Я не люблю читать, потому что не знаю, как читать.
Мэри Крогнес
«Только научите меня, миссис К.»
Мэри Крогнес
«Только научите меня, миссис К.»

• обращайтесь к подростку, как к равному; подтверждайте свои аргументы цитатами и цифрами. Особое впечатление они производят на мальчиков, которые на постсоветском пространстве в первую очередь попадают в «группу риска». Первое, что приходит на ум – не оставившие равнодушными слова беженки из Дарфура: "Нам пришлось бросить все нажитое непосильным трудом. Единственное, что могли взять собой – то, что мы имели в наших головах, чему учились – наше образование». Подчеркните, что по состоянию на сегодня 793 миллиона взрослых в мире (или каждый четвертый человек; 64% из них – женщины) не в состоянии прочитать эти строки. При этом многочисленные исследования однозначно доказывают, что привычка к чтению, сформировавшаяся в раннем детстве, имеет решающее значение для обеспечения успеха в старших классах и ВУЗе. Именно отсутствием культуры чтения часто объясняется низкий уровень успеваемости студентов из слаборазвитых стран; ранние браки у женщин, необдуманно большое количество детей, нездоровая обстановка в семье, невозможность найти достойную работу.
Впечатляющими являются и следующие факты: у ребенка, родившегося у начитанной матери, на 50% повышаются шансы прожить более пяти лет; избежать риска недоедания, заражения ВИЧ-инфекцией, стать жертвой торговли людьми и сексуальной эксплуатации.
Более того, грамотность влияет на экономику страны в целом. 171 миллион человек преодолели бы угрозу нищеты, если бы все учащиеся в странах с низким доходом окончили школу с базовыми навыками чтения (другими словами, численность людей, живущих менее, чем на 1,25 доллара в день, снизилась бы на 12%); повышение соответствующего уровня на 20-30% сопровождается ростом ВВП на 8-16%; каждый дополнительный год обучения, по экспертным оценкам, увеличивает доход в среднем на 8,3%.
Не уверена, что все старшеклассники готовы осознать смысл фразы «Бытие определяет сознание». Но «Чтение определяет бытие» – трудностей вызвать не должно;
• помните, что личный опыт молодого человека неразрывно связан с его/ее отношением к процессу чтения. Поэтому одним из лучших способов привлечения, в первую очередь, дома – поощрение. Стремясь к достижению цели, взрослые не должны оставлять без внимания желание ребенка взять в руки книгу; хвалить его, когда он предпочитает это занятие какому-либо еще. Для «неподдающихся» можно начать с тех источников, которые, вероятно, не сильно приветствуются вами, но наиболее интересны ему: «страшилки», фэнтези, научная фантастика или «мыльный» роман; специализированные журналы, посвященные гоночным автомобилям, моде или бодибилдингу. Даже комиксы могут мотивировать менее опытных читателей со временем взять в руки нечто более серьезное с литературной точки зрения.
Наличие дома «качественной» литературы разных жанров значительно упростит задачу. Ее решение станет удовольствием, если книги будут легкодоступны и в школе;

Разбавьте свой предмет взвешенными литературными примерами и «убьете сразу двух зайцев»: разрядите обстановку и, поверьте, повысите свой авторитет. УЧИТЕЛЬ и «УЧИЛКА» – слова однокоренные, но вовсе неоднозначные;
• читайте своим учащимся вслух. Если вы – начинающий педагог – запишите свой голос на диктофон и объективно прислушайтесь, не усыпите ли аудиторию. Возможно, над дикцией придется поработать, даже с помощью профессионалов. В любом случае, со временем окупится.
Попробуйте и обратный прием – ученики с удовольствием почитают вам. Делайте замечания, но осторожно; акцентируйте внимание на имеющемся прогрессе; стимулируйте развитие фантазии: что бы он сделал, если бы оказался в подобной ситуации? Как бы изменил историю? От чего бы отказался? Добавляя себя в рассказ, ребенок начинает ценить чудо альтернативы, сопровождаемое радостью от чувства выполненного долга: задание выполнено, проблемы преодолены, похвала – заслужена;
• обсуждайте тексты – не принципиально, с ребенком или учеником. Хвалите за наличие собственной точки зрения, даже если она категорически не совпадает с общепринятой. Не навязывайте любовь к «Мастеру и Маргарите» только потому, что все считают это произведение гениальным. Юный читатель должен чувствовать себя уверенным в праве свободно реагировать на прочитанное и видеть в нем только ему (читателю) часто понятный смысл (иногда связанный просто с особым настроением или физическим состоянием). «Двойка» за «индивидуальный подход» любви ни к вам, ни к предмету не обеспечит;
• добавьте элемент театральности: дайте детям почувствовать себя героями, если не любимых, то хотя бы изучаемых произведений!
Расслаблению, и одновременно развитию активной речи (не только детской) могут также способствовать, например, создание словаря местного сленга, игры в слова в течение 10 минут или обмен захватывающими историями из школьной – и не только – жизни.
Задавайте открытые письменные вопросы, заранее лимитируя ответ. «Что вы думаете?...», «Что хотели бы изменить?..». Они точно чего-то хотят – не всегда имеют возможность высказаться;
• разговаривайте с аудиторией. Узнавайте о ее предпочтениях, проблемах, надеждах – это может помочь в подборе материала. Учитывайте особенности слушателей, в том числе – половозрастные: пусть мальчики переживут все перипетии «Войны», а девочки получат возможность насладиться «миром». Обмен впечатлениями может оказаться захватывающим зрелищем для всех!
• будьте хитрее. Принесите, а еще лучше – подарите – ему книгу, которую, по вашему мнению, обязательно стоит прочитать. Понятно, что на всех подарков не хватит – вступите в коалицию с родителями. Поверьте, учитель часто имеет более высокий авторитет, хотя бы потому, что он – лицо официальное. А подарки от официальных лиц льстят любому самолюбию!
• научите подростков вести «дневник чтения»: выделять ключевые моменты в сюжете и сравнивать ожидания с развязкой; выписывать новые слова и выражения; формировать свое отношение к персонажам; комментировать иллюстрации; определять стиль повествования; оценивать произведение в целом;
• сделайте своим помощником Интернет. Опрос 384 школьников и 100 студентов в Соединенных Штатах привел к парадоксальным результатам: дети, проводящие часы перед монитором в изучении он-лайн журналов, ознакомлении с книгами известных авторов, рассказами друзей и т.д., не считали это чтением! Открытие дает возможность предположить, что активное привлечение глобальной сети в внеклассной работе может сыграть значительную роль в укреплении любви к чтению. Подумайте о своем блоге, разрекламируйте его ученикам – они любопытны, клюнут.
Сделать блог одновременно интересным, познавательным и полезным – нелегкая задача.
Но вы ведь не из тех, кто пасует перед трудностями?!..