Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Начинающему педагогу – несколько важных советов

Начинающему педагогу – несколько важных советов

Начинающему педагогу – несколько важных советовВам предстоит впервые войти в класс. Ком в горле, дрожь в пальцах, журнал сжимающих, капли холодного пота на лбу… Знакомое ощущение?! Нет?!


Тогда, возможно, не нужно и читать все нижеизложенное. И уж тем более, заходить…

Если же все-таки волнение побеждает – как, например, у меня в начале каждого семестра – прежде всего, сосредоточьтесь и подумайте: что именно вас тревожит. Вопрос, на который, вероятно, не сразу найдется ответ?

Молодым преподавателям в школе и проще и сложнее. Проще – установить контакт с ребятами, сложнее – не дать перейти ту грань в отношениях с учениками, после которой статус учителя исчезает… А вот с коллегами и администрацией молодому учителю в школе – как повезет, здесь мало что зависит от него самого. В любом коллективе можно найти и «опекуна», и «ворона».

С первым классом – и вообще не беда. Им самим достаточно страшно. А если «детям» – за восемнадцать, не стоит юлить и выкручиваться. Есть хороший, мною придуманный и не раз на практике проверенный способ: «Я не готова удовлетворить ваше любопытство сегодня. Но к следующему занятию я точно буду знать!». Более того: нет ничего зазорного в том, чтобы предложить слушателям самим приложить усилия и подобрать возможные варианты. Доступ к информации в наше время практически не ограничен. Пусть убедятся на собственном опыте, каким захватывающим может оказаться процесс познания.

Начинающему педагогу – несколько важных советовБеспокоитесь по поводу контакта, который может и не возникнуть? Не стесняйтесь. Посмотрите на себя со стороны критическим взглядом – зеркало-то дома наверняка есть. Отрепетируйте улыбку. Нахмурьте брови – тоже может оказаться нелишним. Как вы одеты? Запомните: ваш внешний вид не должен вызывать неконтролируемый смех – у малышей или завистливые взгляды – у старшеклассниц. Мужчинам – как и всегда в этой жизни – проще: достаточно, чтобы костюмчик не блестел. Ни от лоска, ни от старости.

По окончании занятий ученики должны задумываться над тем, что и как вы говорили, а не как выглядели.

Не бойтесь просить помощи у более опытных или наделенных не данной пока вам властью коллег. Хотя и злоупотреблять этим не стоит: бывают ошибки, которые научат, и такие, которые точно не стоит допускать. Помню наводящий ужас рассказ учительницы младших классов, узнавшей от детей, что один из учеников принес в школу топор, чтобы разобраться по поводу написанного в дневник замечания (!). Она не растерялась, вывела малышей, оставив «мстителя» в классе и сразу поставила в известность директора школы. В данном случае, считаю, этот поступок был единственно возможным: ни о каких увещеваниях в случае не осознаваемой агрессии речь идти не может. Кто знает, на чью голову мог вылиться детский гнев?

Старайтесь поддерживать контакт с родителями. В школе эти взаимоотношения – неотъемлемая часть учебного процесса, которая как-то сама собой сходит на нет, когда ребенок становится студентом. Папы-мамы, вероятно, устают от бесконечных школьных собраний-заседаний, а возможно, с облегчением перекладывают часть ответственности на подросшее чадо. Причем, своей отстраненностью могут поставить в тупик даже видавшего виды преподавателя, не говоря уже о новичке. Помню, по прямому указанию непосредственного начальства позвонила маме студента, чтобы уведомить о его бесконечных прогулах и, соответственно, полном завале сессии. «Ну, хорошо, а проблема – в чем?» – раздался в трубке обескураживший меня вопрос. Действительно, в чем?
 
Могу привести и другой пример. В этот раз уже по собственной инициативе вызвала маму из другого города: не считала возможным обсуждать возникшую ситуацию по телефону (сразу скажу, что, как выяснилось, женщина давно уже дочь не видела и сама собиралась ее навестить). Я понимала, что с девочкой что-то происходит, уж очень далеко от действительности она находилась; ее соседки по комнате комментировать что-либо отказывались и не потому, что не хотели – отношения с группой, в которой я была куратором, сложились доверительные, и мы вместе до этого разбирались и с более сложными случаями. До сих пор считаю, что речь шла о какой-то секте и молодежь боялась вмешиваться. 
 
Мама выслушала меня молча – да и что она могла сказать. Но, похоже, меры приняты были. «Блудная дочь» вернулась к учебе, дипломный проект успешно защитила. Правда, ни единого слова после этого в мою сторону сказано не было.
 
До случайной встречи в трамвае (спустя, если я не ошибаюсь, лет восемь после выпуска). Другой человек! Глаза сияют, речь – взахлеб! Заканчивает мединститут – и счастлива! Не думаю, что лишила страну выдающегося экономиста. Но, похоже, есть шанс, что одним очень неплохим врачом больше станет.

Такие моменты всегда подтверждают правильность сделанного вами выбора профессии. Вы горите от нетерпения, идя в класс? Говорите об этом детям! Поверьте, им приятно слышать, и, как правило, они стараются делать так, чтобы ощущение взаимной нужности не пропадало. Но не захваливайте!
 
Начинающему педагогу – несколько важных советовСамоуспокоение и необоснованное самодовольство со стороны аудитории ни вам, ни им на пользу не пойдет. Иногда пользуюсь даже методом от противного: поначалу только и делаю, что указываю на ошибки, заставляю сдавать и пересдавать – особо изнеженные натуры и слезу пустить могут, но потом, когда начинает доходить, когда отдельные слова начинают-таки складываться во фразы, наполненные смыслом и, главное, правильно построенные… Прорвавшиеся к звездам через тернии, поверьте, не только приобретают веру в собственные силы, но и начинают ценить того, кто этому поспособствовал. А не горячо любимую до этого «добрую и нетребовательную Марью Ивановну».



Будьте готовы к тому, что не можете нравиться всем! Более того, я, например, в искренность «всеобщей любви» вообще не верю. Не стоит и обиды копить: нелюбовь к вашему предмету не всегда свидетельствует о вашем непрофессионализме. Вспомните себя в детстве – неужели вы с одинаковым энтузиазмом воспринимали физику и литературу, черчение и физкультуру? Мне иногда кажется, что современному школьнику можно памятник при жизни ставить: среднее количество дисциплин в старшем классе явно превышает десяток, до чувств ли здесь? Но и расслабляться, списывая все на неспособность учеников к восприятию, не стоит: так и до деградации недалеко.

Итак, вы входите в класс… Вы – уже избраны. В ваших руках – будущее.
Каким оно будет?

Комментарии

1 • 13 марта 2013 10:29 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Основная работа учителя - это учить. И работа должна приносить радость... Если Вы входите в класс (аудиторию), а у Вас в оперативной памяти висит именно эти две задачи - то Вы справитесь. Если мозг засорен негативом, рефлексированием, бытом, обидами и т.п. то Вы не выполняете главного условия. Не получает удовольствия и радости от своей работы. Информационный поток отравлен негативом и несет больше вреда, чем пользы. Если не умеешь получать удовольствие от собственного труда, то и все вышеперечисленные советы не помогут, т.к. учитель социально неудовлетворенный не учит жизни, а учит проживанию!
2 • 15 марта 2013 10:50 • в
От: Еленка - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
ScavR,
"Если мозг засорен негативом, рефлексированием, бытом, обидами и т.п. ", и ты не можешь или не хочешь оставлять их ЗА ПОРОГОМ школы, то просто не следует выбирать такую профессию.
А будущее учителя будет таким, каким он его сам сделает. Если взялся учить других, начни учить себя - настройся на успех и добивайся его! Всю жизнь...
3 • 16 марта 2013 00:01 • в
От: Liliana - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Для меня самыми сложными были две вещи: общение с родителями (зачастую они не ожидают увидеть перед собой 23-летнюю девушку, начинают разговаривать свысока) и посещение уроков администрацией. А в общении с детьми у меня проблем не было, я учила английскому деток начиная с 3-х лет в детском саду и заканчивая 20-летними студентами. smile
4 • 19 марта 2013 01:14 • в
От: Ivanna - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Педагогом с большой буквы может стать не каждый, а только добрый и уравновешенный человек, который четко понимает, какое важное задание стоит перед ним.
5 • 23 марта 2013 00:54 • в
От: Maximka - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 7, группа: Посетители)
Фото
В принципе, думаю, во всех этих советах нет ничего такого, о чём бы ни знал или не подозревал любой учитель, проработавший, хоть сколько-нибудь. Главное научиться, всем этим пользоваться и желательно привнести что-то своё конструктивное, положительное. А переживания от встречи с новой аудиторией, если не у всех до конца проходят, то сильно притупляются с опытом.
6 • 26 марта 2013 01:09 • в
От: Olga_Sh - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Для меня лично лучшим способом справиться с волнением в первые годы преподавания (а начинала я преподавать в медицинском университете, многие мои студенты были уже после медицинского училища, многие были старше меня) была вера в то, что знания и навыки, которые я хочу передать студентам, полезны и важны для них. Как только студенты (или ученики старших классов) начинают видеть, каким образом им пригодится мой предмет, доверие ко мне в группе сразу возрастает. И не бойтесь рассказывать о себе - о Вашем учебном опыте, профессиональных интересов. Хотя при этом, безусловно, важно оставаться в рамках субординации.
7 • 26 марта 2013 11:59 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
А мне вот помогала положительная вводная. Я тоже сначала нервничал, что что-то пойдет не так, а потом начал настраивать себя примерно так "А с чего что-то должно пойти не так?" И, знаете, проблем стало гораздо меньше. Ну чего тут бояться? Обычная, а вскоре - и привычная работа, знакомые, хорошо изученные дети - ну что вдруг должно произойти плохого?
8 • 26 марта 2013 14:29 • в
От: dara - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Сколько бы не настраивала себя перед первым разом, все равно очень боялась, даже не смогла до конца провести урок. Но методом проб и ошибок все-таки привыкла к своей работе и к детям. Действительно помогает позитивный настрой, а еще молитва, особенно перед тяжелым классом. Но кроме этого, мне здорово помогли коллеги, классные руководители, с которыми мы вместе находили выходы из разных ситуаций.
9 • 29 марта 2013 11:17 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
На мой взгляд, для педагога очень важны три вещи: он должен вести себя "естественно", быть по возможности честным с учениками и преподавать свой предмет интересно.
10 • 2 апреля 2013 11:04 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Мне не нравились всегда учителя, которые пытаются "дружить" с классом. Эта дружба, за частую, сводится к поблажкам и уступкам "местным паханам" в ущерб дисциплинированным ученикам. Учитель должен держать "хорошую дистанцию" между собой и всеми учениками.

Мне не нравились всегда учителя, которые пытаются "дружить" с классом. Эта дружба, за частую, сводится к поблажкам и уступкам "местным паханам" в ущерб дисциплинированным ученикам. Учитель должен держать "хорошую дистанцию" между собой и всеми учениками.
11 • 15 апреля 2013 20:47 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Дружить с учениками (студентами) можно и нужно. Только дружбу с панибратством не путать.
Цитата: Maximka
А переживания от встречи с новой аудиторией, если не у всех до конца проходят, то сильно притупляются с опытом.

Опыта достаточно - но не притупляется.
Как только начнет - нужно не брать грех на душу, а уходить из профессии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги