Авторская разработка урока апробирована на занятиях учителя истории Зинаиды Павловны Рукабер.
Класс: 5
Предмет: История Древнего мира
Тема: «Западная Азия в век железа»
Автор учебника и УМК: Михайловский Ф.А.
Тема урока: «Финикийские мореплаватели»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа.
Технологии: технология индивидуализированного обучения и ИКТ.
Цель: показать вклад финикийцев в мировую культуру.
Задачи урока:
Образовательные:
1) выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев.
Развивающие:
1) продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, атласом и дополнительной литературой по изучению нового материала.
Воспитывающие:
1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;
умение оценивать свои возможности.
Оборудование: рабочий лист с дидактическими материалами на каждого ученика, учебник, атлас, «Карта успеха».
Проект урока
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание
Оцените свои возможности и в Рабочий лист поставьте ту отметку, которую желаете заработать сегодня на уроке. В конце урока мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели. Желаю успеха, приступаем к работе.
II. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1).
III. Закрепление
У.: 1. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Предполагаемые ответы учащихся
1) Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
2) Что же повлияло на выбор занятий древних финикийцев?
3) Почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?
4) Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор?
У.: Выводы: Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте (территория современных Сирии, Израиля и Ливана), память о ней жива до сих пор. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок: почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение. Финикия была приморской страной. От внутренней части материка Финикию отделяли высокие труднопроходимые горы, поэтому финикийцы обратились к морю. Таким образом, природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили основные занятия древних финикийцев. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло. Они прославились как отважные мореплаватели и предприимчивые торговцы. А это требовало появления более совершенных кораблей. Известно также, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями древнего Востока.
2. Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Финикийские мореплаватели», приложение 2).
IV. Рефлексия
У.: Составьте на основе полученных знаний синквейн об алфавите (в группе 2 человека) пятистрочие:
первая строка – существительное, ___________________________________________
вторая – два прилагательных, _______________________________________________
третья – три глагола, ______________________________________________________
четвертая – смысловая фраза, _______________________________________________
пятая – смысловое существительное _________________________________________
У.: Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, которую поставили для себя в начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? Какой вывод каждый сделал для себя из урока? Проанализируем «Карту успеха». (В классе … человек. Из них уровня В достиг … человек, уровня Б - … , уровня А - … человек). Видим, что есть ещё к чему стремиться: внимательнее читать текст, …
V. Индивидуальное домашнее задание
Составьте путеводитель по Финикии (от имени финикийского купца).
Приложение 1
Рабочий лист по теме «Финикийские мореплаватели»
Уровень А «3»
1. Финикийские города
1. Прочитайте (§15 пункт 1 стр. 81-82; атлас: стр. 11).
2. Ответьте, что означают слова, и какая между ними существует связь «Богатство, узкая полоска, Библ, Сидон, Тир, торговые караваны»?
2. Торговцы и пираты
1. Прочитайте (§15 пункт 2 стр. 82-83; атлас: стр. 11).
2. Впишите, что продавали финикийские купцы?
1. Ткани, выкрашенные _______________ краской.
2. Сосуды и бусы из __________________.
3. Брёвна из ливанского _______________.
4. «Живой товар» - ___________________.
5. Оливковое ________________________.
6. Виноградное ______________________.
3. Подтвердите примерами то, что о древних финикийцах не зря ходила дурная слава.
Известно, что они почти не вели войн. Где же тогда они брали рабов? (стр. 82-83)
Как вы оцениваете пиратство и работорговлю финикийцев?
3. Финикийские колонии
1. Прочитайте (§15 пункт 3 стр. 83; атлас стр. 11).
2. Выполните задания на контурной карте, атлас: стр. 11.
1. Финикийские города обозначены на карте цифрами. Напишите их названия.
1. _________________
2. _________________
3. _________________
2. Надпишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути.
3. Закрасьте берега, захваченные и колонизованные финикийцами.
4. Найдите и надпишите название колонии финикийцев, ставшей впоследствии главным городом крупного государства.
5. Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен на карте цифрой. Напишите его название: _______________________________.
3. Опишите географическое положение Финикии, заполнив пропуски в предложениях: «Финикия находилась на____________ берегу__________________ моря. Финикийцы осно-вывали на берегах _____________ моря свои поселения, которые назывались ____________. Самой крупной финикийской колонией являлся город _________________. Финикийцы были отличными ___________________, но имели дурную славу похитителей _______________» .
4. Путешествия финикийцев
1. Прочитайте (§15 пункт 4 стр. 83-84; атлас: стр. 11).
2. Назовите имя бога, повсеместно почитавшегося в Финикии и за его пределами, верховного бога города Тира, покровителя мореплавания и «предводителя» финикийской колонизации __________________.
3. Известно, что около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям. Сосчитайте, сколько примерно лет прошло от плавания (кого, напишите) ______________ вокруг Африки до наших дней:
5. Финикийский алфавит
1. Прочитайте (§15 пункт 5 стр. 84-85).
2. Вставьте пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в ___________________. Он состоял из ___ букв. В _______________ алфавите были только _____________ звуки».
6. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится: 1) Занятие финикийцев «ОДСМОРЕХТВО» ____________________ .
2) Морской разбой «ТСТПИРАВО» _____________.
3) Поселение, основанное вдали от родины «ЛОНКОИЯ» _________________ .
4) Письменность, изобретённая финикийцами «ВИТАЛФА» _________________ .
Уровень Б «4»
1. Вы плывёте по Средиземному морю, у вас заканчивается вода, продукты на исходе.
Что вы будете делать? ________________________________________________________
2. Что покупали финикийские купцы (атлас: стр. 11)?
1) В Египте ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ .
2) В Вавилоне ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ .
3) В Греции ___________, ____________, _______________ .
4) В Британии и Северной Европе ___________, ____________, _______________, ____________________________________________ .
5) В Индии ____________, _______________________________________.
3. «Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на
овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире,
Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько
недель, - могли записать и прочитать несложный текст».
1). Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
2). Назовите плюсы и минусы финикийского алфавита.
4. Исключите лишнее понятие. Объясните, почему?
1) алфавит, папирус, стекло, пурпур;
2) ремесло, пиратство, бортничество, мореходство, торговля.
5. Найдите соответствие
1 | Пиратство | А | поселение, основанное вдали от родины |
2 | Колония | Б | краситель для ткани, добываемый из морских раковин |
3 | Пурпур | В | морской разбой |
4 | Стекло | Г | важное изобретение финикийцев |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уровень В «5»
1. О чем свидетельствует высокий уровень развития художественных ремесел у финикийцев? Почему развивались именно эти ремесла?
2. Каким образом финикийцам удалось развернуть небывалую по тем временам активную торговлю на восточном и южном побережьях Средиземного моря?
Приложение 2
Компьютерный тест: итоговый контроль по теме «Финикийские мореплаватели»
1. Какое из предложенных суждений верно?
1) Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;
2) Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря;
3) Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.
2. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:
1) дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино;
2) зерно, финики, шкуры, глиняную посуду;
3) зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.
3. Финикийцы основывали свои колонии – поселения для:
1) ведения военных действий с местным населением;
2) оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более
далёким путешествиям;
3) распространения своего образа жизни среди местного населения.
4. Около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка
омывается морем, дал поручение мореплавателям. Отметьте, кому?
1) египтянам;
2) финикийцам;
3) вавилонянам.
5. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
1) клинопись;
2) иероглифическое письмо;
3) алфавит.
6. В алфавите финикийцев было ...
1) 33 буквы;
2) 22 буквы;
3) 750 иероглифов.
7. Талантливый народ из «Пурпурной страны» не мог создать:
1) морские корабли;
2) прозрачное стекло;
3) первый алфавит;
4) красно-лиловую краску;
5) столпы Мелькарта.
8. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы
прибыли в город. На шестой день на берег пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины
покупали товары… Торговцы захватили Ио и отплыли в Египет…»:
1) Финикия;
2) Палестина;
3) Египет.
9. Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в
истории человечества. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как
медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех.
Что они получали? Выберите правильный ответ.
1) бумагу;
2) бетон;
3) стекло.
Ключи к тесту:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
№ ответа | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 5 | 1 | 3 |
Примечание: «Карта успеха» может быть помещена с общим списком учащихся на классной доске или отдельно для каждого ученика в рабочий лист (возможный вариант названия - «Мои достижения»).
(Компьютерная программа создана в Редакторе SunRav TestOfficePro 5.0.)
Литература
1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс – М.: «Просвещение», 2004
2. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003
3. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории. 5 класс изд. «Панорама», 2009
4. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс - М.: «Русское слово», 2007
5. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.
Искусные мореплаватели античности

Богатейшие корабельные леса, росшие на территории Ливана, сделали финикийцев не только славными мореходами, но и асами древнего судостроения. Изображения судов Финикии дошли до нас по ассирийским барельефам VII в. до н. э. и еще более ранней фреске на гробнице египетского сановника. Корабли имели киль, высоко поднятый нос и обшивку по шпангоутам. Небольшое торговое судно финикийцев длиной более 30м и шириной 10м оснащалось одним рядом гребковых весел и единственным веслом-рулем.
Прямоугольный парус растягивался на горизонтальном рее. На вершине мачты крепилась площадка, напоминавшая заплечную корзину, которая служила постом для наблюдателя (так называемое «воронье гнездо»). Форштевень украшался резьбой — головой лошади или осла. По фрескам и дошедшим до нас описаниям можно судить об окраске судна. Корпус корабля был темно-коричневым, палуба — коричневой, но более светлого тона, а парус, ахтерштевень и «воронье гнездо» — красными.

Финикийские корабли VIII — VI вв. до н. э: торговые (сверху) и военный (снизу)
Авторская разработка урока апробирована на занятиях учителя истории Зинаиды Павловны Рукабер. Автор технологии индивидуализированного обучения Ю.А.Макаров не раз посещал уроки Зинаиды Павловны и охарактеризовал ее работу по данной методике как высокоэффективную, результативную.