Петр Бормор в учебном процессе
Петр Бормор (Мордкович Пётр Борисович) родился в далеком 1971 году в Москве. Произошло это 27 ноября. Именно в этот день советская космическая станция "Марс-2" достигла Красной планеты и доставила на нее капсулу с вымпелом. Марсоход не смог мягко спуститься на планету и потерпел аварию, но вымпел с гербом СССР на поверхность Марса был доставлен да там и остался…
Возможно, с этим событием и связан выбранный автором путь, о котором мы можем судить по отрывочной информации в сети. Так или иначе, маленький мальчик окончил московскую школу и в 1988 году поступил в Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе. Доучиться не смог или не захотел. И уже в начале 1990-х эмигрировал в Израиль. За границей он освоил профессию ювелира. Обзавелся семьей: жена и три дочери. И стал известным узким кругам русскоязычным писателем.
Первым, кто открыл этого автора, был Интернет, вторым Макс Фрай. Сольные книги необычного автора: 2007 — «Многобукаф. Книга для…», 2007 — «Игры демиургов», 2008 — «Книга на третье», 2011 — «Запасная книжка». Пишет он в жанре малой формы. Рассказы… Те, что не продаются, т.к. читатели (обыватели) не любят рассказов. Раз они не продаются, то и издателям не интересны… Но они великолепны.
Рассказы-притчи: сказочные, эпатирующие, философские, отдающие сарказмом или буффонадой, преследуют единственную цель – «взорвать» мозг читателя противоречием. Вывернуть наизнанку привычные понятия: хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь. И для этого автор выбирает единственно верную форму изложения, форму, которая не оставит равнодушным человека, привыкшего задумываться над буквами, словами, предложениями. Иногда кажется, что цитата из советского мультфильма «Казнить нельзя помиловать» и задача, поставленная перед двоечником, восприняты автором как путеводная звезда на творческом пути.
Когда читаешь Петра Бормора, как будто идешь по минному полю. Да, ты весел, переполнен интеллектуальной энергией, решаешь своеобразный ребус, но под ногами мины. От культурного уровня и жизненного опыта читателя зависит, когда и где мины взорвутся, и взрыв будет. Главное – не отложить книгу, а почитать чуть подольше…
Среди героев – демиурги Шамбамбукли и Мазукта. Обычные создатели миров, которые наделены ВСЕМИ людскими качествами и пороками! Драконы, страдающие от принцесс и людей, герои, мешающие жить драконам, зло, беспощадное в своей доброте или наивности, обычные люди и полюбившиеся литературные персонажи, представленные нам под иным, не привычным углом зрения … Все они таковы, что постоянно узнаешь то себя, то коллегу по работе, то соседа… И это узнавание заставляет переосмыслить свое место в этом мире, свои действия и свою «человечность».
Чем же интересно творчество Петра Бормора в учебном процессе? Да тем, что наши дети, будучи яркими представителями ассоциативного мышления, могут быть захвачены современными философско-социальными притчами автора. Их легко и быстро можно прочесть, можно прочесть по ролям и подвергнуть анализу. Можно согласиться, что размышлять о тяжелой жизни героини романа Островского «Гроза» важно, но сеть испещрена подобным анализом. В данном же случае нет необходимости давать задание на дом. Прочли на уроке «Салочки» («Мир фантастики» №2 (114), 2013) и тут же разобрали. Почему для объединения народа нужен враг? Хорошо или плохо прогрессорство? Этично ли поступили инопланетяне? Стоит ли верить данайцам, дары приносящим?
Или рассказ «Что такое "счастье"?», в котором подмечено что может понимать человек под термином «счастье». А вот уже индивидуализированное понятие счастья можно и нужно обсуждать со школьниками. Обсуждать прямо на уроке, не давая заданий на дом и не контролируя умение извлекать из сети информацию…
Возьмем рассказ «Уровни свободы» про канарейку, крысу и шиншиллу. История, переполненная разговорами о свободе, разговорами, разными из-за различного понимания того, что такое свобода и в чем она проявляется. Об этом так же нужно говорить с учениками.
И таких рассказов сотни. На любой вкус, для любых социальных или воспитательных задач. Главное, не уподобляться гоголевскому Петрушке (из «Мертвых душ»), который любил читать буквы и складывать из них слова, т.е. время проводить. А необходимо сделать усилие над собой и увидеть подтекст рассказов Петра Бормора, и тогда Вы получите истинное интеллектуальное удовольствие и от текстов, и от юмора, и от печали… и тогда в Вас что-то изменится!
Возможно, с этим событием и связан выбранный автором путь, о котором мы можем судить по отрывочной информации в сети. Так или иначе, маленький мальчик окончил московскую школу и в 1988 году поступил в Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе. Доучиться не смог или не захотел. И уже в начале 1990-х эмигрировал в Израиль. За границей он освоил профессию ювелира. Обзавелся семьей: жена и три дочери. И стал известным узким кругам русскоязычным писателем.
Первым, кто открыл этого автора, был Интернет, вторым Макс Фрай. Сольные книги необычного автора: 2007 — «Многобукаф. Книга для…», 2007 — «Игры демиургов», 2008 — «Книга на третье», 2011 — «Запасная книжка». Пишет он в жанре малой формы. Рассказы… Те, что не продаются, т.к. читатели (обыватели) не любят рассказов. Раз они не продаются, то и издателям не интересны… Но они великолепны.
Рассказы-притчи: сказочные, эпатирующие, философские, отдающие сарказмом или буффонадой, преследуют единственную цель – «взорвать» мозг читателя противоречием. Вывернуть наизнанку привычные понятия: хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь. И для этого автор выбирает единственно верную форму изложения, форму, которая не оставит равнодушным человека, привыкшего задумываться над буквами, словами, предложениями. Иногда кажется, что цитата из советского мультфильма «Казнить нельзя помиловать» и задача, поставленная перед двоечником, восприняты автором как путеводная звезда на творческом пути.
Когда читаешь Петра Бормора, как будто идешь по минному полю. Да, ты весел, переполнен интеллектуальной энергией, решаешь своеобразный ребус, но под ногами мины. От культурного уровня и жизненного опыта читателя зависит, когда и где мины взорвутся, и взрыв будет. Главное – не отложить книгу, а почитать чуть подольше…
Среди героев – демиурги Шамбамбукли и Мазукта. Обычные создатели миров, которые наделены ВСЕМИ людскими качествами и пороками! Драконы, страдающие от принцесс и людей, герои, мешающие жить драконам, зло, беспощадное в своей доброте или наивности, обычные люди и полюбившиеся литературные персонажи, представленные нам под иным, не привычным углом зрения … Все они таковы, что постоянно узнаешь то себя, то коллегу по работе, то соседа… И это узнавание заставляет переосмыслить свое место в этом мире, свои действия и свою «человечность».
Чем же интересно творчество Петра Бормора в учебном процессе? Да тем, что наши дети, будучи яркими представителями ассоциативного мышления, могут быть захвачены современными философско-социальными притчами автора. Их легко и быстро можно прочесть, можно прочесть по ролям и подвергнуть анализу. Можно согласиться, что размышлять о тяжелой жизни героини романа Островского «Гроза» важно, но сеть испещрена подобным анализом. В данном же случае нет необходимости давать задание на дом. Прочли на уроке «Салочки» («Мир фантастики» №2 (114), 2013) и тут же разобрали. Почему для объединения народа нужен враг? Хорошо или плохо прогрессорство? Этично ли поступили инопланетяне? Стоит ли верить данайцам, дары приносящим?
Или рассказ «Что такое "счастье"?», в котором подмечено что может понимать человек под термином «счастье». А вот уже индивидуализированное понятие счастья можно и нужно обсуждать со школьниками. Обсуждать прямо на уроке, не давая заданий на дом и не контролируя умение извлекать из сети информацию…
Возьмем рассказ «Уровни свободы» про канарейку, крысу и шиншиллу. История, переполненная разговорами о свободе, разговорами, разными из-за различного понимания того, что такое свобода и в чем она проявляется. Об этом так же нужно говорить с учениками.
И таких рассказов сотни. На любой вкус, для любых социальных или воспитательных задач. Главное, не уподобляться гоголевскому Петрушке (из «Мертвых душ»), который любил читать буквы и складывать из них слова, т.е. время проводить. А необходимо сделать усилие над собой и увидеть подтекст рассказов Петра Бормора, и тогда Вы получите истинное интеллектуальное удовольствие и от текстов, и от юмора, и от печали… и тогда в Вас что-то изменится!