Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методическая работа » Научить подростка читать

Научить подростка читать

Я не люблю читать, потому что не знаю, как читать.
Мэри Крогнес
«Только научите меня, миссис К.»
Научить подростка читатьОни, в большинстве своем, не читают… Причем даже те, кого за уши нельзя было оттянуть от книги в младших классах. Взрослеют, погружаются с головой в нечто новое, доселе неведомое, либо, наоборот, становятся подчеркнуто безучастными ко всему вокруг происходящему, вселяя тревогу в сердца и родителей, и учителей. Причем как первые, так и вторые, являясь, фактически, моделями ролевого поведения для детей, могут, не акцентируя особого внимания на существующей проблеме, сделать очень многое для развития у ребенка мотивации к чтению. К числу этого «многого» точно нельзя отнести принуждение; существует постоянно «расширяющееся множество» техник и методов, стимулирующих интерес и мотивирующих подрастающее поколение к самостоятельному чтению. Итак:


• обращайтесь к подростку, как к равному; подтверждайте свои аргументы цитатами и цифрами. Особое впечатление они производят на мальчиков, которые на постсоветском пространстве в первую очередь попадают в «группу риска». Первое, что приходит на ум – не оставившие равнодушными слова беженки из Дарфура: "Нам пришлось бросить все нажитое непосильным трудом. Единственное, что могли взять собой – то, что мы имели в наших головах, чему учились – наше образование». Подчеркните, что по состоянию на сегодня 793 миллиона взрослых в мире (или каждый четвертый человек; 64% из них – женщины) не в состоянии прочитать эти строки. При этом многочисленные исследования однозначно доказывают, что привычка к чтению, сформировавшаяся в раннем детстве, имеет решающее значение для обеспечения успеха в старших классах и ВУЗе. Именно отсутствием культуры чтения часто объясняется низкий уровень успеваемости студентов из слаборазвитых стран; ранние браки у женщин, необдуманно большое количество детей, нездоровая обстановка в семье, невозможность найти достойную работу.
Впечатляющими являются и следующие факты: у ребенка, родившегося у начитанной матери, на 50% повышаются шансы прожить более пяти лет; избежать риска недоедания, заражения ВИЧ-инфекцией, стать жертвой торговли людьми и сексуальной эксплуатации.
Более того, грамотность влияет на экономику страны в целом. 171 миллион человек преодолели бы угрозу нищеты, если бы все учащиеся в странах с низким доходом окончили школу с базовыми навыками чтения (другими словами, численность людей, живущих менее, чем на 1,25 доллара в день, снизилась бы на 12%); повышение соответствующего уровня на 20-30% сопровождается ростом ВВП на 8-16%; каждый дополнительный год обучения, по экспертным оценкам, увеличивает доход в среднем на 8,3%.
Не уверена, что все старшеклассники готовы осознать смысл фразы «Бытие определяет сознание». Но «Чтение определяет бытие» – трудностей вызвать не должно;

• помните, что личный опыт молодого человека неразрывно связан с его/ее отношением к процессу чтения. Поэтому одним из лучших способов привлечения, в первую очередь, дома – поощрение. Стремясь к достижению цели, взрослые не должны оставлять без внимания желание ребенка взять в руки книгу; хвалить его, когда он предпочитает это занятие какому-либо еще. Для «неподдающихся» можно начать с тех источников, которые, вероятно, не сильно приветствуются вами, но наиболее интересны ему: «страшилки», фэнтези, научная фантастика или «мыльный» роман; специализированные журналы, посвященные гоночным автомобилям, моде или бодибилдингу. Даже комиксы могут мотивировать менее опытных читателей со временем взять в руки нечто более серьезное с литературной точки зрения.
Наличие дома «качественной» литературы разных жанров значительно упростит задачу. Ее решение станет удовольствием, если книги будут легкодоступны и в школе;

Научить подростка читать• много читайте сами – трудно представить себе более убедительный образец для поведения, чем собственные папа или мама. В школе жизненно важную роль укрепления интереса к чтению должен взять на себя учитель, и не обязательно – русского языка. Поверьте, «Дамское счастье» Э. Золя может служить прекрасным пособием в сфере конкуренции и мерчандайзинга; «Титан» и «Стоик» Т. Драйзера – управления финансами.

Разбавьте свой предмет взвешенными литературными примерами и «убьете сразу двух зайцев»: разрядите обстановку и, поверьте, повысите свой авторитет. УЧИТЕЛЬ и «УЧИЛКА» – слова однокоренные, но вовсе неоднозначные;

• читайте своим учащимся вслух. Если вы – начинающий педагог – запишите свой голос на диктофон и объективно прислушайтесь, не усыпите ли аудиторию. Возможно, над дикцией придется поработать, даже с помощью профессионалов. В любом случае, со временем окупится.
Попробуйте и обратный прием – ученики с удовольствием почитают вам. Делайте замечания, но осторожно; акцентируйте внимание на имеющемся прогрессе; стимулируйте развитие фантазии: что бы он сделал, если бы оказался в подобной ситуации? Как бы изменил историю? От чего бы отказался? Добавляя себя в рассказ, ребенок начинает ценить чудо альтернативы, сопровождаемое радостью от чувства выполненного долга: задание выполнено, проблемы преодолены, похвала – заслужена;

• обсуждайте тексты – не принципиально, с ребенком или учеником. Хвалите за наличие собственной точки зрения, даже если она категорически не совпадает с общепринятой. Не навязывайте любовь к «Мастеру и Маргарите» только потому, что все считают это произведение гениальным. Юный читатель должен чувствовать себя уверенным в праве свободно реагировать на прочитанное и видеть в нем только ему (читателю) часто понятный смысл (иногда связанный просто с особым настроением или физическим состоянием). «Двойка» за «индивидуальный подход» любви ни к вам, ни к предмету не обеспечит;

• добавьте элемент театральности: дайте детям почувствовать себя героями, если не любимых, то хотя бы изучаемых произведений!
Расслаблению, и одновременно развитию активной речи (не только детской) могут также способствовать, например, создание словаря местного сленга, игры в слова в течение 10 минут или обмен захватывающими историями из школьной – и не только – жизни.
Задавайте открытые письменные вопросы, заранее лимитируя ответ. «Что вы думаете?...», «Что хотели бы изменить?..». Они точно чего-то хотят – не всегда имеют возможность высказаться;

• разговаривайте с аудиторией. Узнавайте о ее предпочтениях, проблемах, надеждах – это может помочь в подборе материала. Учитывайте особенности слушателей, в том числе – половозрастные: пусть мальчики переживут все перипетии «Войны», а девочки получат возможность насладиться «миром». Обмен впечатлениями может оказаться захватывающим зрелищем для всех!

• будьте хитрее. Принесите, а еще лучше – подарите – ему книгу, которую, по вашему мнению, обязательно стоит прочитать. Понятно, что на всех подарков не хватит – вступите в коалицию с родителями. Поверьте, учитель часто имеет более высокий авторитет, хотя бы потому, что он – лицо официальное. А подарки от официальных лиц льстят любому самолюбию!

• научите подростков вести «дневник чтения»: выделять ключевые моменты в сюжете и сравнивать ожидания с развязкой; выписывать новые слова и выражения; формировать свое отношение к персонажам; комментировать иллюстрации; определять стиль повествования; оценивать произведение в целом;

• сделайте своим помощником Интернет. Опрос 384 школьников и 100 студентов в Соединенных Штатах привел к парадоксальным результатам: дети, проводящие часы перед монитором в изучении он-лайн журналов, ознакомлении с книгами известных авторов, рассказами друзей и т.д., не считали это чтением! Открытие дает возможность предположить, что активное привлечение глобальной сети в внеклассной работе может сыграть значительную роль в укреплении любви к чтению. Подумайте о своем блоге, разрекламируйте его ученикам – они любопытны, клюнут.
Сделать блог одновременно интересным, познавательным и полезным – нелегкая задача.

Но вы ведь не из тех, кто пасует перед трудностями?!..

Комментарии

1 • 21 марта 2013 00:03 • в
От: spider2007 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
Я в свое время читал много. Может, просто тогда не было интернета и мне было скучно? Но ведь я и сейчас читаю и перечитываю книги. Сын учится в 9 классе - читать не заставишь, только то, что задали в школе и то надо заставлять. Все мои советы прочитать книгу, которая должна ему понравится, игнорируются.
2 • 21 марта 2013 22:57 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Очень сожалею, но, мне кажется, "научить читать" невозможно. Я сам когда-то много читал, потом все реже и реже. Сейчас - только газету, так как интересуют городские новости. А в остальном - телевизор и интернет. Ну еще инструкции и документы разные, если требуется по работе. Причина? Современному человеку нет времени на медленное чтение глазами. При просмотре видеоинформации, скорость поступления в голову информации в несколько раз больше, чем если все это прочитать строчка за строчкой. Книга - обречена. Прекратите бессмысленное сопротивление и сдайтесь прогрессу. Отказавшиеся "сложить оружие" - будут безжалостно отброшены в задние ряды, пыль глотать... winked
3 • 22 марта 2013 00:02 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Цитата: nickolaj
"научить читать" невозможно

Полностью поддерживаю! Нужно ПРИВИТЬ потребность к чтению! И все равно читать электронное или бумажное творчество, графоманов или Писателей. Чтение новостей, спец.литературы, инструкций - это вообще можно за чтение не читать, т.к. оно не развивает духовную составляющую человека. Даже женские романы несут нагрузку для души, чего, к сожалению, нет в инструкция для языка Си++. А видеоинформация - отрывки из обрывков, когда в виде жвачки предлагается внешняя интерпретация с минимальным внутренним переживанием...
Даже если книга (бумажная) и обречена, то слово в виде цифро-текста будет жить вечно, а в виде видеоряда - это жвачка для ленивых духом :(
4 • 22 марта 2013 11:43 • в
От: Эльмира - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
Сложно привить ребенку любовь к чтению, когда есть очень сильный соперник - Интернет.Но если попытаться одновременно и в школе, и дома, результата можно достичь. Многое зависит и от учителя. Помнится, дочь ,придя из школы,наспех пообедала и ушла к себе в комнату. Вечером поделилась. "Нам Елена Сергеевна рассказала историю одной девушки.Она закончила на самом интересном месте." А что случилось дальше, вы узнаете,прочитав рассказ" Бедная Лиза".Дочь рассказала,что почти половина класса побежала в библиотеку за книгой.
5 • 24 марта 2013 00:24 • в
От: korsarka11 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Не смотря на технический прогресс, я все таки предпочитаю бумажный текст электронному(который не могу воспринимать на экранах монитора). А, чтобы научить читать подростка, необходимо сначала узнать, чем он увлекается. Возможно, он не любит классику, но с удовольствием почитает книги жанра «фэнтези». А вообще любовь надо прививать с детства: с чтения тех же сказок.
6 • 24 марта 2013 23:39 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
На личном опыте проверил, что достаточно сказать ребенку, что Желязны, Фармер, Толкиен или Муркок - это "классика" фантастики "Меча и магии" (fantasy) у них происходит внутреннее отторжение. Мне видится, что виноваты родители, которые в застольных беседах, вспоминая школьные годы, рассказывали "ужасы" о классической литературе и ее минусах (минусах субъективных, но понятных большинству учившихся). Очень мало умеют рассказать о любимых классиках, но слишком многие могут выплеснуть на этот слой литературы свой негатив.
7 • 25 марта 2013 11:48 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Вообще-то страшно стоит сам вопрос - научить читать не ребенка, не дошкольника, а подростка... И ведь, что самое плохое, ЭТО поколение тем более не будет прививать любовь к чтению своим детям...
8 • 25 марта 2013 12:24 • в
От: NatalyDja - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 6, группа: Посетители)
Фото
Несомненно, если подросток не читает книги, то он не развивается. Но сейчас мы наблюдаем такое массовое явление, что дети не читают, даже в читающих семьях. Что же происходит? Но, возможно, у подростков наблюдается не отказ от чтения книг вообще, а от книг в традиционном понимании. Я наблюдала такую ситуацию, когда школьник, совсем не читающий, с удовольствием начинал читать электронную книгу.
9 • 26 марта 2013 23:21 • в
От: Reg33 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
У меня сын еще не подросток, но проблема отсутствия интереса к чтению налицо. Маленькому обязательно на ночь вслух читала, и я, и муж сами очень читать любим, книжки стараюсь покупать интересные, но вот никак. Что в школе задано - прочитает, а больше - ни-ни. Правда, первый раз недавно в библиотеке взял книгу кроме заданного в школе, "Вредные советы" Остера, все-таки прочитал. И не знаю, радоваться ли girl_haha Да, еще журнал "Трансформеры" от корки до корки перечитывает...
10 • 27 марта 2013 00:03 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Reg33,
Люди (в том числе и маленькие) по собственной инициативе читают только то, что им нравится. Если Вашему ребенку нравится журнал "Трансформеры", то его может увлечь и фантастика. Гарри Гаррисон сейчас, конечно, устарел, ну а вдруг?
11 • 27 марта 2013 23:51 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Reg33,
Существует цикл книг про войны Трансформеров написанный для детей по мотивам мультфильмов русскоязычными авторами. На самом же деле, читают тогда, когда или есть прямой запрет (мал еще, это для взрослых и т.п.) или когда есть уважение к печатному слову и интерес к непознанному. Нынешнее поколение, знакомый врач-педиатр, обозвал "Диванными-животными". Из-за образа жизни (дома на диване) и основного инстинкта (поесть, поспать, отдохнуть...). Чтение же требует усилий! А вот прилагать усилия уже не привычно. лень побеждает, а интеллектуальная леность становится нормой :(
12 • 30 марта 2013 00:09 • в
От: Reg33 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
oa_dam, ScavR, спасибо за советы, циклом книг заинтересовали, попробую найти. А насчет усилий - соглашусь, иногда с трудом раскачиваем ребенка на такие казавшиеся нам в детстве приятные вещи вроде катания на санках, коньках или лыжах, какие-нибудь поездки и тому подобное. Я думала, только мой сын такой неактивный...
13 • 31 марта 2013 00:02 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Есть еще циклы:
- "Коты воители" - для кошатников (жизнь кошачьих кланов)
- "Рэндвол" - для любителей природы + религиозных норм (в аббатсве Рэндвол живут мыши, барсуки, и др мирные животные, а противостоят они волкам, диким котам, лисам и др. хищникам)
- "Детские детективы" и "Страшилки" - соответствующие жанры адаптированы для подростков
Если ребенку лет 14 то можно читать книги Буджолд, Нортон, Хоб, Сташефа...
14 • 1 апреля 2013 12:19 • в
От: Elena Koch - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Не желание подростков читать, по моему мнению, больше обусловлено неумением родителей возбудить это желание. Конечно, обвинять мам и пап в этом нельзя, потому что мы сами, зачастую, не помним, что именно нас заставило полюбить сам процесс чтения. Если ребёнок не заинтересовался чтением в детстве, в подростковом возрасте привить желание читать – труд титанический. Можно попробовать находить различия в изложении сюжета в фильме и книге. Хорошим примером могут стать знаменитые «Дозоры» Лукьяненко. Там есть разница между сценарием и книгой, причём существенная. Пусть подросток сам решит, какое развитие сюжета, интереснее. Если подросток обладает любознательностью, и любит фантазировать, - это может его заставить читать первоисточники.
15 • 15 апреля 2013 20:52 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Цитата: RomanB
Вообще-то страшно стоит сам вопрос - научить читать не ребенка, не дошкольника, а подростка

Ничего "страшного" не вижу: лучше поздно, чем никогда. У самой ребенок уже подростком читать начал - но начал же. Правда, все больше поэзию классическую и психологическую всячину...
Но, возможно, все еще впереди
16 • 16 июня 2013 14:45 • в
От: Nastya - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
Не очень люблю людей, которые не читают. Книги дают нам возможность жить дальше. Хотя нашему поколению это не понять. Можно поощрять ребенка за одну прочитанную книгу. Но у них теперь есть занятие лучше, чем книги – интернет. В нем можно найти всю информацию, и поэтому они думают, что можно не читать. Некоторых нужно заставлять читать даже школьную литературу на лето. Если люди с детства не любили это занятие, то и в более старшем возрасте это желание уже не привить.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Если расходы государства равны доходам, то такой бюджет называется?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги