Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Внеклассная работа » Психология выбора профессии: подводные камни для школьников

Психология выбора профессии: подводные камни для школьников

В старшей школе до половины учащихся, а то и больше, еще не определились с выбором профессии. Какие наиболее частные ошибки при выборе своего профессионального будущего совершают школьники? В чем мы, учителя и родители, можем им помочь?
 
Профориентационные классные часы, работа школьного психолога по изучению способностей и возможностей школьников и разработке рекомендаций по выбору будущего характера труда, участие в Днях открытых дверей – это те реальные возможности, которые предоставляет школа учащимся и родителям. В школах с качественным обучением, а такие еще есть, несмотря на все жалобы и стоны российской общественности, дети получают сведения о той или иной профессии при изучении каждого учебного предмета: это информация о практическом применении, использовании на производстве и в быту тех знаний по основам наук, которые изучаются.
 
Классный час «Выбор профессии» можно провести не один и не два. Многие классные руководители недооценивают, какую помощь им могут оказать в этом деле родители учеников. Заинтересованный рассказ о своей деятельности, вопросы и ответы «живого» и успешного представителя профессии привлекают намного сильнее, чем рассказ с картинками: практика всегда полнее теории.
 
Если просто перечислить возможные ошибки, которые совершают молодые люди, обдумывая и выбирая род деятельности, то наберется приличный список. Например: человек считает, что выбор призвания осуществляется раз и навсегда, не учитывая при этом, что по мере роста квалификации, происходит смена занятий, карьерный рост, освоение новых, смежных областей, а подчас и кардинальное изменение сферы деятельности. И в новом своем качестве человек получает значительно большее признание –испанский футболист Хулио Иглесиас более известен как лирический тенор, который собирал полные залы зрителей, восхищенных его голосом и манерой исполнения. Психология выбора профессии начинает изучать такие феномены все более пристально.
 
Часто выбор совершается «за компанию», желание не расставаться с друзьями перевешивает все остальные доводы. Но молодые люди должны знать, что выбор специальности то же самое, что и выбор обуви, одежды – «размер» и «цвет и качество» должны соответствовать своему хозяину, а не соседу по подъезду. Кроме того, существуют медицинские противопоказания для определенных занятий (например, химик или техник-эколог с аллергическими реакциями, слезотечением, кашлем и др. не могут работать по специальности). Тяжелые, физически вредные условия труда постепенно исчезают из карты профессий современного общества, автоматика заменяет людей, работники металлургического или нефтяного производств контактируют с экранами мониторов: стрессоустойчивость, концентрация внимания, физическая выносливость – основные требования к состоянию организма человека.
 
 Еще один «подводный камень» - школьник отождествляет вид деятельности и знакомого человека, который им занимается, переносит свое отношение к человеку на профессию в целом. Это может быть и отрицательное отношение («достали» родители – не буду продолжать династию поваров!) , и увлечение какой-то внешней, частной стороной деятельности – часто: артисты, музыканты – так легко все у них получается…
 
 Серьезный, ответственный выбор совершается не за один шаг. Выбор профессии в 9 классе часто связан с профилизацией старшей школы в данном учебном заведении или с альтернативой получения образования в колледже (СПО). В течение всего учебного года классные часы по выбору профессии должны проводиться регулярно. Ознакомив учеников с ошибками. Которые совершаются при определении рода занятий, можно переходить к внутренним побудительным причинам, которыми руководствуются ученики.
 
Психология выбора профессии: подводные камни для школьниковНапример, упражнение «Состязание мотивов» позволит ученикам старшей школы проанализировать свои предпочтения при определении будущего рода деятельности, ведь он важен и для общества и для самого школьника. Тот, кто еще не задумывался – поразмышляет (заполнить анкету всегда успеет), кто сделал свой выбор – сможет сравнить его с предпочитаемым мотивом: насколько он соответствует внутренним установкам выбирающего, насколько успешным сможет считать себя этот человек в своей профессии. Мотивы тоже могут меняться, но они первичны, т.к. определяют нашу оценку, создают эмоциональный фон успеха или неудачи.Sostyazanie-motivov.doc [39,5 Kb] (cкачиваний: 56)

Заполнить карточку дети успевают за 5 минут, но учитель обязательно должен предусмотреть время для уточнения, индивидуализации с каждым ребенком его мотива при выборе будущей специальности.

Комментарии

1 • 16 февраля 2013 17:34 • в
От: darina - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
Конечно, школа должна помочь, натолкнуть ребенка, дать возможность понять, что ему ближе, что он хочет, что у него получится. К сожалению, в обществе сложилось шаблонное мнение о многих профессиях, поддерживаемое средствами массовой информации. Часто слышу от детей, что "милиционеры тунеядцы и взяточники", быть учителем и рабочим - не престижно, а вот быть бандитом - здорово... Нужно бороться с этим.
2 • 16 февраля 2013 19:47 • в
От: aKostiuk09 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
По-моему почти все подростки выбирают профессию неосознанно, а просто родители направили, за компанию или престиж. Действительно нужно работать с школьниками, заставлять их принимать обдуманное решение. Потому что это часть вложения в их будущую жизнь.
3 • 16 февраля 2013 23:01 • в
От: charakter - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Помогать школьникам в выборе будущей профессии важно и нужно! По поводу психологического подхода высказываться не буду, т.к. вопрос это обширный и довольно сложный. А вот на счет примеров родителей из жизни, а еще лучше приглашение представителей различных предприятий и компаний, как по мне, очень даже хорошая мысль. Так-же было бы очень хорошо, если бы помимо желаний родителей и учителей, еще и компании и организации, а главное государство было заинтересовано в воспитании будущих поколений.
4 • 19 февраля 2013 10:49 • в
От: Анна - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
В нашей стране почти все родители и педагоги задумываются о профессии школьника только в 9-11 классе. А за год выпускник не может знать и самостоятельно решить куда ему поступить, какая профессия именно для него. Обязательно надо помочь ребенку с выбором профессии, но сделать это чуть раньше, например, начать подготовку уже с 6-го класса, можно провести раз в неделю урок «Выбор профессии», где можно поговорить о разных профессиях, об истории создании, чем занимается та или иная профессия, какие люди там работают и т.д.
5 • 20 февраля 2013 10:19 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Мне кажется, что важна не столько профессия, сколько ее финансовая целесообразность.
Как следствие выбор профессии трансформируется с психофизиологической предрасположенности в объективную необходимость. Цель профессии обеспечить выживание рода конкретного индивида...
6 • 20 февраля 2013 15:15 • в
От: lilia - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
С проблемой выбора профессии школьниками столкнулась работая психологом в школе(школа сельская,может поэтому результаты печальнее чем в городских). По заранее планированным планам проводя тренинги, беседы, игры, наткнулась на проблему того, что в 11 классе дети не знакомы со всеми профессиями которыми могли бы овладеть. Классный руководитель, когда у не было плохое настроение всем девочкам пророчила будущее операторов машинного доения, и эту профессию я услышала первой среди названных. Две ученицы класса(из 18), знали куда будут поступать после окончания школы, опираясь на опыт старших друзей, остальные пожимали плечами. При анкетировании на вопрос достаточно ли школа дает знаний по профориентации, у всех был ответ нет. У учителей сложилось мнение , что раз есть психолог пусть он этим и занимается, а его дело учить. А я считаю, что проблема профориентации такая же важная как и проблема СПИДа,наркомании и курения. На данный момент существует большое разнообразие методик, которые представлены в виде КВН, брейрингов, игр, где дети могут больше узнать про профессии, и этим должен заниматься не только психолог, а вся администрация школы.
7 • 22 февраля 2013 10:51 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Почему раньше преемственность профессии была нормой, а теперь все озадачились необходимостью рассказа школьникам о всем многообразии трудовой деятельности? Профессия предполагает не только желание ее обрести но и возможность себя в ней проявить, а это без связей (семьи, родителей) архисложно.
Зачем рассказывать о перспективах, если многие пойдя по этому пути не смогут реализовать себя...
Например, у нас на кафедре международных отношений 70% детей, выходцы из сел... какие они международники если говорят с трудом... а в школе их просветили, что есть такая профессия дипломат... и учатся за деньги...
Может "многие знания приносят многие горести"?
8 • 6 марта 2013 23:48 • в
От: Настя - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Мне кажется, что надо смотреть по каким предметам хорошие оценки и нравятся ученику и учитывая это выбирать будущую профессию. Я вот считала как и все родители, что лучше техническая специальность, а дочка хоть и окончила, но теперь не видит себя в ней, ей это категорически не интересно, у нее гуманитарный склад ума.
9 • 13 марта 2013 00:47 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Мне кажется, что на выбор профессии ученика значительное влияние оказывает любимый учитель - именно он, а не какой-то предмет, который дается легко (хотя зачастую учитель его и ведет). Ведь любимым может стать только учитель, умеющий заинтересовать своим предметом.
10 • 20 марта 2013 23:12 • в
От: ChipUA - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
В статье все правильно сказано. Конечно, дети должны знать и определиться. Но, я вспоминаю себя. Хороший аттестат. Понимал, что важно получить хорошее образование. Но, мысли то о другом. Молодость, независимость, новые соблазны. И спасибо родителям, что помогли. Для начало стоит определиться технический или гуманитарный ВУЗ. Дальше рассматривать факультеты. Только есть большое НО. Не все родители могут себе позволить обучение именно в том ВУЗе.
Я считаю, что роль родителей в данном вопросе очень большая. И окончательное слово должно быть за ними. Конечно, с учетом возможностей и желаний ребенка.
11 • 22 марта 2013 22:57 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Наиболее часто дети выбирают профессию, которая является продолжением профессиональной деятельности родителей. И это самое мудрое решение, так как они сразу получают "стартовый капитал" - опыт своих родителей.
12 • 30 марта 2013 14:07 • в
От: sergo - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Вообще преемственность профессии это замечательно, личный опыт родителей и их возможности для детей поистине бесценны, но надо не забывать учитывать соответствие морально-психологических качеств личности, с теми качествами, которые необходимы выбранной профессии. И главное не забывать про жизненные перспективы.
13 • 1 мая 2013 11:51 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Кстати, тест на выбор предрасположенности к той, или иной профессиональной деятельности (не тот, что приведен в заметке) содержит вопросы, которые ставят в тупик современных подростков или просто не являются модными в их кругу. Адаптация методики прошла в 70-х годах 20-го века, вот и остались ценности-архаизмы...
Например, вот вопросы, которые в наших реалиях в 9 случаях из 10 получают положительный отклик:
- обучаться на курсах человеческих взаимоотношений
- пройти курсы или семинар для руководителей;
- изучать стратегию достижения успехов в бизнесе;
- пройти курсы бизнеса;
- изучать теорию психологии;
- руководить работой других людей.

А вот те, которые получаю отклик отрицательный:
- изучать научную теорию;
- работать в сфере благотворительности;
- пройти курс физики;
- работать в научно-исследовательской лаборатории;
- управлять тяжелой машиной или оборудованием ;
- читать о ведущих педагогах и психологах;
- ремонтировать забор;
- производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе;
- читать научные книги и журналы ;
- читать или писать поэзию;
- изучать техническую структуру жидкостей.
Вопросы взяты навскидку, но качество опросника (в данном случае Холланда) они, на мой взгляд, отражают.
Вот и возникают трудности в выборе профессии при отсутствии валидных методик…

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги