Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » История профессионального образования в России XVII – начало ХХ в.

История профессионального образования в России XVII – начало ХХ в.

Профессиональное образование как система начала формироваться на территории России в середине XVII века. Считается, что в это время появились типографские, лекарские, посольские школы. Например, первый набор Типографская школа, организованная при Приказе печатного двора, совершила в 1681 году, а уже к 1684 году в ней обучалось 194 школяра. Детвора проходила общеобразовательный курс и в дополнение осваивала знания, необходимые для работы в типографии. Школа отличалась жесткой иерархией. Старостам учебных классов выплачивали «стипендию» - «поденный корм». В их обязанности, кроме поддержания порядка и связи с преподавателями и наставниками, входил еще и первичный контроль знаний у товарищей. Каждое ведомство готовило приказных людей для себя.

Профессиональное образование в знакомом нам виде – заслуга Петра Великого. Поездив по Европе, проиграв нарвское сражение в Северной войне, царь Петр озаботился нехваткой в державе технических специалистов, и начался новый виток в развитии профессионального образования. Россия испытывала нехватку в корабелах, мореходах, офицерах, артиллеристах, инженерах различных специализаций. Так с легкой руки царя Петра в Москве в Сухаревой башне была основана "Школа математических и навигацких наук” (1701 г.). Именно навигаторские классы оной стали основой Петербургской Морской Академии в 1715 году.

В школе при Академии обучались мальчики 12-20 лет от роду всех сословий, кроме крепостных. Государство брало на себя их полное обеспечение. Если в 1703 году на обучении числилось 300 человек, то уже в 1711 году их количество выросло до 500. Учащийся проходил три образовательные ступени. Чтение, письмо, грамматика и арифметика – начальная ступень. Углубленная арифметика, геометрия, тригонометрия – цифровая ступень. Обучение в навигаторских классах – высшая ступень. Практику ученики третьей ступени проходили на судостроительных верфях, на морских судах, на прокладке дорог. Видную роль в организации профессионального образования сыграли Леонтий Филиппович Магницкий и шотландец Генри (Андрей Данилович) Форварсон (возглавил Школу математических и навигацких наук с 1701г.). Уже через год работы Академии в ее структуре были созданы артиллерийская и инженерная школы. Профессиональная школа того времени носила сословный характер. Основной ее целью была подготовка специалистов для различных областей государственной службы.

Именно Петр І заложил фундамент сети духовных и светских школ, не дифференцируя метрополию и провинцию. Свое понимание цели службы Государю и Отечеству Петр Великий изложил в Табели о рангах. Именно в этом документе был поднят вопрос об ответственности за титул и об отсутствии связи между титулом и общественным почетом, при отсутствии личных заслуг перед отечеством. Но, несмотря на все усилия Петра І, большинство дворян считали учебу ниже своего достоинства… Пришлось ему в 1714 году издать знаменитый указ о дворянских недорослях: пока не выучишься грамоте, жениться не можешь!

Служение государству Российскому требовало все более конкретных знаний в экономике, праве, политике, инженерии, а для этого нужно было больше подготовленных специалистов. Так, для удовлетворения все возрастающей потребности в мастерах по металлургии и горнодобывающему делу в Петербурге в 1733 году было основано Горное училище, приравненное по своему статусу к академиям. Это было первое училище с явно выраженным инженерным уклоном.

На новую ступень профессиональное образование поднялось в конце XIX – начале ХХ вв. Труд усложнялся, организация трудового процесса не стояла на месте, возникали крупные механизированные и машинизированные предприятия. Все это требовало специалистов, подготовленных соответствующим образом, развивалась система профессионального образования. К концу XIX века в России насчитывалось 143 средних специальных учебных заведения, находящихся в ведении различных министерств. Не удалось избежать отраслевой диспропорции и территориальной неравномерности размещения учебных заведений, это проявилось в скученности учебных заведений вокруг крупных промышленных центров. Система профессиональных школ развивалась довольно быстро и в 1914 –15 учебному году в империи уже насчитывалось 17 сельскохозяйственных и 250 коммерческих училищ.

В предреволюционные годы ХХ века министром народного просвещения был назначен Игнатьев Павел Николаевич (1915-1916 гг). Новый министр пытался реформировать среднюю школу в соответствии с запросами нового, капиталистического времени, ввести всеобщее обучение в начальной школе, увеличить количество технических и сельскохозяйственных образовательных учреждений. Правительство отвергло его проекты как несвоевременные (шла война), честный человек, Игнатьев был вынужден покинуть свой пост. Начался период децентрализации в управлении профессиональным образованием в России, учителя и ученики были предоставлены сами себе. Военное и революционное время резко изменило ситуацию, обрушило то, что складывалось в течение 300 лет.

Открывались новые горизонты для крестьянских и пролетарских детей, для молодежи национальных окраин огромной страны.

Комментарии

1 • 20 марта 2013 00:37 • в
От: Эльмира - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
Мне помнится , в конце 80-х годов уже прошлого века на годы моего обучения пришлось начало профессионального обучения в школе. Профили были разные: токарное дело, радиоэлектроника, кулинарное дело. Занятия проходили очень интересно, особенно практические. Надолго запомнились первая выточенная деталь, первый испеченный торт. Многие продолжили затем образование по выбранному в школе профилю.
2 • 24 марта 2013 13:22 • в
От: Ostap1986 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 7, группа: Посетители)
Фото
Приказ Петра о дворянских недорослях был бы актуален и сегодня, а то порой такие уникумы попадаются, причем, в основном из "золотой" молодежи.
3 • 31 марта 2013 13:51 • в
От: porutchik2811 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
В Союзе в школах (не всех) был замечательны день - УПК - учебно-производственный комбинат. Кто то был столяром, токарем, а кто то ходил учится на водителя. Столярам, токарям никто разрядов не давал, а вот водителям давался реальный шанс после школы сразу получить права (с припиской о возрасте).
4 • 15 апреля 2013 18:30 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Пан porutchik2811, я получил разряд по фрезерному делу, уже не помню какой. Но мне выдали соответствующие документы, которые я предъявлял на всех производственных практиках в университете.
Конкурс же на водителей был таков, что туда без блата протиснуться не удавалось :( А вот рабочие профессии - выбирай - не хочу :)

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги