Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Как правильно начать урок – рекомендации молодому учителю

Как правильно начать урок – рекомендации молодому учителю

Как правильно начать урок – рекомендации молодому учителюУдачный оргмомент концентрирует внимание на учителе, потом на предмете, на теме и задачах урока. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения (а любая педагогическая образовательная технология нацеливает на то, что процесс обучения является не столько искусством, сколько ремеслом, доступном каждому после соответствующей тренировки), дети воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым педагог владеет.
 
Все многообразие возможных сценариев поведения и слов учителя в начале урока можно свести к двум условно выделенным группам: организация сосредоточенности учащихся на уровне произвольного и непроизвольного интереса. Психологи говорят о произвольном внимании, когда человек осознает важность события, необходимость конкретного действия, самостоятельно формирует сценарий своего поведения, оно формируется и самостоятельно и через внешние указания: читаем стр.34, выполняем упражнение 35, смотрим на картинку, что изображено?... Непроизвольное возникает спонтанно, когда решается трудная, но посильная задача, учитель делится жизненным опытом, яркое, эмоциональное описание событий в рассказе, выход на непосредственно знакомые ученику предметы или события, касающиеся его жизни… 
 
Организационный момент занятия на основе произвольного внимания можно опосредовать фразами: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»;» садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на осознанное и ответственное отношение к учебе. В высокомотивированном классе этого достаточно, но не всегда…
 
Способов провести оргмомент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».  
 
Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае исключены.
 
 
Другой способ, диктаторский, но весьма успешный: зайдя в класс, с ходу (от двери) очень громким «жёстким» голосом, с середины предложения объявлять тему урока. У детей мгновенный паралич – урок уже начался, а они не готовы… все быстро по местам и сосредоточились на том, что говорит учитель. А он повторяет сказанное еще раз – уже спокойно, ставит цели занятия, дальше – повторение пройденного материала.
 
 
Способ затратный, требующих больших усилий и времени, зато окупается сторицей: урок начинаем со стихотворения (можно по теме, но подойдут и просто красивые звучны стихи). Педагог читает текст с выражением, детям знакома такая форма работы, они знают, как тяжело иногда учить стихи. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и учащихся легче вовлечь в творческую внеклассную работу (участие в спектакле, экскурсии, конкурсе газет, подготовка школьного праздника).
 
 
Четвертый по списку способ больше подходит для предметников-гуманитариев (или классных руководителей): начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, сценки из жизни. Ученики, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а нам про поездку в поезде… Возникает чувство противоречия –«должна быть история. Пусть будет!» Внимание собрано, цель достигнута. Можно переводить рассказ на тему урока.
 
 
Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то не рассчитывайте на произвольное внимание у детей: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.
 
Детская психика такова, что неосознаваемая увлеченность (даже у старшеклассников) дает большую результативность, чем произвольная, осознаваемая сосредоточенность под лозунгами «я должен», «мне надо». Если преподаватель умеет переключать внимание школьников с произвольного на непроизвольное и обратно, его урок всегда будет достигать поставленных целей. 
 
В статье названы самые распространенные приемы организации первичного внимания для старшеклассников. Младшая и средняя школа охотнее «покупаются» на обычны слова «давайте начнем наш урок с …» (проверки д/з, письменного опроса, доклада, презентации…) Здесь подкупают ребят слова и интонация объединения с учителем «наш урок, наша тема, наша контрольная работа». А есть педагоги-артисты, которые голосом волшебника спрашивают: «А вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Нет? О, она очень интересная и важная…»
 
Методы построения оргмомента лучше менять, не повторяя их часто в одном и том же классе. Опытный педагог «чувствует» класс в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха. 

Большой опыт преподавательской деятельности "у станка"позволяет сформулировать еще одну педагогическую заповедь в отношениях с учениками: "было и прошло", "кто старое помянет..." Помните, что каждый день, каждый урок - это новая страница в жизни вашей и учеников. Память на злые выходки, неадекватное поведение, сознательное нарушение учебной дисциплины - играет злую шутку, настраивая учителя на продолжение конфликта (на уровне взгляда, жеста идет негативная информация от вас к ученику и возвращается сторицей). Зная об основных причинах конфликтов между учителем и учеником, можно (и нужно) корректировать свое и ученическое поведение, не допуская затягивания психологически травмирующей ситуации.

Комментарии

1 • 17 февраля 2013 14:20 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Впечатление от статьи портит сентенция учитель-мастеровой (ремесленник)... После нее заметка вообще не читается, т.к. из-за подобного отношения к профессии и, как следствие, огромного числа профессионально непригодных преподавателей на выходе мы имеем то, что имеем...
Вывод: Привлекай внимание, не привлекай... если ты ремесленник то и выпускаешь поделки, а не продукт достойный гордости :(
2 • 17 февраля 2013 23:37 • в
От: Мара - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
В данном случае, конечно, учителю необходимо определиться, как он в дальнейшем планирует выстраивать отношения со своими учениками, и уже после этого выбирать: стихи читать при входе или указкой бить по столу. По своему опыту: лишь однажды прочитала детям стихи (просто под настроение) - дети были в восторге, а урок был в итоге сорван массой вопросов: "А как вы это выучили", "А расскажите еще"...
3 • 18 февраля 2013 18:28 • в
От: nika1914 - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Эффективно начинать урок со звучания музыки, загадок, блиц – опроса. Использую метод «взять интервью». Дети, знакомясь с темой урока, делятся своими мыслями и ожиданиями.
4 • 19 февраля 2013 11:17 • в
От: spider2007 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
У меня урок начинается с приветствия. Пока дети стоят, некоторые еще готовятся к уроку - в этот момент можно немного пошутить над ними. После приветствия обязательна мотивация - изучение нового материала пригодится, например, при изучении физики.
5 • 24 февраля 2013 20:38 • в
От: aKostiuk09 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
В старших классах больше действует неосознанная увлеченность. Если урок начинает учитель не с установки конкретных действий,а с отступления, то результат гораздо лучше. Учеников располагает живое общение. Вообще конкретные установки работают в случае их редкого использования.
6 • 2 марта 2013 12:19 • в
От: Ирина - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
Действительно молодому учителю не всегда легко удается привлечь внимание учеников. Поэтому, предложенные здесь рекомендации, очень кстати. Ведь чем быстрее учитель наладит контакт с детьми, тем лучше будет для всех.
7 • 9 марта 2013 22:52 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Знаете, одно время тоже сушил себе голову над какими-то нестандартными, яркими вступлениями... А потом понял, что на это трачу слишком много времени и что лучше тщательнее подготовить урок в целом...
Хотя иногда продолжаю выдавать нечто подобное - внимание класса концентрируется мгновенно!
8 • 14 марта 2013 22:43 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Любая производственная деятельность (а преподавание - это тоже производственная деятельность, в которой болванки и болваны затачиваются до требуемой остроты мышления), одновременно и ремесло и искусство. Преподаватель должен хорошо знать все приемы, в том числе изложенные в этой статье, но вот как их применять искусно - это уже искусство.
9 • 23 марта 2013 13:14 • в
От: NatalyDja - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 6, группа: Посетители)
Фото
Начало урока – очень важный момент. Как построена его организация, так и пройдет весь урок. Приветствие. Некоторые учителя недооценивают, всю его значимость. А ведь это настрой, своеобразная установка ученикам. Все должно быть предельно вежливо, с улыбкой и, одновременно, твердо, уверенно. И, конечно, эстетичный, корректный и соответствующий внешний вид учителя и классной комнаты, где проходит занятие.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги