Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методическая работа » Современные авторы на уроках литературы

Современные авторы на уроках литературы

Петр Бормор в учебном процессе
Петр Бормор (Мордкович Пётр Борисович) родился в далеком 1971 году в Москве. Произошло это 27 ноября. Именно в этот день советская космическая станция "Марс-2" достигла Красной планеты и доставила на нее капсулу с вымпелом. Марсоход не смог мягко спуститься на планету и потерпел аварию, но вымпел с гербом СССР на поверхность Марса был доставлен да там и остался…  

Возможно, с этим событием и связан выбранный автором путь, о котором мы можем судить по отрывочной информации в сети. Так или иначе, маленький мальчик окончил московскую школу и в 1988 году поступил в Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе. Доучиться не смог или не захотел. И уже в начале 1990-х эмигрировал в Израиль. За границей он освоил профессию ювелира. Обзавелся семьей: жена и три дочери. И стал известным узким кругам русскоязычным писателем.

Первым, кто открыл этого автора, был Интернет, вторым Макс Фрай. Сольные книги необычного автора: 2007 — «Многобукаф. Книга для…», 2007 — «Игры демиургов», 2008 — «Книга на третье», 2011 — «Запасная книжка». Пишет он в жанре малой формы. Рассказы… Те, что не продаются, т.к. читатели (обыватели) не любят рассказов. Раз они не продаются, то и издателям не интересны… Но они великолепны.

Рассказы-притчи: сказочные, эпатирующие, философские, отдающие сарказмом или буффонадой, преследуют единственную цель – «взорвать» мозг читателя противоречием. Вывернуть наизнанку привычные понятия: хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь. И для этого автор выбирает единственно верную форму изложения, форму, которая не оставит равнодушным человека, привыкшего задумываться над буквами, словами, предложениями. Иногда кажется, что цитата из советского мультфильма «Казнить нельзя помиловать» и задача, поставленная перед двоечником, восприняты автором как путеводная звезда на творческом пути.

Когда читаешь Петра Бормора, как будто идешь по минному полю. Да, ты весел, переполнен интеллектуальной энергией, решаешь своеобразный ребус, но под ногами мины. От культурного уровня и жизненного опыта читателя зависит, когда и где мины взорвутся, и взрыв будет. Главное – не отложить книгу, а почитать чуть подольше…

Среди героев – демиурги Шамбамбукли и Мазукта. Обычные создатели миров, которые наделены ВСЕМИ людскими качествами и пороками! Драконы, страдающие от принцесс и людей, герои, мешающие жить драконам, зло, беспощадное в своей доброте или наивности, обычные люди и полюбившиеся литературные персонажи, представленные нам под иным, не привычным углом зрения … Все они таковы, что постоянно узнаешь то себя, то коллегу по работе, то соседа… И это узнавание заставляет переосмыслить свое место в этом мире, свои действия и свою «человечность».

Чем же интересно творчество Петра Бормора в учебном процессе? Да тем, что наши дети, будучи яркими представителями ассоциативного мышления, могут быть захвачены современными философско-социальными притчами автора. Их легко и быстро можно прочесть, можно прочесть по ролям и подвергнуть анализу. Можно согласиться, что размышлять о тяжелой жизни героини романа Островского «Гроза» важно, но сеть испещрена подобным анализом. В данном же случае нет необходимости давать задание на дом. Прочли на уроке «Салочки» («Мир фантастики» №2 (114), 2013) и тут же разобрали. Почему для объединения народа нужен враг? Хорошо или плохо прогрессорство? Этично ли поступили инопланетяне? Стоит ли верить данайцам, дары приносящим?

Или рассказ «Что такое "счастье"?», в котором подмечено что может понимать человек под термином «счастье». А вот уже индивидуализированное понятие счастья можно и нужно обсуждать со школьниками. Обсуждать прямо на уроке, не давая заданий на дом и не контролируя умение извлекать из сети информацию…

Возьмем рассказ «Уровни свободы» про канарейку, крысу и шиншиллу. История, переполненная разговорами о свободе, разговорами, разными из-за различного понимания того, что такое свобода и в чем она проявляется. Об этом так же нужно говорить с учениками.

И таких рассказов сотни. На любой вкус, для любых социальных или воспитательных задач. Главное, не уподобляться гоголевскому Петрушке (из «Мертвых душ»), который любил читать буквы и складывать из них слова, т.е. время проводить. А необходимо сделать усилие над собой и увидеть подтекст рассказов Петра Бормора, и тогда Вы получите истинное интеллектуальное удовольствие и от текстов, и от юмора, и от печали… и тогда в Вас что-то изменится!


Комментарии

1 • 5 марта 2013 15:34 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Интересно, а кого кроме Бормора можно (нужно) задействовать в учебном процессе, как певца современной словесности?
2 • 8 марта 2013 11:14 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Главное - чтобы не вездесущего "Гарри Поттера". Хотя эту книгу, если не ошибаюсь, в Украине уже включили в обязательный учебный курс... А вообще, конечно, немного сейчас авторов, пишущих хорошие детские книги. Я так, навскидку, пожалуй, только Андрея Белянина и могу назвать...
3 • 9 марта 2013 11:27 • в
От: Vlad128 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Ладно, пусть будет Бормор. Но на уроках зацикливаться на одном писателе не возможно и не нужно. Прав ScavR. Обзор состояния современной словесности в учебном процессе, несомненно, нужен, но требуется создание базы для дальнейшего расширения кругозора. Можно и в классической литературе найти множество интересных примеров человеческих взаимоотношений и разобрать их на уроке с учётом современных реалий.
4 • 10 марта 2013 20:11 • в
От: Марат - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Когда читаешь Петра Бормора, как будто идешь по минному полю. Да, ты весел, переполнен интеллектуальной энергией, решаешь своеобразный ребус, но под ногами мины. От культурного уровня и жизненного опыта читателя зависит, когда и где мины взорвутся, и взрыв будет. Главное – не отложить книгу, а почитать чуть подольше…
Здорово сказано! Я думаю детям важно размышлять, думать, чувствовать при этом должен быть Интерес. Сочетание "ребуса" "миного поля" глубины и плюс усилие над собой - замечательный "коктель" и очень вкусный. Дети любят вкусное!
5 • 10 марта 2013 22:27 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Vlad128
Ладно, пусть будет Бормор. Но на уроках зацикливаться на одном писателе не возможно и не нужно. Прав ScavR. Обзор состояния современной словесности в учебном процессе, несомненно, нужен, но требуется создание базы для дальнейшего расширения кругозора. Можно и в классической литературе найти множество интересных примеров человеческих взаимоотношений и разобрать их на уроке с учётом современных реалий.

Найти можно, но ригидность учителей словесности достаточно высока. Книги дороги. Авторов множество. И, например, мне было бы интересно узнать кого стоит почитать из писателей, сформировавшихся в эпоху перестройки...
Почему в учебной программе нет библии киберпанка "Нейроманта" Уильяма Гибсона. Все говорят о компьютерной и интернет-зависимости, а никто не читает... и не обсуждает... Даже в "Фальшивых зеркалах" Сергея Лукьяненко главный герой, справляющий малую и большую нужду в киберкостюм, а после мучающийся и страдающий из-за отсутствия возможности выйти в сеть, чем не образ настораживающий и предупреждающий?
Обсуждать нужно не проблемы купечества, а реально присутствующие проблемы современного мира.
6 • 11 марта 2013 10:35 • в
От: Ivanov - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Я бы еще вспомнил:
- "Звероферма" Джорджа Оруэлла
- "Сирены Титана" и "Колыбельная для кошки" Курта Воннегута
- "Игра Эндера" Орсона С. Карда
- цикл про Форов Луис М. Буджолд
Книг интересных и поучительных много. Хотя почему считается, что книги должны именно учить? А развлекательная литература - это плохо.

На мой взгляд со стихами сейчас существует реальная проблема! Вот где вопрос: "Стихи кого из наших современников стоит учить и изучать?"
7 • 11 марта 2013 11:15 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
"Вывернуть наизнанку привычные понятия: хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь." - когда мы учим детей, что привычные понятия "добра и зла" устарели, то стоит ли потом удивляться появлению "Пусси Риот"? Романтизация порока не так уж оригинальна для нашего времени. Сплошь и рядом художники пытаются прослыть оригинальными создавая свои "шедевры" из трупов или фекалий, а кинотеатры забиты фильмами про хороших киллеров, вампиров и оборотней (издавна считавшихся нечистью, а сейчас оказалось можно их любить). Учить детей, что бросить учебу в институте - это хорошо, бросить свою родину - тоже хорошо. Так ли это хорошо?
8 • 11 марта 2013 15:36 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Цитата: nickolaj
"Вывернуть наизнанку привычные понятия: хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь." - когда мы учим детей, что привычные понятия "добра и зла" устарели, то стоит ли потом удивляться появлению "Пусси Риот"? Романтизация порока не так уж оригинальна для нашего времени. Сплошь и рядом художники пытаются прослыть оригинальными создавая свои "шедевры" из трупов или фекалий, а кинотеатры забиты фильмами про хороших киллеров, вампиров и оборотней (издавна считавшихся нечистью, а сейчас оказалось можно их любить). Учить детей, что бросить учебу в институте - это хорошо, бросить свою родину - тоже хорошо. Так ли это хорошо?

А, что именно из Бормора вызвало у Вас такую реакцию и сравнение с "Пусси Риот"? Где Вы у него нашли шедевр из "трупов и фекалий". Как по мне, так Петр Бормор излишне добрый автор...
9 • 19 марта 2013 12:01 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Не соглашусь с тем, что проза малых форм не пользуется успехом у читателей, и не продается. Рассказы Веллера, например, пользуются большим успехом.
10 • 28 марта 2013 00:20 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Цитата: RomanB
Главное - чтобы не вездесущего "Гарри Поттера". Хотя эту книгу, если не ошибаюсь, в Украине уже включили в обязательный учебный курс...

А я не вижу ничего страшного в том, что дети будут читать то, что им нравится. Хотя на Украине в последнюю минуту "Гарри Поттера" и заменили на Экзюпери.
11 • 2 апреля 2013 20:31 • в
От: Babusika - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
RomanB, да нет в Украине Гарри Поттера не включили в курс обязательного изучения. Хотя я бы не против, люблю эти книги. Есть много авторов которые могли бы соревноваться по стилю и эмоциям с великими классиками, но вот только культура у них подкачала, современные авторы слишком правдиво пишут. И правда эта груба.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги