарно-тематического планирования. КТП заполняется на основе рабочей программы, где учителю предстоит продумать тип (вид, форму) каждого урока темы, входной и текущий контроль по темам курса, оборудование урока и различные формы домашней работы обучающихся. КТП – это аналитический план, в отличие от синтезного плана-проекта (рабочей программы). Затем можно приступать к составлению/редактированию конспектов уроков по курсу. Заполнение журнала ведется строго в соответствии с КТП. Все учебно-планирующие документы преподавателя подлежать проверке и одобрению администрации образовательной организации, что заверяется подписью ответственного лица на титульной странице каждого документа.

Индивидуальный план работы преподавателя – собственный проект развития на текущий учебный год с запланированной темой по самообразованию, курсами повышения квалификации,  выступлениями на педагогических и методических советах образовательного учреждения и проч. Этот план – затравка на будущее как элемент портфолио преподавателя и как достижение результатов по  самообучению, которые могут и должны быть использованы в текущей учебной деятельности педагога.

Саморазвитие и самообразование – базовые принципы учительства сегодня, без них происходит незаметное окостенение приемов и способов обучения, торможение всего процесса обучения и воспитания в связи с непониманием и неприятием нового. Учитель из ведущего превращается в ведомого, которого «тянут» на поводке. И это не просто художественный образ, современный мир изменчив и непредсказуем в своем развитии, принцип и фундаментальная ценность «стабильность», характерная для российского общества превращается в «динамичность», «конкурентность».

Молодой учитель, овладевая методами составления эффективной учебно-планирующей документации получает преимущества на рынке труда по любой профессии, учителя старшего поколения – будут востребованы в новых условиях только при чуткости к новизне, принятию принципов деятельностного подхода к формированию собственной компетентности как учителя в условиях развития информационного общества.


Вернуться назад