Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Психологический практикум » Урок учителя-фасилитатора всегда успешен – почему?

Урок учителя-фасилитатора всегда успешен – почему?

Что нужно знать о феномене фасилитации-ингибиции учителю?
Фасилитация и ингибиция описывают разные полюса эффективности человеческой деятельности в присутствии других людей. Но фасилитация есть повышение эффективности этой деятельности, а ингибиция, соответственно, снижение. Впервые об этом феномене заговорили в конце XIX века. А вот в конце XX – начале XXI это понятие прочно вошло в жизнь педагогов и психологов. 
 
вохновениевохновениеЧто нужно знать учителю о феномене фасилитации учебной деятельности, чтобы провести успешный урок?
Во-первых, фасилитатор – это человек, обеспечивающий определенный уровень эффективности коммуникационного процесса в группе, то есть он определяет комфорт и эффективность. Учитель, обладающий навыками фасилитации или имеющий предрасположенность к ней, должен обладать рядом умений: инструктировать, наблюдать, слушать, спрашивать. Даже муравьи подвержены эффекту фасилитации, в присутствии других особей своего вида они быстрее разрывают песок. Так и ученики младших классов, при наличии здоровой атмосферы в классе точнее и быстрее выполняют простые арифметические операции. Однако при усложнении задачи результаты заметно снижаются.
 
Во-вторых, неотъемлемой чертой учителя-фасилитатора должен быть развитый социальный интеллект, который проявляется в своевременной и адекватной поддержке учеников. Ситуация, когда поддержка важнее похвалы, должна стать нормой профессионального поведения. Ведь стимулирование ученика через похвалу и поощрение вероятнее всего приведет ученика к мысли, что любая работа выполняется ради неких индивидуально значимых дивидендов: похвалы, оценки, другого поощрения. Поддержкой называется уважение и вера в способности ученика. Она (поддержка) направлена больше на признание его усилий (процесса достижения цели), чем успехов и достижений (собственно результата). Задача учителя стимулировать доминирующую реакцию ученика получить верный ответ, отодвинув на задний план неуверенность и робость.
 
В-третьих, обладать высокой скоростью протекания когнитивных процессов. Учитель-фасилитатор внимательно следит за жизнью в учебной группе и ДУМАЕТ прежде, чем вторгнуться в происходящее. Прежде чем вмешаться, ему необходимо четко осознавать ответы на непростые вопросы: что, как, когда, кому и зачем сказать? И вмешательство должно быть своевременным и адекватным!
 
В-четвертых, ученики должны воспринимать учителя как позитивного, дружелюбного, увлеченного своим делом, компетентного профессионала, цель которого не унизить ученика, а помочь ему подняться еще выше.
 
викторина по физикевикторина по физикеНо самое обидное то, что учитель-фасилитатор столкнется с тем, что в классном коллективе или учебной группе эффективность деятельности, будет расти ТОЛЬКО при выполнении доведенных до автоматизма действий. Действий, в результатах которых исполнитель не сомневается! Чаще всего это будут простые физические или, например, математические упражнения. Как только речь заходит об интеллектуально сложных действиях или не отработанных физических упражнениях, в силу вступает феномен ингибиции, когда сторонние наблюдатели способствуют ухудшению итогового результата. Но не расстраивайтесь и не опускайте рук! ЛЮБОЕ сложное действие состоит из последовательного выполнения действий простых. Умение школьника разложить сложную задачу на последовательность простых, известных, знакомых условий – вот то, что способно повысить скорость и точность ожидаемого результата. И в этом случае эффект фасилитации имеет место быть.
 
Также учителю нужно помнить, что эффективность деятельности ученика зависит от половозрастных, статусно-ролевых и многих других социально-психологических характеристик личности школьника. И владея приемами социальной фасилитации, избегая поведения, ведущего к ингибиции можно повысить эффективность учебной деятельности. Фасилитация/ингибиция – две стороны классно-урочной деятельности.
 
В ходе образовательного процесса следует добиваться, чтобы доминирующая линия в поведении учеников была социально одобряемой, направленной на достижение результата деятельностью. Так как в условиях фасилитационного процесса активизируется именно доминирующая линия поведения, отработанный навык. А если это – вызывающее поведение, неуважение к учителю?
 
При проведении урока в многочисленной учебнойУрок учителя-фасилитатора всегда успешен – почему? группе более результативной будет не исследовательская деятельность, а отработка простых приемов решения задач, совместного заучивания иностранных слов, дат или событий, терминов. Для решения эвристических задач требуется разбить класс на малые группы (2-3 чел.) с различными видами заданий, чтобы избежать обратного явления в ходе обучения – ингибиции.
 
Учитель-личность должен четко представлять последствия своих действий, действий учебного коллектива – это позволит дать ученику больше, чем при традиционном образовательном подходе!

Комментарии

1 • 12 марта 2013 23:44 • в
От: remedios - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
В ходе своей работы я действительно очень часто сталкивалась с тем, что после похвалы даже слабые ученики начинают работать лучше и стремятся к положительным результатам. А вот как быть с теми, которые имеют способности, но не хотят работать, ленятся? Как поступить в этой ситуации? Не хочется, чтобы ученик "закрылся", чтобы сработал принцип ингибиции. Есть ли какие-то методы, помогающие способным ученикам не "зарывать свой талант в землю"? В старших классах это вообще проблема, поскольку, к сожалению, ценятся не ум и хорошие оценки, а дороговизна одежды, мобильного, ноутбука и т. д. Что советуют психологи по этому поводу?
2 • 13 марта 2013 22:45 • в
От: Ivanov - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
В первые в одной статье встречаю объединение фасилитация/ингибиция, как единый вектор. Теперь чуть по другому посмотрю на проблему превалирования в классе эпатажного поведения, над приемлемым. Присоединяюсь к вопросу remedios: "Что советуют психологи в "годину" победы вещизма над целесообразностью?"
3 • 18 марта 2013 11:36 • в
От: kasimka - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Безусловно учитель не должен быть роботом,вещающий сухую теорию! Он должен проникаться атмосферой класса и исходя из этого корректировать подачу материала для достижения наивысшего результата. А это задача не из простых! Но мне кажется принцип фасилитации ,на сегодняшний день, может сработать только в начальных классах, когда учитель,а тем более молодой учитель, может являться достойным авторитетом для детей!
4 • 24 марта 2013 00:13 • в
От: Tatulja - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Для учителя важна в работе доверительная атмосфера с детьми. И часто, именно поддержка дает наиболее эффективный результат. Чувствуя, веру учителя в себя дети раскрываются, становятся добрее, активные, коммуникабельные, восприимчивые к новому материалу.
5 • 24 марта 2013 12:33 • в
От: Анна - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Традиционный образовательный подход начинает отступать на задний план, особенно у молодых учителей; поколение детей меняется - и принципы их обучения должны все более совершенствоваться. Принцип фасилитации - один из методов, который учитель может использовать в процессе обучения. Придерживаюсь мнения, что каждый учитель должен выстраивать свой учебный процесс в зависимости от возраста, потребностей учеников, а так же своих возможностей, умений и навыков.
6 • 10 мая 2013 00:07 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Думаю, что не только дети меняются, но и среди учителей все меньше истовых подвижников. Много просто профессионально непригодных специалистов и, эта непригодность, варьируется от состояния здоровья, до морально-этических и нравственных качеств. Что уж тут говорить о своем, индивидуально-приемлемом учебном процессе.
Учитель-фасилитатор, при нынешних зарплатах - это утопия, а вот учитель-ингибитор - довольно реальный персонаж :(

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги