Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Незыблемость закона о всеобщем обучении в годы Великой Отечественной войны

Незыблемость закона о всеобщем обучении в годы Великой Отечественной войны

школы в 1941-1945школы в 1941-1945В 1941-1942 году в СССР насчитывалось 17 765 000 школ, 415 000 средних специальных и 313 000 высших учебных заведений. Большое количество учебных заведений оказались в зоне боевых действий, а многие подверглись бомбардировкам и разрушениям. В уцелевших учебных заведениях были размещены госпитали и казармы. Поэтому в 1942-1943 учебном году количество школ сократилось до 14 036 000, средних специальных учреждений до 316 000, а вузов – до 227 000.
 
С первых дней войны учащиеся и учителя принимали активное участие в уборке урожая в совхозах и колхозах, сборе металлолома и лекарственных растений. Многие помогали возводить оборонительные сооружения, участвовали в противовоздушной обороне. Школьники брали шефство над семьями фронтовиков, переоборудовали учебные заведения в госпитали и затем оказывали помощь раненым. Правительство и партия дали указание эвакуировать учащихся школ, воспитанников детских садов и домов из прифронтовой зоны в глубокий тыл. Для этих детей, а также детей фронтовиков и со слабым здоровьем было организовано горячее бесплатное питание.
 
Нагрузка на учебные заведения в тылу резко возросла, и многие из них работали в 4 смены, начиная работу в 6.30 утра и заканчивая в 24.00. Так как электричество часто было отключено, то весь материал воспринимался на слух, и дети слушали только учителя. Бумаги и чернил не хватало, потому писали или свекольным соком, или углём. Предпочтение отдавали последнему, так как его можно было стряхнуть с листка и использовать снова. А писали очень сжато, стараясь использовать любой уголок для записи.
 
средние профессиональные учебные заведения 1941-1945средние профессиональные учебные заведения 1941-1945Несмотря на все эти сложности, обучение было продолжено, и перед учителями ставилась задача охватить всех учащихся всеобщим обязательным семилетним обучением, а также придать урокам идейно-политическую направленность и наладить труд школьников в сельском хозяйстве и на предприятиях. Изменился характер преподавания географии, истории и литературы, из которой учащиеся вдохновлялись подвигами Николая Гастелло, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Саши Чекалина и других. Были пересмотрены программы таких предметов, как биология, физика и химия, преподавание которых получило более практический характер. В начале1941-1942 учебного года велось преподавание основам сельского хозяйства.

Коммунистическая партия призывала местных властей не срывать всеобуч, ссылаясь на военное время, и указывала на незыблемость закона о всеобщем обучении, как и заботе о здоровье и воспитании подрастающего поколения. Благодаря активной просветительской работе школьной администрации, родительской общественности, профсоюзам и комсомолу, удалось вернуть за парты более 360.000 учащихся.
 
вузы в 1941-1945вузы в 1941-1945Советское правительство приняло меры по восстановлению разрушенной боевыми действиями школьной сети, а также её расширению, выделив 1 млрд. рублей из бюджета 1944 года на эти нужды. Поэтому количество учебных заведений в 1943-1944 учебном году превысило показатель 1941 года. Так насчитывалось 17 966 000 школ, 503 000 средних специальных и 400 000 вузов. Дополнительно были созданы школы для сельской и рабочей молодёжи, которая прервала обучение в начале войны. 
Перед началом учебного года, в августе 1943 года были утверждены Правила поведения учащихся в школе, которые определяли нормы поведения в школе и вне её, а также прописывали обязанности школьника в отношении учителя, одноклассников и школьного имущества.   
 
Также с начала 1943 года в некоторых детских домах и школах начали работу учебно-производственные мастерские, что дало возможность учащимся овладевать технологиями производства и трудовыми навыками, а также связать практический опыт с теоретическими основами физики и химии. Но большой ошибкой было введение в некоторых крупных городах раздельного обучения для девочек и мальчиков, что привело к ухудшению дисциплины в школах для мальчиков. 
 
 
В октябре 1943 года открылась Академия педнаук РСФСР в Москве. Она занялась подготовкой педагогических кадров, а также переподготовкой лиц со средним специальным образованием. В январе 1944 года была введена пятибалльная система для оценки успеваемости школьников, что повысило ответственность учеников и учителей за качество знаний.

В 1944-1945 учебном году насчитывалось 24 656 000 школ, 812 000 средних специальных и 585 000 вузов. Перед началом учебного года в июне 1944-го года СНК СССР было принято постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», где были определены следующие нововведения:
- обязательные экзамены после выпуска из начальной и семилетней школ, а также экзамены для учащихся, оканчивающих среднюю школу - на аттестат зрелости;
- награждение серебряными или золотыми медалями отличников.
Также с 1944 года родители обязаны были отдавать ребенка в школу с 7 лет.

Годы войны показали неприспособленность многих учеников к реалиям жизни и отсутствие практического применения теоретических основ предметов. Потому правительство стремилось повысить эффективность физической, трудовой и военной подготовки учащихся.

Комментарии

1 • 21 февраля 2013 10:46 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Лично для меня самое интересное в этой статье, это упоминание о том, что "годы войны показали неприспособленность многих учеников к реалиям жизни и отсутствие практического применения теоретических основ предметов." Хотелось бы на примерах узнать, в чем это выражалось. О каких реалиях жизни, о каких учениках, не понятно. О каких практических применениях может идти речь? Создание коктейлей Молотова своими руками? Не понятно. А сейчас - ученики приспособлены к реалиям жизни? А присутствует практическое применение теоретических основ предметов? Если нет - то почему же до сих пор не смогли ничего изменить? А если есть - то любопытно узнать - какие? winked
2 • 23 февраля 2013 11:20 • в
От: Lena_Biryukova - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Очень интересная статья. Дело в том, что на каком бы уровне в те года не находилось образование, это не помешало людям становиться хорошими специалистами. В те года дети с большим удовольствием посещали учебные заведения, хотя и не у всех была на это возможность. Что твориться сейчас вы сами знаете и это печально...
3 • 25 февраля 2013 17:49 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
О, мне об этом дед рассказывал - говорит, что писали на чем угодно - тетрадей не хватало, с учебниками был еще хуже. Но именно то, что школа работала, и прибавляла уверенности, что все образуется.
4 • 18 марта 2013 11:20 • в
От: Maximka - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 7, группа: Посетители)
Фото
Кажется, что в военные годы задача учителей больше всего усложнилась не грандиозной нагрузкой и не отсутствием чернил, а необходимостью придать всему процессу обучения, правильный идейный подтекст.

Да и сложно, наверное, было вызвать у каждого интерес к обучению, когда в стране и обществе происходили такие значительные события.
5 • 1 апреля 2013 13:04 • в
От: vaha1311 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Советское правительство, даже в годы войны, заботилось об учебе детей. Принимались решения об улучшении качества образования детей и повышении квалификации педагогических работников. Были введены награды в виде золотой и серебряной медали отличникам учебы. Принимались меры по повышению эффективности физкультуры, трудовой и военной подготовленности молодежи.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги