Что нужно знать о феномене фасилитации-ингибиции учителю?
Фасилитация и ингибиция описывают разные полюса эффективности человеческой деятельности в присутствии других людей. Но фасилитация есть повышение эффективности этой деятельности, а ингибиция, соответственно, снижение. Впервые об этом феномене заговорили в конце XIX века. А вот в конце XX – начале XXI это понятие прочно вошло в жизнь педагогов и психологов.
Во-первых, фасилитатор – это человек, обеспечивающий определенный уровень эффективности коммуникационного процесса в группе, то есть он определяет комфорт и эффективность. Учитель, обладающий навыками фасилитации или имеющий предрасположенность к ней, должен обладать рядом умений: инструктировать, наблюдать, слушать, спрашивать. Даже муравьи подвержены эффекту фасилитации, в присутствии других особей своего вида они быстрее разрывают песок. Так и ученики младших классов, при наличии здоровой атмосферы в классе точнее и быстрее выполняют простые арифметические операции. Однако при усложнении задачи результаты заметно снижаются.
В-третьих, обладать высокой скоростью протекания когнитивных процессов. Учитель-фасилитатор внимательно следит за жизнью в учебной группе и ДУМАЕТ прежде, чем вторгнуться в происходящее. Прежде чем вмешаться, ему необходимо четко осознавать ответы на непростые вопросы: что, как, когда, кому и зачем сказать? И вмешательство должно быть своевременным и адекватным!
Но самое обидное то, что учитель-фасилитатор столкнется с тем, что в классном коллективе или учебной группе эффективность деятельности, будет расти ТОЛЬКО при выполнении доведенных до автоматизма действий. Действий, в результатах которых исполнитель не сомневается! Чаще всего это будут простые физические или, например, математические упражнения. Как только речь заходит об интеллектуально сложных действиях или не отработанных физических упражнениях, в силу вступает феномен ингибиции, когда сторонние наблюдатели способствуют ухудшению итогового результата. Но не расстраивайтесь и не опускайте рук! ЛЮБОЕ сложное действие состоит из последовательного выполнения действий простых. Умение школьника разложить сложную задачу на последовательность простых, известных, знакомых условий – вот то, что способно повысить скорость и точность ожидаемого результата. И в этом случае эффект фасилитации имеет место быть.
Учитель-личность должен четко представлять последствия своих действий, действий учебного коллектива – это позволит дать ученику больше, чем при традиционном образовательном подходе!
Во-вторых, неотъемлемой чертой учителя-фасилитатора должен быть развитый социальный интеллект, который проявляется в своевременной и адекватной поддержке учеников. Ситуация, когда поддержка важнее похвалы, должна стать нормой профессионального поведения. Ведь стимулирование ученика через похвалу и поощрение вероятнее всего приведет ученика к мысли, что любая работа выполняется ради неких индивидуально значимых дивидендов: похвалы, оценки, другого поощрения. Поддержкой называется уважение и вера в способности ученика. Она (поддержка) направлена больше на признание его усилий (процесса достижения цели), чем успехов и достижений (собственно результата). Задача учителя стимулировать доминирующую реакцию ученика получить верный ответ, отодвинув на задний план неуверенность и робость.
В-четвертых, ученики должны воспринимать учителя как позитивного, дружелюбного, увлеченного своим делом, компетентного профессионала, цель которого не унизить ученика, а помочь ему подняться еще выше.

Также учителю нужно помнить, что эффективность деятельности ученика зависит от половозрастных, статусно-ролевых и многих других социально-психологических характеристик личности школьника. И владея приемами социальной фасилитации, избегая поведения, ведущего к ингибиции можно повысить эффективность учебной деятельности. Фасилитация/ингибиция – две стороны классно-урочной деятельности.
В ходе образовательного процесса следует добиваться, чтобы доминирующая линия в поведении учеников была социально одобряемой, направленной на достижение результата деятельностью. Так как в условиях фасилитационного процесса активизируется именно доминирующая линия поведения, отработанный навык. А если это – вызывающее поведение, неуважение к учителю?
При проведении урока в многочисленной учебной
группе более результативной будет не исследовательская деятельность, а отработка простых приемов решения задач, совместного заучивания иностранных слов, дат или событий, терминов. Для решения эвристических задач требуется разбить класс на малые группы (2-3 чел.) с различными видами заданий, чтобы избежать обратного явления в ходе обучения – ингибиции.

Прочитано: 4310 • Комментариев: 6 • Печатать на принтере