Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Внеклассная работа » Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себе

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себе

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеВ учебном заведении среднего профобразования (колледж) мастер производственного обучения занимает важное место:  от личных качеств педагога зависит и эффективность работы в группе, и микроклимат в микрогруппе и адаптация группы к общему, уже сложившемуся коллективу учебного заведения.


Ты получаешь группу: 25-27 подростков, оторвавшихся от привычной им жизни в школе,  с своими тревогами и надеждами пришедшими в этот новый для них коллектив. Станут ли они коллективом, группой? Они приглядываются к себе, к окружающим их ребятам. И большие надежды возлагают на мастера производственного обучения: будет ли он авторитетен, энергичен, понятлив, с юмором и т.п. И главное: любит ли он детей, свою работу? И здесь классному руководителю нужно не погасить искру надежды и желания. В каждой профессии есть что-то особенное, что отличает ее от других занятий. Особенность призвания педагога заключается, прежде всего, в педагогическом такте.

Мастерство педагога в умении добиться, чтобы каждое слово дошло до учащегося, было полностью им воспринято, пережито и усвоено.

А это невозможно без умения подойти к детям, установить с ними контакт. Моральные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать принуждением. Для этого необходимо, чтобы учащиеся любили и уважали своего мастера производственного обучения.

Часто у подростков не складываются отношения в семье и с друзьями. И классному руководителю надо иметь чувство такта и понимания, чтобы ребенок открылся ему, помочь ему найти себя в этой жизни, найти друзей. И тогда классному руководителю доверяют самое сокровенное, о чем не знают и родители, а часто им и сказать невозможно. Только такому мастеру п/о  можно задать вопрос и знать, что он не посмеется, никому не расскажет, а серьезно отнесется и постарается ответить и посоветовать, помочь. Только наблюдательный мастер п/о может глубоко заглянуть во внутренний мир своих подопечных, понять их душевное состояние. При правильных взаимоотношениях каждое слово классного руководителя западает в душу подростка, как зерно в хорошо обработанную почву. При плохих же – даже самые добрые слова всходов не дают. К тому же только чуткий воспитатель умеет не только говорить, объяснять, но и слушать. Внимательно выслушать учащегося иногда значит больше для его воспитания, чем прочитать ему нотацию.

Педагог может, конечно, повысить голос на учащегося, даже вспыхнуть, как выразился А.С. Макаренко, но очень редко и только по  уважительной причине. Случается, мы видим педагога, основным тоном которого при разговоре со своими воспитанниками является повышенный или даже крик. И можем наблюдать, что учащиеся не реагируют на замечания такого рода, а только досадливо морщатся. Вместе с потерей выдержки и самообладания мастер п/о нередко теряет свой авторитет. Надо знать, что один и тот же способ влияния на одного учащегося дает значительный эффект, а у другого воспитанника вызывает обратную реакцию. И только чуткость мастера п/о  может определить нужный способ в данном конкретном случае. Инженер, например, всегда учитывает сопротивление материала, над которым работает; воспитатель тоже должен учитывать «материал». Мы работаем с исключительно интересным материалом. Каждый подросток – это отдельная жизнь, отдельная история.

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеАбсолютно похожих детей нет – нет и абсолютно похожих случаев применения одного и того же педагогического приема. Успехов в работе с так называемыми трудными детьми достигают не путем унижения их человеческого достоинства, а, наоборот, опираясь на него и развивая. И вот здесь свою роль играет педагогический такт, талант воспитателя.

 
Что лучше сближает ребят, чем совместная работа и совместный отдых? В ходе подготовки какого-либо мероприятия (вечера, конкурса, подготовки конференции, выпуска стенгазеты и т.п.) ребята проявляют свои истинные черты характера, свои чувства. И тут главное - заметить их и направить свою работу на  развитие положительных качеств, на исправление негативных проявлений. Воспитание эффективно тогда, когда оно не заметно и не навязчиво, когда подросткам кажется, что они делают как раз то, что хотят, хотя на самом деле делают то, что хочет их мастер п/о. Хороший руководитель не сдерживает развитие инициативы и самостоятельности учащихся группы.

Замечено, что каков мастер п/о, таковой становится и его группа. Если руководитель инертен, то у ребят в группе не появляется желание где-либо участвовать, что-либо придумывать. И наоборот, если мастер п/о энергичен – интересно и увлекательно складывается жизнь в группе, ребята активны, дружны, полны идей. Ребята чувствуют, кому действительно интересны их проблемы, а кто лишь выполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Потерять же доверие детей очень легко.

Дети не всегда могут сами правильно оценить свои возможности. Они опираются на мнение взрослых, в частности, на суждения мастера  п/о, которому доверяют больше, чем себе. Поэтому воспитатель должен очень осторожно подходить к характеристике их способностей, не следует преувеличивать способности учащихся, но и особенно важно не занижать их. Доверие к ученикам не случайно называют макаренковским воспитательным принципом. «Педагогическая поэма» новатора-педагога – это и сегодня поэма, гимн о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую правду колонистам, но никогда не оскорблял их своим недоверием.

Педагог должен поддерживать надежду у своих учащихся на лучшее будущее, какими бы горькими их сегодняшние неудачи не были. Доверительные отношения в первую очередь зависят от  нашего отношения к учащимся. Тут действует прямая зависимость: каким будет отношение мастера п/о к группе, таким в основном будет отношение подростков к руководителю. А учащиеся могут неплохо разбираться в нашем поведении. Кто слышал, как они разговаривают между собой, тот знает, что нередко подростки дают более содержательные и детальные характеристики нам, чем мы им.

Мастер производственного обучения о доверии, о воспитанниках, о себеИ оказывается, что любимыми педагогами считаются у них те, которые как будто ничем особенным и не отличались. А любимыми у них становятся те, кто «требует правильно», кто «много знает», и «справедливые». Это у них однозначно на первом месте. Лишь у настоящего мастера п/о его «руководство группой» не заканчивается в 16.30. Но только так возникает непрерывная связь мастера п/о и учебной группы.


Чтобы достичь всего этого педагогу – мастеру п/о следует многому учиться, учиться всю жизнь, многим интересоваться, быть разносторонне информированным, быть классным специалистом своей профессии, больше внимания уделять учащимся.

А это требует больших душевных затрат. Готовы ли мы к этому? … Жизнь покажет…

44 года работы мастером производственного обучения убедили меня в правильности методики воспитания А.С. Макаренко.

Комментарии

1 • 21 июня 2013 19:01 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Очень тяжело ждать доверия от детей, когда все общество не доверяет всем...
И действительно душевного огня современным молодым преподавателям зачастую и не хватает для перехода от состояния "знаю" в состояние "умею".
2 • 3 июля 2013 01:14 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Начинающих - да с огнем - вообще не встречала. Куда идем?..
3 • 4 июля 2016 16:18 • в
От: Николай Козлаков - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Юрию Николаевичу мое уважение! Бывший Ваш ученик Козлаков Николай СГПТУ №36 группа НА-8 1973-1977.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги