Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Психологический практикум » Роль козла отпущения в учебной группе

Роль козла отпущения в учебной группе

Социальная иерархия в классе



Каждый ребенок – это, в первую очередь, человек со своими вкусами, способностями, предпочтениями и умениями. У каждого такого маленького «я» есть свой набор присущих лишь ему социальных очертаний. Находясь рядом, взаимодействуя, детская группа формируется в коллектив. В процессе социального и личностного общения каждый ребенок проявляет черты своего характера (возможно акцентуации), и они оказываются доминирующими при определении его роли в коллективе.

Каждый из учеников занимает в классе определенное место: кто-то потому, что так само собой получилось, а кто-то - в силу своего желания. Детвора активно строит иерархию школьного коллектива, не оглядываясь на этические номы, понятия «добра», «зла» или «толерантности». В этой пирамиде взаимоотношений есть «лидеры», «рядовые члены», «оппозиционеры», «эксперты», «болото», а есть и «козлы отпущения».

Устойчивый оборот - «козел отпущения» - возник еще в библейские времена: священнослужители возлагали грехи своего народа на специально отобранного козла и после приносили его в жертву. С тех пор этим крылатым выражением характеризуют людей, которые отвечают за чужие ошибки и промахи. В школе это, в первую очередь, просчеты взрослых в воспитании детей, но за ошибки родителей, учителей, родственников и знакомых расплачиваются дети!

В любой учебной группе вне зависимости от созидательной направленности лидеров, как антиподы им всегда появляются "козлы отпущения" - жертвы.

Жертвой может быть ребенок, который:
•    сильно отличается от всего остального класса;
•    отстает от учебной группы (по различным причинам);
•    не обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками и качествами, которые ценятся в группе.

Например, скромный ребенок в очках, или странный, не такой как все, или воспитанный в излишне строгих нормах и правилах, или воспитанный в специфической культурно-религиозной семье. В подростковом возрасте все то, что взрослые могут воспринимать как уникальное, дети расценивают как "не такой", предмет ля насмешек и унижения.

Во главу угла ставится общительность, социальная смелость, социальный и эмоциональный интеллект, достаток - т.е. все то, что к обучению как приобретению знаний имеет опосредованное отношение. Так, если одежда ребенка «не такая»: бедная, яркая или, например, подобранная мамой с плохим вкусом, то у «правильных» детей возникает повод выразить свое отношение к «не такому» ребенку.

Виктимность



Существует наука виктимология, которая рассматривает процесс становления и поведение жертвы или потерпевшего. Она старается объяснить, как человек становится жертвой и почему он к этому склонен. Предрасположенность же к тому, чтобы оказаться жертвой преступления, называют виктимностью. Вот и получается, что «козел отпущения» в классе - это ребенок, у которого в большей или меньшей степени прослеживается виктимность. Ребенок становится жертвой в своем коллективе.

Именно по отношению к такому ребенку и происходит то, что называется "подстегиванием", "чмурением", "обзыванием" и просто всяческим "доставанием". В классе формируется «правильная» компания - некая «группа крутых», которые все знают, все умеют, достигли вершин и считают, что имеют право насаждать свое видение «правильного» мира и, как следствие, глумиться, доставать, прессовать и другими способами «воспитывать» субъекта, вызвавшего у них когнитивный диссонанс.

«Крутые ребята» пытаются всячески еще более унизить ребенка и доказать ему, что он - никто, пока не станет таким же как они. Не осознавая, что пускать в свою группу они никого не станут, так как просто не смогут принять социальный подъем кого-то до своего уровня.

Для мальчиков это начинается с банальной порчи его вещей. Может доходить до физического воздействия на этого ребенка. Группа обидчиков считает, что таким образом они его воспитывают.

Среди девочек тоже возможны подобные случаи. Начиная с банальной порчи вещей и заканчивая сплетнями, очернением, физическим насилием. Девичьи сплетни, например, направленные на внешний вид, приносят немалую боль объекту обсуждения. Многие «красотки» убеждены, что они есть носители моды в массы и задорно-зло осмеивают тех, у кого другие вкусы. За счет таких «козлов отпущения» модницы возвышаются над своими такими же подругами. Сейчас девушки стали очень грубы, и любая ссора может привести к драке и среди девушек. Начинают стираться границы дозволенного, и стало даже "круто" потаскать слабую девчонку за волосы, доказывая этим свое превосходство.

Роль козла отпущения в группе



Часто бывает так, что в коллектив приходят новые люди и по неосторожности, особенностям воспитания или излишней застенчивости занимают позицию "козла отпущения". Жертвами могут стать только рядовые члены класса. Эксперт защищён своим умением или знанием. Оппозиционер - такой же сильный, как и лидер, если не сильнее. Болото – непробиваемо своей ограниченностью.

"Козел отпущения" выполняет роль социального демпфера между правильным и постыдным. В большинстве случаев за его счет утверждаются остальные дети. Подростки (как и взрослые) не понимают, что возвышаться нужно, соревнуясь с собой, а не за счет унижения других. К сожалению, "козел отпущения" - это часть нашего социума, без которого некоторые люди просто не умеют жить.

Положительным для класса от такого "козла отпущения" есть то, что:
1) учитель всегда может показать на нем, как на примере, остальным, как нельзя себя вести или каким не нужно быть;
2) на его неудачах можно научить остальных;
3) остальные ученики возвышаются за его счет, им есть на кого сваливать вину.
4) за счет него остальные дети пытаются выделится из серой массы.
5) всегда есть ребенок, на котором можно сорвать накопившиеся негативные эмоции.

Негативные стороны для класса от "козла отпущения":
1) дети в коллективе его постоянно обижают, и учитель вынужден постоянно улаживать эти конфликты;
2) дети отрабатывают на нем навыки злости, агрессии, глупого юмора;
3) из-за борьбы такого рода в классе не формируется здоровый коллектив;
4) «козел отпущения» становится «необитаемым островом» класса, он абсолютно пассивен в жизни класса и не принимает никакого участия во всех мероприятиях.
5) у детей формируется понятие о «прокаженном», над которым можно глумиться, но не стоит протягивать руку помощи, т.к. сам можешь оказаться с ним в одной лодке.

В том, что роль козла отпущения негативно отражается на жизни ребенка сомнений не вызывает, но вот почему такой ребенок всегда «появляется» в любом школьном коллективе, вопрос неисследованный и стыдливо замалчиваемый.

 Психологи считают, что ребенок вряд ли попадет в эту нишу, если у него отсутствует предрасположенность к жертвенному поведению: часто ученик своими действиями, мимикой, жестами провоцирует по отношению к себе соответствующий ответ (вот они, просчеты в воспитании ребенка ). С другой стороны, есть дети, которым такая роль может нравиться. Они получают индивидуально значимые выгоды: находятся в центре внимания, могут не нести серьезной ответственности - жалость со стороны взрослых, прощение реальных «грехов»…

Однако для большинства детей это положение неприятно. И избежать его самостоятельно ребенку не по силам.  Самое простое, что можно посоветовать такому ребенку, это не навязываться в друзья (все равно не примут), не вести себя вызывающе (это только укрепит окружающих в правильности выбора), не воспринимать себя как жертву, а развивать свои сильные стороны.

Комментарии

1 • 14 мая 2013 19:27 • в
От: ЛЕА - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
интересно и доступно изложена проблема, а главное заставляет задуматься. хотелось бы, чтобы и родителей тоже. проблема к сожалению всего нашего общества, в котором сместились акценты и где сильный всегда прав, педагоги, к сожадению, не всегда компетентны, а родители - часто равнодушны.
2 • 14 мая 2013 20:55 • в
От: Dalyet - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Статья хороша. Боюсь проблема поднята не правильно, такой ребенок выгоден и учителям и родительскому комитету и единственные кто ему может помочь - это его собственные родители. Как правило такого ребенка просто переводят в другую школу, а класс стабилизируется без этой крайности, так как роль козла отпущения, после этого делят уже 2-3 человека менее угнетаемые и более адаптивные.
3 • 16 мая 2013 13:18 • в
От: Элен - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Замечательная статья. Мне кажется она будет очень полезна именно для детей, а особенно для подростков. Действительно эта тема зачастую замалчивается в школьном коллективе, а говорить о ней нужно. Потому что в юном возрасте травля воспринимается очень болезненно и может привести к необратимым последствиям и даже к суициду. Интересно, у профессиональных психологов и педагогов есть наработанные методики решения этой проблемы?
4 • 17 мая 2013 17:10 • в
От: Anya - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Наталия, вы слишком преувеличиваете. Мне кажется как такого "козла отпущения" не существует. Человек сам кует свою судьбу и именно от него зависит как его воспримут окружающие. Поэтому жалеть таких детей не стоит. Это нормальная ситуация, когда человек должен либо же бороться и отстаивать свою позицию, либо же терпеть и быть как Вы говорите "козлом". Я не согласна с Вашим мнением, что сам человек справится не сможет с данной проблемой. Не существует проблем - есть задачи, которые нужно решать.
5 • 5 августа 2013 23:48 • в
От: Yuliya - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Боюсь проблема поднята не правильно, такой ребенок выгоден и учителям и родительскому комитету и единственные кто ему может помочь - это его собственные родители. К сожалению, очень часто бывает, что родители и не догадываются о проблемах ребенка в школе (или в другом детском коллективе). А во многих случаях возможность возникновения "козла отпущения" в коллективе зависит от социальной среды, в которой растет ребенок, и, в целом, от уровня развития общества. Чаще всего проблема возникает в школах, расположенных в так называемых "рабочих" районах.
Человек сам кует свою судьбу и именно от него зависит как его воспримут окружающие. Поэтому жалеть таких детей не стоит. ,
Как-то не по-доброму вы, к детям-то. Не всегда ребенок сможет противостоять, особенно в младших классах, "затюкиванию" со стороны коллектива в силу множества причин, как внутренних, так и внешних. И как можно ребенку объяснить, что "есть задачи, которые нужно решать"?

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги