Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Первый российский ВУЗ "создал" множество великих умов

Первый российский ВУЗ "создал" множество великих умов

Впервые задумка о создании системы полноценного университетского образования появилась еще у царя Алексея Михайловича, по приглашению которого из Белоруссии в 1664 году в Москву прибыл просветитель, богослов, поэт, педагог, переводчик Симеон Полоцкий. Именно ему принадлежит идея создания высшего учебного заведения в Москве с целью подготовки образованных людей, как для государственной, так и для церковной службы.

По прибытии в Москву Симеон был поселен на территории Заиконоспасского монастыря, где открыл для подьячих Приказа Тайных дел (аналог современного КГБ-ФСБ) латинскую школу. Среди его учеников был и наследник престола царевич Федор Алекссеевич, который скончался в возрасте 20 лет, и царевна Софья, взошедшая на престол как регентша  при малолетнем Петре I и недееспособном Иване V (1782-1789). Однако за период столь недолгого правления Софья Романова успела раскрыть свои великие политические способности, в частности именно с ее именем связывают создание Славяно-греко-латинской академии, 1687 года открытия. Учитывая глубокую религиозность русского общества в данный период времени, первый ВУЗ также носил исключительно христианскую направленность.

Первыми педагогами новоиспеченной Академии принято считать братьев Софрония и Ионакия Лихудов, прибывших из Греции. Обладая энциклопедическими знаниями, эти ученые приложили для достойной организации первого ВУЗа все усилия. Чистота православных убеждений, преданность своему делу и глубокое знание, а также неумное трудолюбие позволяет сравнить их с братьями Кириллом и Мефодием, которые также были греческими учителями, а впоследствии и вовсе были объявлены святыми.

Новосозданная Академия была учебным заведением всесословным, а состав учащихся более чем пестрым: «сыновья кабального человека, солдата, конюха, купца соседствовали с детьми высших аристократических фамилий, таких как Одоевские или Голицыны». Примерно половина учащихся была из бедных семей. Большинство дворян Академию не сильно жаловали из-за большого количества простонародья. Многим ученикам-простолюдинам, чтобы прокормиться, приходилось подрабатывать. Эта участь постигла и знаменитейшего выпускника первого в России ВУЗа Михаила Васильевича Ломоносова. Впоследствии он будет вспоминать: «Мне нельзя было тратить стипендии более чем на один ломоть хлеба и кружку кваса в день, остальное уходило на бумагу, чернила и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил». Вообще, следует отметить, что путь Ломоносова в науку был крайне тернист и сложен, но он проявил твердость характера и не отступил, в результате – стал человеком с мировым именем, с него стоит взять пример сегодняшнему подрастающему поколению.

Славяно-греко-латинская Академия в Москве по характеру предоставляемого образования соответствовала стандартам западноевропейских университетов, выпускавших кроме богословов также специалистов для государственной службы, медиков, переводчиков, преподавателей, в частности и для России.
Полный академический курс длился около 15 лет. Невероятный срок, современные ученики с трудом отучиваются 11 лет. Подготовительный класс, носивший название «школы словенского книжного писания», был начальным, там обучали русской грамоте. Далее ученики переводились в «школу греческого книжного писания», там им преподавали греческую и славянскую грамматику, а также латынь. Ученики, которые успешно завершили данный курс, могли приступить к высшему уровню обучения, где преподавание велось исключительно на греческом языке. Тут изучалась пиитика, риторика, диалектика, логика, физика и богословие.

Славяно-греко-латинская академия оказала неоценимое воздействие на всеобщую культурную и духовную жизнь России в тот период времени. Значительный вклад в российское духовное просвещение внесли даже самые первые ее выпускники, в частности Михаил Ломоносов - великий ученый-энциклопедист, Петр Постников - первый в России доктор медицины, Леонтий Магницкий - математик, автор знаменитого учебника,  Антиох Кантемир - поэт и дипломат, Карион Истомин - поэт, Василий Баженов - архитектор и многие другие.

Создание первого полноценного российского ВУЗа в конце XVII века свидетельствует, что реформы Петра I строились не на пустом месте, шаги к европеизации России делались и до царя-реформатора. О всеобщем, внесословном, светском образовании тогда даже не помышляли: зачем крестьянину, ремесленнику, простолюдину грамота? Пойдет ли она ему впрок? Способен ли он к обучению?  На рубеже эпох потребность в грамотных людях была невелика по сравнению с современностью: священники, купцы, чиновники, аристократы-придворные…  Многие дворяне не считали необходимым учить детей письму и счету, вспомните хотя бы  знаменитый петровский указ 1714 года: нельзя женится недорослю, пока грамоту не освоит.

Комментарии

1 • 3 февраля 2013 11:45 • в
От: Tirenus - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Со времён Средневековья начали заботиться об образовании, в основном брался пример с Запада, как и в наше время. Сколько вышло великих людей из данных заведений несмотря на различные сложности. Жаль что с Запада помимо необходимых вещей, брался и мусор, который не приживётся в России никогда
2 • 3 февраля 2013 17:03 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Прочел с огромным интересом. А как происходил отбор учеников и учителей в те времена? Что было критерием? Отчисляли ли учащихся, когда они не желали (не могли) учиться?
3 • 3 февраля 2013 18:40 • в
От: nickolaj - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 40, группа: Посетители)
Фото
Интересовался и неоднократно тем, какие предметы изучали раньше в старинных вузах и академиях. И всегда можно обнаружить, что логика - было одним из основных предметов. Сейчас логику нигде не изучают. Кроме, филологов и юристов. Та логика, которую изучают в физико-математических и технических вузах - это скорее математическая логика, она не содержит анализа правильности высказываний, не учит анализировать ошибки суждений, типа "передергивание", "подмена" и т.п. Мне кажется, что изучив историю образования, нужно понять, что нужно вернуть изучение логики и в школы и в вузы.
4 • 5 марта 2013 10:17 • в
От: adeodat - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Надо заметить, что большим плюсом ВУЗов былых времен, было то, что они готовили очень ограниченное количество специалистов только под государственные нужды.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги