Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методическая работа » Разработка урока по истории Финикийские мореплаватели для 5 класса

Разработка урока по истории Финикийские мореплаватели для 5 класса

Авторская разработка урока апробирована на занятиях учителя истории Зинаиды Павловны Рукабер.

 

Класс: 5
Предмет: История Древнего мира
Тема: «Западная Азия в век железа»
Автор учебника и УМК: Михайловский Ф.А.
Тема урока: «Финикийские мореплаватели»

Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа.
Технологии:  технология индивидуализированного обучения  и ИКТ.
Цель: показать вклад финикийцев в мировую культуру.
Задачи урока:                                                        
Образовательные:  
1) выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев.
Развивающие:  
1) продолжить  формирование  умений  самостоятельной работы с учебником, атласом и дополнительной литературой по изучению нового  материала.
Воспитывающие:  
1) формировать  нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;
    умение оценивать свои возможности.     
Оборудование: рабочий лист с дидактическими материалами на каждого ученика, учебник, атлас,  «Карта успеха».
Проект урока

 

Ход урока
I.    Оргмомент. Целеполагание

У.:     Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Мы познакомимся с Финикией и её народом, открытиями и изобретениями которого мир пользуется до сих пор. Основной же вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить, -  что позволило  финикийцам  добиться выдающихся успехов  на  море?      Почему именно они считались лучшими мореплавателями древнего Востока?                Работать будем по карточкам трёх уровней: А, Б, В. «Карта успеха» поможет вам фиксировать достижения. На «3» вы должны выполнить четыре задания уровня «А». На «4» - три задания уровня «Б». На «5»  - одно задание уровня «В». Выполняя задания поэтапно, вы каждый ставите «+» напротив своего имени (фамилии).                  
Оцените свои возможности и в Рабочий лист поставьте ту отметку, которую желаете заработать  сегодня на уроке. В конце урока мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели. Желаю успеха, приступаем к работе. 

II.     Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1).

III.      Закрепление

У.:    1.  Беседа по вопросам самостоятельной работы. Предполагаемые ответы учащихся
    1)  Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?    
    2)  Что же повлияло на выбор занятий древних финикийцев?
    3)  Почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?    
    4)  Какими   изобретениями   древних  финикийцев  мы  пользуемся  до  сих  пор?

У.:    Выводы:  Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте (территория современных Сирии, Израиля и Ливана), память о ней жива до сих пор. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок:  почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение. Финикия была приморской страной. От внутренней части материка Финикию отделяли высокие труднопроходимые горы, поэтому финикийцы обратились к морю. Таким образом, природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили основные занятия древних финикийцев. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло. Они прославились как отважные мореплаватели и предприимчивые торговцы. А это требовало появления более совершенных кораблей. Известно также, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями древнего Востока.
    2.  Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Финикийские мореплаватели», приложение 2).

IV.    Рефлексия
У.:       Составьте на основе полученных знаний синквейн об алфавите (в группе 2 человека) пятистрочие:
первая строка – существительное,  ___________________________________________
вторая – два прилагательных, _______________________________________________
третья – три глагола,  ______________________________________________________
четвертая – смысловая фраза, _______________________________________________
пятая – смысловое существительное _________________________________________
У.:     Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, которую  поставили для себя   в начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? Какой вывод каждый сделал для себя из урока? Проанализируем «Карту успеха». (В классе … человек. Из них уровня В достиг … человек, уровня Б - … , уровня А -  … человек). Видим, что есть ещё к чему стремиться: внимательнее читать текст, …


V.     Индивидуальное домашнее задание
         Составьте путеводитель по Финикии (от имени финикийского купца).


Приложение 1


    Рабочий лист по теме  «Финикийские мореплаватели»
Уровень А «3»
1.    Финикийские города
1.    Прочитайте  (§15 пункт 1 стр. 81-82; атлас: стр. 11).
2.    Ответьте, что означают слова, и какая между ними существует связь «Богатство, узкая полоска, Библ, Сидон, Тир, торговые караваны»?
2.   Торговцы и пираты
      1.   Прочитайте  (§15 пункт 2 стр. 82-83; атлас: стр. 11).
      2.   Впишите, что продавали финикийские купцы?
1.    Ткани, выкрашенные _______________ краской.Разработка урока по истории Финикийские мореплаватели для 5 класса
2.    Сосуды и бусы из __________________.
3.    Брёвна из ливанского _______________.
4.    «Живой товар» - ___________________.
5.    Оливковое ________________________.
6.    Виноградное ______________________.    
      3.   Подтвердите примерами то, что о древних финикийцах не зря ходила дурная слава.
            Известно, что они почти не вели войн. Где же тогда они брали рабов? (стр. 82-83)
            Как вы оцениваете пиратство и работорговлю финикийцев?
3.   Финикийские колонии
      1.   Прочитайте (§15 пункт 3 стр. 83; атлас стр. 11).
      2.   Выполните задания на контурной карте, атлас: стр. 11.

1.   Финикийские города обозначены на карте цифрами.  Напишите их названия.

  1. _________________
  2. _________________
  3. _________________
2.    Надпишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути.
3.    Закрасьте берега, захваченные и колонизованные финикийцами.
4.    Найдите и надпишите название колонии финикийцев, ставшей впоследствии главным городом крупного государства.
5.    Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен на карте цифрой. Напишите его название: _______________________________.

    3.   Опишите географическое положение Финикии, заполнив пропуски в предложениях: «Финикия находилась на____________ берегу__________________    моря. Финикийцы осно-вывали на берегах _____________ моря свои поселения, которые назывались ____________. Самой крупной финикийской колонией являлся город _________________. Финикийцы были отличными ___________________, но имели дурную славу похитителей _______________» .
     4.   Путешествия финикийцев
       1.  Прочитайте  (§15 пункт 4 стр. 83-84; атлас: стр. 11).
      2. Назовите имя бога, повсеместно почитавшегося в Финикии и за его пределами, верховного бога города Тира, покровителя мореплавания и «предводителя» финикийской колонизации __________________.
      3. Известно, что около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям. Сосчитайте, сколько примерно лет прошло от плавания (кого, напишите)   ______________  вокруг Африки до наших дней:

    5.   Финикийский алфавит
      1.   Прочитайте (§15 пункт 5 стр. 84-85).
      2.   Вставьте пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в  ___________________.  Он состоял из ___ букв. В   _______________  алфавите были только _____________ звуки».

    6.   Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:                                            1)   Занятие финикийцев «ОДСМОРЕХТВО» ____________________ .
2)   Морской разбой «ТСТПИРАВО» _____________.
3)   Поселение, основанное вдали от родины «ЛОНКОИЯ» _________________ .
4)   Письменность, изобретённая финикийцами «ВИТАЛФА» _________________ .
    
Уровень Б «4»
1.   Вы  плывёте по Средиземному морю, у вас заканчивается вода, продукты на исходе.  
      Что вы будете делать? ________________________________________________________
2.   Что покупали финикийские купцы (атлас: стр. 11)?
1)    В Египте ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ .
2)    В Вавилоне ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ .
3)    В Греции ___________, ____________, _______________ .
4)    В Британии и Северной Европе ___________, ____________, _______________, ____________________________________________ .
      5)  В Индии ____________, _______________________________________.
3.   «Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на
       овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире,
      Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько
      недель, - могли записать и прочитать несложный текст».
      1). Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
      2). Назовите плюсы и минусы финикийского алфавита.

4.   Исключите лишнее понятие. Объясните, почему?
      1) алфавит, папирус, стекло, пурпур;
      2) ремесло, пиратство, бортничество, мореходство, торговля.

5.   Найдите соответствие

Найдите соответствие букв и цифр
1 Пиратство А поселение, основанное вдали от родины
2 Колония Б краситель для ткани, добываемый из морских раковин
3 Пурпур В морской разбой
4 Стекло Г важное изобретение финикийцев










1 2 3 4
       


Уровень В «5»

1.    О чем свидетельствует высокий уровень развития художественных ремесел у финикийцев? Почему развивались именно эти ремесла?
2.    Каким образом финикийцам удалось  развернуть небывалую по тем временам активную торговлю на восточном и южном побережьях Средиземного моря?



Приложение 2


Компьютерный тест: итоговый контроль по теме «Финикийские мореплаватели»   


1.  Какое из предложенных суждений верно?
1)  Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;
2)  Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря;
3)  Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.


2.  Финикийские купцы привозили в разные страны мира:
1)  дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино;
2)  зерно, финики, шкуры, глиняную посуду;                                                                  
3)  зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.


3.  Финикийцы основывали свои колонии – поселения для:
1)  ведения военных действий с местным населением;
2)  оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более
     далёким путешествиям;
3)  распространения своего образа жизни среди местного населения.


4.  Около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка
     омывается морем, дал поручение мореплавателям. Отметьте, кому?
1)  египтянам;
2)  финикийцам;
3)  вавилонянам.


5.  Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
1)  клинопись;
2)  иероглифическое письмо;
3)  алфавит.


6.  В алфавите финикийцев было ...

1)  33 буквы;
2)  22 буквы;     
3)  750 иероглифов.


7.  Талантливый народ из «Пурпурной страны» не мог создать:      
1)  морские корабли;     
2)  прозрачное стекло;      
3)  первый алфавит;       
4)  красно-лиловую краску;     
5)  столпы Мелькарта.


8.  Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы
     прибыли в город. На шестой день на берег пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины
     покупали товары… Торговцы захватили Ио и отплыли в Египет…»:
1)  Финикия;
2)  Палестина;
3)  Египет.


9.  Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в
     истории человечества. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как
     медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех.
     Что они получали? Выберите правильный ответ.
1)  бумагу;
2)  бетон;
3)  стекло.

 

Ключи к тесту:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9  
№ ответа 2 1 2 2 3 2 5 1 3  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: «Карта успеха» может быть помещена с общим списком учащихся на   классной доске или отдельно  для каждого ученика в рабочий лист (возможный вариант названия - «Мои достижения»). 

(Компьютерная программа создана в Редакторе SunRav TestOfficePro 5.0.)
 

Литература
1.    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс – М.: «Просвещение», 2004
2.    Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003
3.    Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории. 5 класс изд.  «Панорама», 2009
4.    Михайловский Ф.А. Всеобщая  история. История древнего мира. 5 класс - М.: «Русское слово», 2007
5.    Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.

 

Дополнительный материал

Искусные мореплаватели античности

Несомненно, самыми искусными мореплавателями античности были финикийцы, жившие в Средиземноморье у подножия гор Ливана. Именно к ним перешло морское господство, когда в X в. до н. э. могущество египетского флота стало приходить в упадок. Финикийцы, стремившиеся расширить свои торговые связи, плавали по Тигру, Евфрату, Нилу, Персидскому заливу, Средиземному и Красному морям, всюду основывая многочисленные колонии и поселения, из которых наибольшего величия достиг Карфаген.

Разработка урока по истории Финикийские мореплаватели для 5 классаО финикийских купцах знали далеко за Гибралтарским проливом, в том числе на Касситеридах (ныне — Британские острова). Имеются даже предположения, что в VII—VI вв. до н. э. финикийским мореходам удалось обогнуть Африканский континент. Историки считают, что столь беспрецедентная по тем временам экспедиция была организована по поручению фараона Нехо, а значит, сами египтяне не стыдились официально признать мастерство финикийцев и их первенство на море. Кормчие финикийских судов могли точно направлять их днем и ночью, ориентируясь по Солнцу, звездам, цвету воды, форме и характеру берегов.

    Богатейшие корабельные леса, росшие на территории Ливана, сделали финикийцев не только славными мореходами, но и асами древнего судостроения. Изображения судов Финикии дошли до нас по ассирийским барельефам VII в. до н. э. и еще более ранней фреске на гробнице египетского сановника. Корабли имели киль, высоко поднятый нос и обшивку по шпангоутам. Небольшое торговое судно финикийцев длиной более 30м и шириной 10м оснащалось одним рядом гребковых весел и единственным веслом-рулем.

    Прямоугольный парус растягивался на горизонтальном рее. На вершине мачты крепилась площадка, напоминавшая заплечную корзину, которая служила постом для наблюдателя (так называемое «воронье гнездо»). Форштевень украшался резьбой — головой лошади или осла. По фрескам и дошедшим до нас описаниям можно судить об окраске судна. Корпус корабля был темно-коричневым, палуба — коричневой, но более светлого тона, а парус, ахтерштевень и «воронье гнездо» — красными.

Разработка урока по истории Финикийские мореплаватели для 5 классаНа знаменитых барельефах из Ниневии и Хорсабада изображены военные суда финикийцев, имевшие два яруса весел, которые были расположены друг над другом. Но самая мощная военная флотилия принадлежала Карфагену. Состояла она преимущественно из больших судов — кинкерем, под покровительством которых карфагенские суда, совершавшие плавания по Средиземному морю и нередко выходившие в океан, могли чувствовать себя вполне спокойно, не опасаясь непредвиденного нападения пиратов.

Финикийские корабли VIII — VI вв. до н. э: торговые (сверху) и военный (снизу)

Авторская разработка урока апробирована на занятиях учителя истории Зинаиды Павловны Рукабер. Автор технологии индивидуализированного обучения Ю.А.Макаров не раз посещал уроки Зинаиды Павловны и охарактеризовал ее работу по данной методике как высокоэффективную, результативную.
 

Комментарии

1 • 21 мая 2013 09:22 • в
От: Петрови4 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Смутил следующий аспект:
Воспитывающие:
1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;

Почему нужно осуждать пиратство и работорговлю? Ведь не будь этих видов бизнеса - Вы бы не изучали финикийцев! Нужно говорить об экономической целесообразности для данного народа, в данном временном промежутке подобных видов деятельности. О пользе от них для Финикийского государства, об обмене опытом и технологии. Зачем осуждать то, что позволило народу выжить определенное время и оставить след в истории. Межвидовая борьба - это норма. а ради выживания своей семьи шли на многое. Какое из сильных, побережных государств в те времена не пробавлялся пиратством и торговлей рабами? Почему только финикийское пиратство достойно нравственного осуждения?
Считаю, что история и нравственность понятия вообще не совместимые. Вот история и экономика - это более ценная связка, история и инженерия - т.ж. интересно.
2 • 25 мая 2013 19:02 • в
От: pela231 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Петрови4
Я с Вами совсем не согласна ("история и нравственность понятия вообще не совместимые. Вот история и экономика - это более ценная связка, история и инженерия - т.ж. интересно"). С каких же позиций тогда рассматривать фашизм и миллионы погибших во 2 мировой войне? Окажись сейчас в рабстве Ваш сын, брат или кто-то другой из родственников - как бы Вы заговорили в этом случае?
3 • 26 мая 2013 11:15 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
pela231,
Я лично согласен с Петрови4 Рабство - это экономически обоснованная необходимость соответствующего временного периода. Фашизм дал тысячи рабочих мест своим сторонникам и тысячи могильных холмиков противникам. Вы говорите о фашизме, как о зле с точки зрения противника... и это понятно, но вспомните "Хижину дяди Тома" и аргументацию за рабство... задумайтесь: "Теми ли категориями измеряли качество жизнь люди в те времена?"
Справедливость придумали слабые...
Погибших во второй мировой войне нужно рассматривать именно с точки зрения экономики. Фашизм - это идеология, но ни как не люди. Развивалась она не только на этнической ненависти, но и на финансовых интересах. Не будь в Германию огромных финансовых вливаний в 30-х, не было бы жертв в СССР в 40-х... Не уведи войска от границы в 40-ом, не было бы БлицКрига...
Нравственность объясняет поступки Матросова, Кошевого, Космодемьянской, Мересьева, но ни как не объясняет поступки больших групп людей...
4 • 26 мая 2013 16:43 • в
От: zvpa123 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
Петрови4,
Вы пишете: "Почему только финикийское пиратство достойно нравственного осуждения?" Как понимать эту Вашу фразу? Здесь обсуждается не сборник, а только разработка 1 урока.
5 • 26 мая 2013 22:05 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Зинаида Павловна!
Успевают ли учащиеся выполнить задания за урок? У меня складывается впечатление, что занятие на основе ТИО Ю.А.Макарова должно чередоваться с более спокойным следующим уроком, не требующим такого напряжения умственных сил. Возможно ли это? То есть насколько другие учителя-предметники учитывают, какие технологии используются на предыдущих уроках и в каком состоянии дети пришли на данный урок?
Каким будет домашнее задание по этому уроку?
Как осуществляется повторение и закрепление на уроке тематического обобщения материала?
6 • 27 мая 2013 19:57 • в
От: Петрови4 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
zvpa123,
Цитата: zvpa123
Петрови4, Вы пишете: "Почему только финикийское пиратство достойно нравственного осуждения?" Как понимать эту Вашу фразу? Здесь обсуждается не сборник, а только разработка 1 урока.

Смотрим сюда:
Воспитывающие:
1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;

Вот отсюда фраза и появилась. Мне например не понятно, как без пиратства и работорговли финикийцы бы выжили и оставили память в веках?
7 • 28 мая 2013 00:00 • в
От: zvpa123 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
Петрови4,
Вы не ответили на поставленный вопрос. И с чего у Вас родился указанный: ... "как без пиратства и работорговли финикийцы бы выжили и оставили память в веках?" Где Вы об этом прочитали?
И последнее. Вами изначально выбрана очень удобная позиция: "никто и звать меня никак". Поэтому возникает вопрос и у обратной стороны. А судьи кто? Считаю, что с этого и надо было начинать.
8 • 28 мая 2013 11:04 • в
От: Петрови4 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Я могу согласиться. что Вы работает с пятиклассниками и Вам виднее. Но, я бы осуждал (обсуждал) не "пиратство финикийцев", а пиратство вообще. Не бизнес применительно к народу. а бизнес, как вид деятельности (в нашем случае пиратство и работорговля).
Я извиняюсь, если мои взгляды Вас задели. Но мне, например, не нравится, как перевирается (на мой взгляд) история Украины и моему сыну предлагают "верные мысли" не имеющие опоры ни с экономической, ни с технической точек зрения, а только нравственно-социальная целесообразность.

Вы не ответили на поставленный вопрос. И с чего у Вас родился указанный? ответить не могу, т.к. не понимаю о чем вопрос :( Но мы обсуждаем видение, а не ошибается только ничего не делающий... Еще раз простите, если задел Вас.
9 • 6 августа 2013 00:06 • в
От: Yuliya - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Уважаемая Зинаида Павловна!
Если бы в школах историю (хотя бы некоторые темы) преподавали в такой форме, то большинство современных детей не пугали бы представителей старшего поколения своими "знаниями".
Огромное Вам спасибо за Ваш труд!
10 • 26 августа 2013 19:24 • в
От: Elena - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Совершенно очевидно, что разработана новая форма проведения урока. Что ж, технологии давно не стоят на месте. И, Вы, уважаемый преподаватель, идете в ногу с прогрессом, наверное, опережая своих коллег. Такая форма проведения уроков должна стать перспективой для преподавателей любых предметов. У Вас можно многому научиться! Думаю, что подобные уроки должны непременно нравиться ученикам! Очень интересно, познавательно и увлекательно! Благодарных учеников Вам! И признания от коллег и родителей!"
11 • 25 декабря 2013 07:57 • в
От: Валентина - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Уважаемая Зинаида Павловна! Прочитала и уже не в первый раз Ваш конспект урока. Хочу сказать Вам спасибо с позиции ученика. Захотелось снова оказаться за школьной партой и быть успешной! Ваш урок всем даёт такой шанс. С наступающим Новым годом и Рождеством!

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги