И если учить, то когда начинать?...
Если вы сейчас читаете эти строки, смею предположить, что, с большой вероятностью, обращаюсь к педагогу. И, скорее, всего, не равнодушному как к детям, так и результатам своего нелегкого труда.
При взгляде на таких, по моему глубокому внутреннему убеждению, лучших, представителей профессии сердце часто наполняется сочувствием: неугасающий энтузиазм, помноженный на опыт, порой, несмотря на все прилагаемые усилия, не находит не то, что должного, вообще никакого отклика у тех, на кого, собственно, рассчитан. Тому может быть масса причин и объективного, и субъективного характера. Признаюсь искренне, с трудом себе представляю – честь и хвала одолевшим проблему! – как можно просто УСПЕТЬ полюбить, например, историю Украины, которая из года в год переписывается по новой, и при этом – о, ужас! – является предметом, подлежащим внешнему независимому тестированию?
Моя точка зрения может оказаться также близкой преподавателям точных наук, потеря интереса к которым беспокоит уже не только учителей, но и чиновников от образования. Ситуация обостряется и становится воистину драматичной, когда учитель видит явные способности и в тоже время явное нежелание их развивать у ребенка. У последнего могут быть свои резоны: необходимость сконцентрировать усилия на дисциплинах, связанных с будущей карьерой; глубокое погружение в те, которые просто близки сердцу; неверие в собственный успех или боязнь приобрести прозвище «ботаника»; чего греха таить, элементарная лень, в конце концов. При этом «насильно к наукам приобщаемый» – откуда только слова нужные берутся – аргументирует свою точку зрения убежденно и безапелляционно. Готовы ли вы достойно парировать и обратить «заблудшего» в свою веру?
Я – да. Можно сказать, повезло. Чему учит экономика? Сложнее ответить, чему – нет. Основы экономических знаний лишними точно не будут, особенно если преподаватель в качестве главной цели курса рассматривает развитие у учащихся способности анализировать факты; правильно и логично строить фразы и выражать мысли; принимать и обосновывать принятые решения. Что, как не экономика, позволит совместить все это на одном уроке?
Безусловно, далеко не все, хотя и многие из выпускников, получат со временем экономическое образование. Будем смотреть правде в глаза: будут и такие, которые и вовсе забудут об учебе, как только прозвучит последний звонок. И их встретит «взрослая» жизнь. В которой, возможно, придется задуматься о кредите. Брать или не брать: вот, в чем вопрос? И если брать, то в котором из банков? На каких условиях? Простые и сложные проценты – не самая сложная проблема с точки зрения ее математического решения, но вот в быту она может вылиться в настоящую катастрофу. Как известно, берем мы деньги чужие, но возвращать-то приходится – свои! И вероятность того, что удастся обмануть банк, практически равна нулю. Но вот уменьшить собственные потери – вполне выполнимая задача. Нужно только уметь считать и обладать минимумом экономической грамотности, который вполне может обеспечить школа.
Что еще я точно дала бы в рамках школьной программы? Понятие и последствия инфляции. Безусловно, в упрощенном варианте, возможно, ограничиваясь влиянием на отдельно взятую семью, а не государство в целом. Деньги часто достаются слишком дорогой ценой, чтобы давать им обесцениваться просто из-за собственного бездействия. Само осознание этого факта может стать стимулом для поиска альтернатив вложений пусть даже небольших средств. Стипендии, например.
Элементы маркетинга – вообще отдельная тема и, безусловно, неплохой залог для будущей профессии. Помогите ученикам определиться! Ни одна другая из экономических дисциплин не дает такого простора для творчества. Пусть «создают» новый товар, «продвигают» его, борются с конкурентами и выигрывают в этой борьбе! Пусть сопровождают это все полетом фантазии, выраженным в рисунках, стихах, слоганах! Пусть, в конце концов, первым окажется тот, кому хронически не дается физика и химия!
Раз почувствовавший себя победителем, будет благодарен вам всю жизнь. И экономике, заодно.
Если вы сейчас читаете эти строки, смею предположить, что, с большой вероятностью, обращаюсь к педагогу. И, скорее, всего, не равнодушному как к детям, так и результатам своего нелегкого труда.
При взгляде на таких, по моему глубокому внутреннему убеждению, лучших, представителей профессии сердце часто наполняется сочувствием: неугасающий энтузиазм, помноженный на опыт, порой, несмотря на все прилагаемые усилия, не находит не то, что должного, вообще никакого отклика у тех, на кого, собственно, рассчитан. Тому может быть масса причин и объективного, и субъективного характера. Признаюсь искренне, с трудом себе представляю – честь и хвала одолевшим проблему! – как можно просто УСПЕТЬ полюбить, например, историю Украины, которая из года в год переписывается по новой, и при этом – о, ужас! – является предметом, подлежащим внешнему независимому тестированию?
Моя точка зрения может оказаться также близкой преподавателям точных наук, потеря интереса к которым беспокоит уже не только учителей, но и чиновников от образования. Ситуация обостряется и становится воистину драматичной, когда учитель видит явные способности и в тоже время явное нежелание их развивать у ребенка. У последнего могут быть свои резоны: необходимость сконцентрировать усилия на дисциплинах, связанных с будущей карьерой; глубокое погружение в те, которые просто близки сердцу; неверие в собственный успех или боязнь приобрести прозвище «ботаника»; чего греха таить, элементарная лень, в конце концов. При этом «насильно к наукам приобщаемый» – откуда только слова нужные берутся – аргументирует свою точку зрения убежденно и безапелляционно. Готовы ли вы достойно парировать и обратить «заблудшего» в свою веру?
Я – да. Можно сказать, повезло. Чему учит экономика? Сложнее ответить, чему – нет. Основы экономических знаний лишними точно не будут, особенно если преподаватель в качестве главной цели курса рассматривает развитие у учащихся способности анализировать факты; правильно и логично строить фразы и выражать мысли; принимать и обосновывать принятые решения. Что, как не экономика, позволит совместить все это на одном уроке?
Безусловно, далеко не все, хотя и многие из выпускников, получат со временем экономическое образование. Будем смотреть правде в глаза: будут и такие, которые и вовсе забудут об учебе, как только прозвучит последний звонок. И их встретит «взрослая» жизнь. В которой, возможно, придется задуматься о кредите. Брать или не брать: вот, в чем вопрос? И если брать, то в котором из банков? На каких условиях? Простые и сложные проценты – не самая сложная проблема с точки зрения ее математического решения, но вот в быту она может вылиться в настоящую катастрофу. Как известно, берем мы деньги чужие, но возвращать-то приходится – свои! И вероятность того, что удастся обмануть банк, практически равна нулю. Но вот уменьшить собственные потери – вполне выполнимая задача. Нужно только уметь считать и обладать минимумом экономической грамотности, который вполне может обеспечить школа.
Что еще я точно дала бы в рамках школьной программы? Понятие и последствия инфляции. Безусловно, в упрощенном варианте, возможно, ограничиваясь влиянием на отдельно взятую семью, а не государство в целом. Деньги часто достаются слишком дорогой ценой, чтобы давать им обесцениваться просто из-за собственного бездействия. Само осознание этого факта может стать стимулом для поиска альтернатив вложений пусть даже небольших средств. Стипендии, например.
Элементы маркетинга – вообще отдельная тема и, безусловно, неплохой залог для будущей профессии. Помогите ученикам определиться! Ни одна другая из экономических дисциплин не дает такого простора для творчества. Пусть «создают» новый товар, «продвигают» его, борются с конкурентами и выигрывают в этой борьбе! Пусть сопровождают это все полетом фантазии, выраженным в рисунках, стихах, слоганах! Пусть, в конце концов, первым окажется тот, кому хронически не дается физика и химия!
Раз почувствовавший себя победителем, будет благодарен вам всю жизнь. И экономике, заодно.