Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Внеклассная работа » К вопросу о «чувстве слова»

К вопросу о «чувстве слова»

Чувство слова – это человеческое качество, проявляющееся в невозможности ни писать, ни говорить неправильно. Врожденная грамотность – это врожденная интуитивная способность не делать ошибок в написании слов, предложений, текстов, писать грамотно, даже не зная правил! Таким образом «врожденная грамотность» есть неотъемлемая составляющая «чувства слова».
 
Ученые, постфактум изучая письменное наследие, приписывают врожденную грамотность Пушкину, Чехову, Катаеву, Грину. Затем они находят слова, подтверждающие выдвинутые теории, записи в дневниках и другие сведения. И уже мы расстраиваемся, опускаем руки, понимая, что «он Пушкин, ему можно…». Но может быть все несколько иначе, чем видят ученые-языковеды? Да, чувство слова Пушкина может объясняться не только влиянием русских и французских форм, но и тем, что информационная нагрузка на Александра Сергеевича в десятки раз была меньше, чем на нашего современника. 
 
Словесный и терминологический шум создает прецеденты, когда слово родной речи трансформируется в некую универсальную словоформу, засоряя восприятие и не способствуя правильности. Слова-двойняшки: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит, но ЗвонИт – проблемы с ударением… А ведь есть еще ШвЭция, рЕзетка, мамЫны, швЭдка – слова, которые режут слух и необратимо трансформируют обиходный язык… В подобном языковом пространстве русскую речь учит ребенок, которому даже при знании всего многообразия и взаимовлияния моделей родной речи, правильно использовать свое знание достаточно сложно.
 
Ученые считают, что «чувство слова» формируется за счет активной работы:
- над книгой (осознанный, поступательный, логический анализ содержания, структуры и смысла текста);
- над эстрадными миниатюрами (предложение вызывает нужные ассоциации);
- над политическими выступлениями (речь формирует необходимые эмоции и желания);
- над текстом лекций (в ограниченный временной интервал требуется вложить необходимый и достаточный, на взгляд лектора, объем информации);
- во время написания сочинений и изложений в школе!
 
Человек должен понимать, что слово ВСЕГДА несет в себе заряд энергии, которая в разных ситуациях, проявляет себя по-разному. Слово – это то, что, по мнению человека, качественно отличает его от животных. Слово создает миры вокруг нас и в наших душах, и важно уметь им пользоваться. Слово есть часть суждения, а суждение есть признак наличия мысли, результат мышления. Кто как мыслит, такие слова и использует! И мысль материальна! Этому есть множество подтверждений.
 
Максим Горький, описывая страдания Клима Самгина («Жизнь Клима Самгина»), так вошел в образ своего героя, что у писателя появились раны на руках, синяки, полученные литературным героем во время пыток, потерял сознание. Гоголь в периоды депрессий писал юмористические рассказы, тем самым поднимая себе настроение. Байрон написал за четверо суток «Абидосскую поэму», стремясь прогнать слезливую меланхолию, в чем и преуспел. Леся Украинка, проецировала свою физическую боль на бумагу, тем самым облегчая свое существование.
 
Они стали великими, их помнят именно благодаря чувству слова, которое проявлялось в умении выразить метания души, потаенные мысли и чувства, в создании ощущения присутствия. Язык управляет миром. Язык управляет и Homo Sapiens. Но управляет опосредованно через вербальные возможности человека. Какие возможности носителя языка, таков и мир, окружающий данного индивида. Слово – образ – проекция мира внутреннего на мир внешний. Ученые изучают литераторов, но в настоящее время телевидение оказывает большее воздействие на формирование личности, чем книги. Через экран телевизора формируется новое культурное сообщество, и этот процесс тем эффективнее, чем правильнее используются слова…
 
Чувство юмора – это внешнее проявления чувства слова. Именно поэтому так феерически веселы И. Ургант и А. Цекало, скорость мысли которых совпадает со скоростью словообразования. Игра словами этих телеведущих настолько ювелирна, что абсолютно безразлично – экспромт или авторская заготовка слетает с их уст.
 
Умение сочинять каламбуры, шутки для КВН, стихи на спор – это одно из немногих проявлений чувства слова. И именно из-за «дефицита» людей этим чувством обладающих, капитанские конкурсы и конкурсы импровизации в КВН наиболее трудны для команд. Умение своевременно создавать шутку-образ, попадающую в цель, – это неотъемлемое свойство людей-носителей данной способности. Чувство легкости слова было присуще многим представителям народного (крестьянского быта), частушки и припевки, побасенки, загадки.... А. Масляков, И. Угольников, Д. Нагиев, Г. Мартиросян, И. Ургант, П. Бормор – вот неполный список наших современников, чувство юмора которых проявляется в неповторимо-точной вербализации мысли. Людей, слушая которых, понимаешь, насколько скуден твой язык и как много есть прекрасных слов и словоформ, которые отсутствуют в твоем повседневном лексиконе.
 
 
Очевидно, что чувство слова – это достаточно редкое человеческое качество. Способность, создающая конкурентное преимущество во многих профессиях, не ограничивается грамотностью. Остроумие, своевременность, точность, умение выразить словами то, что скрыто от остальных, умение облачить в слово яркие мысли и сделать это неповторимо… Быть творцом. Относиться к словам бережно, как маленьким детям – трепетно, нежно, уважительно. Восхищаться и направлять… Все это делает человека интересным собеседником, романтичным партнером, мудрым приятелем, желанным гостем – и это лишь малая часть преимуществ людей обладающих чувством слова…

Комментарии

1 • 16 февраля 2013 21:44 • в
От: Anna - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Скорее всего «чувство слова» формируется 2 путями: или оно дано от рождения и выражается, прежде всего, во "врожденной грамотности", или оно "приобретается" путем упорной и многолетней работы над собой. То, что "врожденная грамотность" - не миф, знаю не понаслышке. Моя одноклассница обладала этим даром. Даже если она сомневалась в правописании, она писала несколько вариантов одного и того же слова и потом, посмотрев на каждое из слов, безошибочно указывала на правильно написанное.
2 • 17 февраля 2013 23:19 • в
От: madonna123 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Я, как будущий педагог, могу сказать, что эти два понимания очень близки по своему смыслу. Есть люди, которые учатся правильно писать, читать, говорить (это им удается проще всего), а есть люди. которые не придавали этому большого значения, но не хуже пишут, читают и т.д. Вот в первом случае это врожденная грамотность, во втором - чувство слова. Второй случай, как на меня, более врожденный, и временами может быть более полезным.
3 • 22 февраля 2013 19:43 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
А почему в школах не используют игровые механики представленные в играх:
Имаджинариум, Эрудит, Игросказ, Dixit, Scrabbl... Мне кажется, что именно в этих играх и можно развить умение владеть словом, скорость нахождения слова в памяти и использование слов адекватных сложившейся ситуации...
Концепция "Учимся-играя" ведь существует?
4 • 4 марта 2013 01:11 • в
От: Иренушка - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Как педагог с 20-летним стажем, могу привести немало примеров, когда неглупые дети, зная назубок правила правописания, допускали немало ошибок в диктантах и сочинениях. И наоборот, были такие ученики, которые не знали правил, а писали намного грамотнее. Что это? Врожденная грамотность? Или умение чувствовать слово? Замечу, что грамотно писали те дети, которые много читали. Ведь во время чтения одно и то же слово попадается на глаза несколько раз, благодаря чему правильное написание невольно остается в памяти. Да, грамотность можно развивать. Работа эта достаточно кропотливая. Немало известно приемов развития грамотности. Это и списывание готового текста, и послоговое проговаривание, и самопроверки, и взаимопроверки, и упражнения на внимательность...То есть это все то, чем занимаются на уроках. Но главным учителем, на мой взгляд, все равно остается книга.
5 • 4 марта 2013 12:40 • в
От: Олег Алексеевич - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 8, группа: Посетители)
Фото
Иренушка, не хочу и не пытаюсь Вам даже противоречить, я тоже считаю одним из самых главных моментов развития грамотности это общение с книгой, не просто беглое проглатывание основных моментов сюжета, а вдумчивое, осознанное, порой с возвращениями задержками на каком то определенном месте, чтение. К этому могу привести свои личные ощущения, я очень люблю читать, и чувствую, когда читаю, как проще и свободнее мне говорить в любой обстановке, с любыми собеседниками, на любые, самые различные темы, речь льется, практически, сама, не требуя от меня каких то усилий в построении предложений, нахождении нужных слов и т.д. И был такой период в жизни, когда приходилось работать на прииске, в отрыве от цивилизации, практически с полным отсутствием книг. Как это угнетало, не только невозможностью читать, а если позволите так выразиться, настоящей деградацией языка, возможностью говорить, общаться, т.е. я чувствовал физически, как не хватает нужных слов, как мучительно становится построить простейшее предложение, и я был вынужден большую часть времени молчать. Когда вахта закончилась, все понемногу стало возвращаться на круги своя, я запоем читал, словарный запас рос, свободнее стало общаться и излагать свои мысли. Я не считаю себя великим эрудитом или мастером слова, но привел этот личный пример лишь в подтверждение того, что чтение, общение с книгой, действительно, развивает и поддерживает грамотность, будь то врожденная или приобретенная. И я очень рад, что мы в семье привили своим дочерям любовь к чтению, любовь к книге.
6 • 4 марта 2013 23:15 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Можно читать буквы, слова и не обращать внимание на нюансы их сложения и вплетения в предложения. Я читал много, а сочинения писал 5 содержание - 3 или 4 грамотность... И мне все рассказывали о прочитанных знаках и проблемах с грамотностью. Говорили, что этого не может быть! Зато сочинения писал заглядывая в тетрадку соседки по парте и она получала 4/5 , а я 5/4(3)... А если напрягался и писал короткими предложениями, или она списывала с моего текста поправляя по ходу ошибки, то и результат 5/5 у меня и 4/5 у нее. Хотя она и грамотнее была и правила применять умела, а я был только более начитан...
7 • 5 марта 2013 21:38 • в
От: Олег Алексеевич - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 8, группа: Посетители)
Фото
ScavR, что я Вам могу сказать. Как говорят, примером ничего нельзя доказать, но и ничего нельзя опровергнуть. Я привел свой личный пример, Вы свой, но согласитесь, что в самой сути они схожи, т.е. другими словами, что в моем примере, что в Вашем прослеживается основная мысль, что чтение помогает развивать, поддерживать грамотность и чувство слова если хотите. Вообще, чувство слова это такая субстанция, когда речь, а вместе с ней и написание, льется потоком, как бы даже не соблюдая никаких правил, но это кажущийся, чисто внешний эффект. На самом деле в речевом изложении задействованы как эмоциональная составляющая, так и глубинная работа мозга по отбору, сочленению, спряжению слов и формирования из них правильных, четко выверенных, убедительных и красноречивых по своей сути предложений. Здесь в статье приводились в пример Ургант и Цекало, по второму из них я бы не сказал, что у него все на высоте, речь его, мне кажется, довольно тяжеловесна и не всегда бывает точна и искрометна. Иван другое дело - быстрое, точное, остроумное словосочетание и, соответственно, грамотность языка. Или Вы считаете по другому? Вполне допускаю, что мое мнение может быть и не совсем объективно, если не так, поправьте.
8 • 5 марта 2013 21:58 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Олег Алексеевич
Здесь в статье приводились в пример Ургант и Цекало, по второму из них я бы не сказал, что у него все на высоте, речь его, мне кажется, довольно тяжеловесна и не всегда бывает точна и искрометна

Просто Вы Цекало не видели живьем. Например, в спектакле "По-По" (Цекало + Гришковец) или Цекало на корпоративах...
А так Ваше мнение верно в Вашем субмире и это нормально :)
9 • 7 марта 2013 10:46 • в
От: Melena - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Олег Алексеевич
когда читаю, как проще и свободнее мне говорить в любой обстановке, с любыми собеседниками, на любые, самые различные темы, речь льется, практически, сама, не требуя от меня каких то усилий в построении предложений, нахождении нужных слов и т.д.

Как я с Вами согласна, Олег Алексеевич! Когда попадаешь в определенную языковую среду, даже родного языка, где речь окружающих не развита, где нет необходимости полно и ярко выражать свои мысли, постепенно начинаешь замечать, что и собственная речь обедняется и с бОльшим трудом получается говорить свободно и образно.
10 • 14 марта 2013 10:46 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Опыт подсказывает, что врожденное "чувство слова" всё же существует и вне зависимости от чтения. В семьях, где таким "чувством слова" от чтения обладают родители, обычно вырастают очень грамотные дети, не особо любя при этом читать.
11 • 14 марта 2013 11:17 • в
От: Melena - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Цитата: oa_dam
Опыт подсказывает, что врожденное "чувство слова" всё же существует и вне зависимости от чтения. В семьях, где таким "чувством слова" от чтения обладают родители, обычно вырастают очень грамотные дети, не особо любя при этом читать.

Безусловно, среда, в которой ребенок растет, формирует его. Если он с детства слышит грамотную, красивую речь, он автоматически говорит так, как слышит. Кроме того, читающие родители обычно и ребенку много в детстве читают, а затем он и сам не может без чтения.
12 • 19 марта 2013 11:31 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
"Чувство юмора – это внешнее проявления чувства слова" - можно, конечно, взять на себя смелость и начать давать разные определения разным понятиям. Но, мне кажется, чувство юмора может быть и у безграмотного человека. Есть много программистов, которые обладают чувством юмора, но грамотно писать не могут, так как вышли они не из среды писателей, а дети простых рабочих и инженеров.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги