Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методическая работа » Рецензия на открытый урок учителя Д.В.Записного

Рецензия на открытый урок учителя Д.В.Записного


Урок, представленный учителем первой категории Дмитрием Викторовичем Записным, входит составной частью в тему 2.4 Досуг (рабочая программа для специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов). Урок был проведен 29 апреля 2013г. по теме «Travelling». Форма урока – практическое занятие.

Учитель определил следующие цели и задачи урока:

Обучающая: обобщить знания учащихся и активизировать употребление лексики по теме, продолжить формирование навыков говорения, письма и аудирования.

Развивающая: развивать речевые умения учащихся, внимание, память, познавательную активность, умение работать самостоятельно и в парах.

Использовались наглядные средства обучения (иллюстрации по теме), печатный раздаточный материал, ТСО.

Дидактически урок был построен на базе нескольких форм деятельности репродуктивного характера. Группа учащихся 12ЭК3ОС1 большей частью состоит из слабоуспевающих учащихся, которым необходима постоянная поддержка и поощрение, задания на развитие внимания, воли, расширение кругозора.

Анализ урока

Положительными элементами урока можно назвать активное общение учителя с ребятами с максимально полным использованием их словарного запаса, уважительные отношения межу преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Была задействована доска (записана тема занятия, задания), использованы наглядные материалы, шло переключение внимания учащихся через различные формы деятельности на уроке. Ребята соблюдали учебную дисциплину, хотя периодически меняется состав учеников за партами (кто-то выходит и не возвращается, кто-то пропустил пол-урока, затем решил в нем поучаствовать).

Аудирование и говорение было минимально напряженным с точки зрения новых слов и оборотов речи, что свидетельствует о потенциальных возможностях учащихся, они могут больше, но организовать интересную (для них) деятельность на уроке – задача учителя.

Негативных моментов для критики – больше.

Не все этапы урока были четко отслежены и реализованы учителем. Оргмомент – в полном смысле и значении этого этапа занятия - отсутствовал. Проверка готовности к уроку, переключение внимания учащихся с перемены на учителя и тему урока (в данном случае это произошло из-за необычной формы – запись урока на видео, ребята были собраны и осознавали себя).

Постановка целей, задач урока – не состоялась, с точки зрения ребят – они пришли посидеть в классе (потому что в расписании так написано). Или, как в данном случае, быть запечатленными на видеоролике… Приемы включенного внимания, непроизвольного внимания – задать простые вопросы (на английском языке, если не понимают – попросить перевести на русский кого-то из сильных учащихся): например, летали вы на самолете? Кто был на аэродроме? Хотелось полетать? Путешествовали на корабле по реке, по морю? Куда вы ездили отдыхать прошлым летом? На чем? Почему люди путешествуют? Кто больше путешествует: молодежь или пожилые – почему? Или краткий рассказ о собственном путешествии (эмоционально), затем просьба перевести на русский.

Такая форма начала занятия позволит включить непроизвольное внимание учеников, опереться на их жизненный опыт и дать практическое направление знаниям и умениям, полученным на уроке. Развитие учащихся всегда должно присутствовать в целях деятельности педагога на уроке, но Дмитрий Викторович такой цели не поставил.

Зона ближайшего развития у слабого ученика, а таковых в группе 12ЭК3ОС1, участвовавшей в открытом уроке, большинство, - это бытовые вопросы, собственная повседневная жизнь. Отталкиваясь от нее, можно по крупицам вводить новый опыт, который не будет отторгаться с ухмылкой. Такой негативизм ощущала пара ребят, когда читала и переводила диалог покупателя и кассира при покупке билета на самолет. Они «работали» на видеокамеру… Можно было поставить проблемный вопрос: когда им в профессиональной деятельности может пригодиться эта лексика? Ответы: завод/фирма/учреждение, где они работают, закупает экологическое оборудование в Швейцарии/Дании, встретить в аэропорту представителя партнерской фирмы посылают специалиста-эколога; иной вариант, в рамках партнерских отношений специалист-эколог летит в Данию с целью отбора или тестирования нового оборудования. Связь с профессиональной деятельностью, идеи развития, карьеры уже заложены в этих ситуациях. 
Фронтальный опрос по словам из домашнего задания можно было бы связать с задачей урока: какие слова нам понадобятся, чтобы понимать о чем говорят путешествующие?

Второй упущенный элемент урока – отсутствие подведения итогов занятия вместе со студентами: что удалось, что нет, почему? Достигнуты ли поставленные цели? Что нового узнали, чему научились? Это называется рефлексией и дает большую пищу для самоанализа урока учителю. (Поскольку целей и задач в начале урока не прозвучало, то и рефлексия не состоялась)

Оценки деятельности учащихся на уроке не прозвучало, отметки за урок были выставлены после его окончания (не под запись), на перемене. Тем самым упущена важная психологическая составляющая педагогической деятельности на уроке: публичное одобрение ученика. Учитель пока смотрит на ситуацию конца занятия моноцентрично, исходя из удобства собственной деятельности. Полицентричная позиция учителя – понимание значимости каждого этапа урока с точки зрения развития учащегося (его личностного роста, формирования интереса к предмету, к своей деятельности на уроке) - более эффективна в системе преподавания. Тем не менее, похвала, одобрение прослеживались в некоторых жестах Дмитрия Викторовича во время урока, но не обрели словесную форму. А ведь ребята старались – для видеокамеры.

Регулярное использование различных форм деятельности на уроке, активная позиция учителя приведет к повышению дисциплины в учебной группе, большей настроенности ребят на получение знаний и умений. Можно порекомендовать регулярное использование видеосъемки урока как приема активизации учебной деятельности педагога и обучающихся.

Скачать конспект открытого урока можно здесь: plan-konspekt_-_travelling.doc [38 Kb] (cкачиваний: 825)

Комментарии

1 • 9 июня 2013 13:24 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Главное начать. Я бы не отважился проводить урок перед видеокамерой. Начиная с того, что мне мой голос не нравится+фотогеничность... и заканчивая острой нелюбовью делиться наработанными профессиональными знаниями, умениями и навыками...
А вот учителю Д.В.Записному высказать уважение не стыжусь. в жизни всегда есть место подвигу и не всякий подвиг проходит без ошибок. Думаю, что уже к 10 записи уроков новатора будет тяжелее найти недоработки...
2 • 9 июня 2013 23:16 • в
От: zvpa123 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
Действительно, если ещё учесть, что проведён урок с группой учащихся 1 курса, состоящей большей частью из слабоуспевающих учащихся, учитель Д.В.Записной заслуживает уважения. Как правило, на открытые уроки учителя берут более подготовленные классы и менее проблемные.
Спасибо Вам, Наталия Евгеньевна, за предоставленный "разбор полётов". Гуманно, по отношению к учителю, но все понимают, что кроется за словами и над чем предстоит ещё поработать всем участникам образовательного процесса. Чего стоит только эта фраза: "Ребята соблюдали учебную дисциплину, хотя периодически меняется состав учеников за партами (кто-то выходит и не возвращается, кто-то пропустил пол-урока, затем решил в нем поучаствовать)"! Обязательно вернусь ещё не раз и перечитаю, на досуге. Можно немало из сказанного взять любому учителю на заметку, для себя. В частности, "...порекомендовать регулярное использование видеосъемки урока как приема активизации учебной деятельности педагога и обучающихся", а не только для записи открытого урока.
Кстати, обратила внимание на кабинет, внешний вид, причёски обучающихся. Обычный, как и всюду сейчас.
3 • 3 июля 2013 01:09 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Д.В.Записному - респект за смелость. Наталье Евгеньевне - за профессионализм.

Не хотелось бы мне оказаться на месте героя ролика, когда в зрителях такие "акулы пера". От меня бы точно перья в разные стороны летели. Моя манера вести занятия ни в какие методические рамки не вписывается.

Идея с видеосъемкой - заслуживающая внимания, но в наших условиях - нереализуемая. Розетками бы обзавестись, не то, что видеокамерами...

Слушайте, а колледж-таки не стыдно показать!

Материальная база - чья заслуга, если не секрет?
4 • 4 января 2014 18:13 • в
От: Виктория - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Наталья Евгеньевна. я бы не хотела быть Вашей студенткой или Вашей коллегой. Спасибо.
5 • 4 января 2014 19:46 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Цитата: Виктория
Наталья Евгеньевна. я бы не хотела быть Вашей студенткой или Вашей коллегой. Спасибо.

Спасибо за критическое суждение, но, к сожалению, оно никак не обосновано.

Дай вам бог, Виктория, чтобы Вас всегда гладили "по шерстке" и у Вас все всегда получалось! Только...без препятствий не растет человек... smile

Цитата: Елена FilPry
Материальная база - чья заслуга, если не секрет?
В колледже сейчас ведется переоснащение кабинетов, запланированы компьютеры в каждый класс и оборудование для лабораторий. Надежды большие. Деньги бюджетные частично, часть - за счет внебюджетной деятельности (курсы Ландшафтного дизайна, например, также 1С:Бухгалтерия и др.). Вся внебюджетка остается в корпусе и идет на оснащение кабинетов.
6 • 5 января 2014 12:34 • в
От: Виктория - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Спасибо, что уделили внимание моему мнению. Если Вам так интересно услышать мои рассуждения, то с удовольствием напишу небольшую часть своих умозаключений. Организационный момент проходил в форме беседы: присутствовало приветствие, беседа о погоде, опрос какой топик был задан на дом. Буквально 1 (одна) минута и этого вполне достаточно для взрослых людей, чтобы они свои силы направили на основную часть занятия. Вы писали, что нет поощрений? А как же тогда перевести слова педагога "all right, it is nice" после ответов ребят. Не собираюсь тут никому утирать нос, но могу лишь сказать своё отношение и напомнить, что любой педагог должен помнить о репутации своих коллег. Вы, Наталья Евгеньевна, когда-нибудь слышали произведение Арнольда Шёнберга "Лунный Пьеро"? Это произведение не каждому взрослому человеку по силам можно прослушать и понять. Так вот Стравинский (главный конкурент Шёнберга) говорил, что "Лунный Пьеро" - это солнечное сплетение, соль земли 20в. Правда есть чему поучиться?
Мне лично в работе Дмитрия Викторовича нравится нормальная, человеческая обстановка, в которой учащиеся показывают свои способности и получают новые знания в благополучной атмосфере занятия. Этот педагог приготовил раздаточный материал, работал с доской, устанавливал лимит времени, то есть вводил те методы и приёмы, которые считал актуальным для данного контингента учащихся.
А что касается препятствий, то можете принять моё мнение, можете не принять, но самый лучший путь в общении - это путь наименьшего сопротивления. Удачи Вам, Наталья Евгеньевна, в ваших любимых препятствиях, которые, как я поняла, Вы любите раздавать окружающим, как доктор рецепты. У меня сложилось впечатление, что те учащиеся, которые отсутствовали на занятии Дмитрия Викторовича, в это время выполняли Вашу домашнюю работу, чтобы их не подняли на смех, и тем более не коснулась угроза отчисления. Может я тут и не права - не буду утверждать. В любом случае, урок Дмитрия Викторовича прошёл и учащиеся были в урок включены. Педагог владел аудиторией. Кстати, Вы случайно не жена Дмитрия Викторовича, как в фильме "Большая перемена" про Ганжу?
7 • 5 января 2014 18:44 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Спасибо за развернутое суждение.

Я имею отношение к Д.В.Записному как методист корпуса к учителю английского языка. smile Если заглянете на страницу Об авторе сайта, увидите, что я в матери гожусь Дмитрию Викторовичу, а по образованию - историк. smile

В течение года по своим профессиональным обязанностям я была на трех уроках этого учителя, этот видеоурок – 4-й. Лучший из всех посещенных. К сожалению, учитель действительно не владеет аудиторией во время урока – это ему еще осваивать. Во время съемки ребята "работали" на камеру (кстати, отличный прием для активизации деятельности и педагога и учащихся - об этом я в рецензии говорила уже). Потом привыкнут, почувствуют результаты своей учебы, уже не захотят иного.

Вы обвиняете меня в безнравственном поступке – умалении авторитета своего коллеги… Это немножко наивно, но говорит о том, что у вас горячее сердце. У методиста цель иная – дать возможность учителю проанализировать свой урок, провести самоанализ, далее - дать объективную оценку деятельности педагога на занятии, показать, что еще может быть достигнуто, и самое важное – как (вот это «как» золотая копилка педагога, «сундучок открытий»: если собственных – то достаточно долго и тяжело накапливаемых, если берешь чужой опыт и перестраиваешь его под себя – намного быстрее, проще достигаешь высот в профессии). На опыте другого преподавателя обучаются те, кто посещает урок: взять себе достижения, не повторять ошибок. Компетентный педагог – это всегда ищущий специалист.

Прежде чем быть опубликованной на сайте, рецензия побывала у учителя, который познакомился с текстом, ему было предложено подправить, убрать то, что он считает неверным, задевающим его авторитет.

Если Вы молодой педагог и возьмете что-то ценное для себя из видеоурока и его последующего обсуждения, буду считать, что не зря прожит день. smile
8 • 5 января 2014 20:38 • в
От: Виктория - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Забираю свои слова обратно, что вы возможно жена Записного. Ещё спасибо за комплимент о горячем сердце.
В идеале методист не должен бить словом, он должен помогать и способствовать исправлению ошибок педагога, которая повторяется из урока в урок. Есть вот такая рекомендация для тех, кто на всеобщее обозрение ставит критические замечания: обычно в любом обсуждении урока, в начале, говорят о положительных моментах, а потом на текущие недостатки дают рекомендации, для того, чтобы помочь в дальнейшей работе наставника не допускать методических ошибок. Проще всего - это "развалить", "разломать" и "перечеркнуть" труд, сложнее этот труд "достроить". Ведь каждый урок - это "кирпичик", из которого строится "здание" определённого учебного предмета. И от того, какой будет этот "кирпич" зависит работа не только одного педагога, а ещё и коллектива учащихся, администрации. Можно давать коллеге, как вариант, шанс для личностного роста. (Сейчас же актуально личностно-ориентированное обучение, где человеку предоставляется выбор, хотя есть и много других моделей творческого развития в учебном процессе, Вам ли не знать о проблемном обучении, дифференциации в обучении, «Педагогике сотрудничества», проектном методе, не говоря уже о забытых теориях педагогов-новаторов Занкова, Гальперина, Эльконина, Давыдова и других мастеров).

Есть ещё один самый доступный и простой вариант - это ругать, давать понять, что педагог не на своём месте, не давать возможности в повышении квалификации, таким образом, убивать в нём желание сеять доброе, вечное и разумное. Представьте себе ребёнка, которому говорят: "Не говори глупости, не говори чепухи, не вертись, не общайся с тем-то, не слушай это, не суй свой нос в чужие дела, не трогай это, не смотри это" - таким образом мы перекрываем все познавательные рецепторы и хотим ещё качественного образования. На это каждый учёный и неучёный человек скажет, что этот путь неверный. Вот Вам и слабое место каждого из нас и моего в том числе - мы критикуем и при этом ориентируемся на ДЕЛО, и забываем о неограниченных возможностях человека, ведь самое сильное, что есть на свете - это "человеческий фактор".

Когда у меня что-то не получается в работе, то прекрасно понимаю, что происходит что-то методически не верно, потому что мучаюсь я и, соответственно, мои учащиеся. Поэтому методика - это "спасательный круг" - а не повод, чтобы рассориться. Мы имеем дело на любом занятии – открытом или обыденном с личностями, а не с роботами-исполнителями. В том, что уроки Дмитрия Викторовича стали на Ваш взгляд лучше, сомнений не остаётся. Вопрос тут в другом, у Вас после этой рецензии на урок Записного Дмитрия Викторовича не создаётся впечатление, что дружить Вы больше никогда не будете.
9 • 5 января 2014 20:54 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Виктория, Вы ошибаетесь в двух вещах: у Дмитрия Викторовича есть все шансы для личностного роста (правда, не всегда ими пользуется smile ) и во-вторых, никто ни с кем не ссорился, просто потому что и не дружил. Профессиональная среда колледжа с приличным количеством педагогов подразумевает прежде всего корректные взаимоотношения с уважением личности каждого педагога.
Моя рецензия никого не угробила, не перекрыла кислород, не лишила возможности повышать квалификацию - она объективна. Просто это ступенька, которой достиг педагог на тот момент (весна 2013), констатация факта. Отмечены и положительные и негативные моменты урока.
10 • 5 января 2014 21:36 • в
От: Виктория - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Хотелось бы кроме урока Дмитрия Викторовича увидеть ещё и его самоанализ, что получилось, чего добился на занятии, что не удалось и что хочет в дальнейшем внедрить в свою работу.
Если, Вы, Наталья Евгеньевна, решились взяться за дело, тогда доводите его до конца. Тем более что у Вас есть полномочия выдвинуть кандидатуру Д.В. Записного на конкурс педагог года или другие мероприятия общественного значения, даже способствовать написанию методички роста и развития в работе. Надеюсь, Вы считаете данную кандидатуру достойной для такого мероприятия. Ведь благодаря Вам видны изменения в работе педагога, значит, Вы способны показать свой труд и старания в отношении управления персоналом и в другом амплуа. Как говорит наш ректор, если работа не видна, то "педагог является воображаемым на конвейере".
11 • 5 января 2014 22:00 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Хорошо, я передам ваше пожелание педагогу. Возможно, захочет откликнуться.
Выдвигать кандидатуру Д.В.Записного на конкурс "Учитель года" пока нет оснований. Но как ориентир - почему нет?
С сентября 2013г. Д.В.Записной не состоит под моим началом как педагог, по его направлению деятельности в колледже есть другой методист.

А вот выносить всю "кухню" методической работы с конкретным преподавателем на сайт - считаю как раз необоснованным вмешательством в личное пространство педагога.
А за подсказку спасибо: составить банк методик (да просто методических приемов) по каждому из "слабых" мест урока, свести все в единую систему - будет полезно для учителей, и для публичного ознакомления и обсуждения на сайте.
Присоединяйтесь! smile
12 • 21 марта 2014 13:50 • в
От: Дмитрий Записной - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Здравствуйте уважаемые коллеги, Виктория и Наталья Евгеньевна, в частности! Хочу сразу отметить, что я, как человек творческий стараюсь во всем находить что-то полезное для себя. В частности, от личного просмотра своего урока, от методической "проработки" его, и даже после прочтения такой бурной дискуссии. Виктория, мое почтение за юмор про "Ганжу"! smile
Поэтому, всех, у кого могли возникнуть мысли о том, что такой "сухой" и достаточно жесткий разбор моего урока как-то помешал моей профессиональной деятельности, я хочу успокоить, это вовсе не так. Я - мужчина, человек знающий себе цену и имеющий хорошее чувство юмора! smile Поэтому... вдоволь насмотревшись на себя со стороны, почитав рецензию, уважаемой мною Натальи Евгеньевны, я сделал определенные выводы, что плохо, что хорошо и продолжил жить дальше. Не подумайте только, Виктория, что мне лично не польстило Ваше заступничество, причем вполне аргументированное. Похвалы и положительной оценки мы начинаем ждать с детства и продолжаем до старости. Спасибо Вам! И, чтобы как-то подытожить свое выступление, я предлагаю всем, кому это интересно свой следующий открытый урок.
Буду рад комментариям и рецензиям.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги