Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Реформы Александра II в сфере образования – либерализация и гласность

Реформы Александра II в сфере образования – либерализация и гласность

Отмена крепостного права, земская, судебная, городская реформы, преобразования в армии, реформы печати и образования – снежный ком новых порядков закрутил страну в 1860-70-х годах. Реорганизуется и реформируется государственная образовательная структура в этот период весьма существенно. Выбор образовательных учреждений тогда в России был весьма невелик: церковно-приходские школы и начальные училища для крестьян, уездные училища для представителей городских сословий. Следующей образовательной ступенью являлись гимназии, а затем и университеты. Сохранялось домашнее образование в богатых семьях. Для небогатых дворянских семей были открыты лицеи – промежуточное звено между гимназией и университетом, готовившие юношей для государственной службы. Фактически образование было разбито на два уровня: для масс и для избранных.

 
Самыми верными сподвижниками императора, в осуществлении преобразований и реформирования страны становятся: брат Александра II – великий князь Константин Николаевич и министерская команда: министр финансов – М.Х. Рейтерн, министр юстиции – Д.Н. Замятин, славянофил – В.С. Соловьев, братья Николай и Дмитрий Милютины и министр народного просвещения – А.В. Головин, заботами которого вдвое увеличиваются расходы казны, выделяемой для образования. По должности своей министр просвещения – фигура второстепенная, но по сути А.В. Головнин – главный идеолог продвижения Великих реформ. Основным принципом работы этого выдающегося деятеля была – гласность.


Образовательная реформа проводилась двумя основными законами. 14 июля 1864 – «Положение о начальных народных училищах» Этот документ определял новую систему начального и среднего образования, более открытую для представителей низших общественных слоев. А 19 ноября 1864 вышло «Положением о гимназиях и прогимназиях». Ориентированное на получение классического образования, но вместе с тем учитывающее интересы сторонников реалистического направления, оно положительно повлияло на результаты развития всей образовательной системы.

 
Проведенная реформа несколько примирила сторонников классического образования, т.е. изучения математики, древнегреческого и латыни, со сторонниками, так называемого реализма, отдающими предпочтение изучению иностранных языков и естествознанию. Классическое образование делало упор на гуманитарные предметы и развивало философское мышление, гимназисты поступали в Университеты. Реальные училища готовили специалистов для высших технических училищ, ориентировались на будущих инженеров.
 
Университетская реформа предоставила автономию высшим учебным заведениям: выборы ректора, приглашение преподавателей, студенческий суд, большая свобода в выборе тем для лекционных курсов у профессоров и адъюнктов.
 
Любопытно почитать архивные материалы – отчеты директоров гимназий и членов приемной комиссии университетов. Реформой была установлена прямая преемственность: выпускник гимназии, имеющий положительные оценки по всем предметам, при собственном желании продолжать учебу автоматом становился студентом первого курса Московского университета. Отличники и хорошисты часто оказывались неуспевающими первокурсниками из-за слабой подготовки, купленного свидетельства, неумения "работать головой" (например, не знали как написать реферат), поэтому оставались на второй, третий год. «Вечный студент» мог подрабатывать репетитором, редактором газеты, торговать вразнос галантереей и ли как-то иначе обеспечивать свое существование, но в науках не продвигался, вуз закончить не мог: уходил в политику или бросал учебу, женился, занимал мелкое писарское место.
 
Последние годы правления Александра II приходятся на развитие революционного движения. Вследствие этого император решает ввести в учебных заведениях полицейский контроль, предоставить духовенству преобладающих прав в заведовании школами, предусматривалось введение ограничительных мер при приемах в вузы по материальному признаку и др. Эти контрреформы буквально перечеркивают достижения в области просвещения, осуществленные с момента отмены крепостного права. Но, тем не менее, именно эпоха Великих реформ по праву считается стартовой страницей в развитии народного образования в России.

Комментарии

1 • 13 февраля 2013 15:50 • в
От: Liliya - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Раньше не понимала, какая ризница между лицеем и гимназией. Теперь стали понятны некоторые особенности. Довольно интересные факты о зачислении по оценкам. В Украине сейчас что-то похожее ввели, правда там оценку надо "заработать" не в школе, а на внешнем тестировании, но суть похожа - отличники прямо в вуз! Конечно казусы бывают, и по сей день есть "вечные студенты", которым школьная программа далась легко, вступительные экзамены - тоже не проблема, а вот пойти выше - никак.
Впрочем проведенные реформы это хорошо, но если село - то и интеллектуальные данные не всегда те, и среда воспитания, и принципы...
2 • 25 февраля 2013 17:01 • в
От: Tatiana - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
Преемственность обучения, я считаю, очень прогрессивно, жаль, что забыта. В Израиле такой метод распространен до сих пор. ВУЗы уже со школьной скамьи подбирают себе студентов. Раз или два в неделю школьников забирает автобус, и они едут на занятия в ВУЗ, пишут работы - лучшие бесплатно продолжают обучение!
3 • 7 марта 2013 11:13 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
То, что "Фактически образование было разбито на два уровня: для масс и для избранных", - это правильно, на мой взгляд. Зачем тратить деньги, время и мучить ребенка - если эти знания никогда ему не пригодятся.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги