Всех репетиторов можно разделить по критерию опыта работы на три группы. Читая нижеприведенное, помните, что это не абсолютное знание, чистых закономерностей в психологии человека не существует, и мы приводим лишь тенденции, выявленные в возрастных группах учителей. Границы стажа и психологических установок репетиторов достаточно условны, но сменяют они друг друга именно в приведенной ниже последовательности. Итак, хороший репетитор может быть в любой возрастной группе.
I группа: репетиторы, стаж работы которых не превышает 7 лет. У них еще не сформирован круг учеников, профессиональный авторитет нужно утверждать и бороться за место на рынке преподавательских услуг.
Эти специалисты характеризуются постоянным поиском. Они озадачены вопросом: «ЧЕМУ учить?» Они убеждены, что от качества преподаваемого материала зависит эффективность восприятия его (материала) учеником. Свою самореализацию они видят через постоянное пополнение знаний. Вторым аспектом самореализации является постоянное убеждение себя и окружающих в том, что они хорошие специалисты.
При встрече «молодой» репетитор сообщает о том, что интересуется последними педагогическими тенденциями, много читает, получил хорошее образование, повышает квалификацию, участвовал в конкурсах и т.п.
II группа: репетиторы, чей стаж работы учителем составляет 9-15 лет. Они уже не тратят когнитивных усилий, ища ответа на вопрос «Что преподавать?». Они знают все тонкости своего предмета, требования школьной программы, подводные камни ЕГЭ. Они больше нацелены не на содержание преподаваемого материала (в нем они уверены), а на поиск оптимального метода передачи знаний для учеников определенной возрастной группы.
Главный вопрос: «Каким способом передать знания, обучить умениям, развить навыки?» приводит к разноплановости подходов: тесты, карточки, схемы, презентации, разноуровневые задания, преемственности, задания на стыке предметов и тому подобное позволяет выявить слабые места в знаниях ученика и прикладывать усилия именно в эти точки. Он легко собьет спесь с зазнавшегося (зарвавшегося) ребенка и, «зная, как надо преподавать», будет повторять, проверять, разъяснять до необходимого уровня усвоения. На рынке у них есть должная известность, обеспечивающая необходимый поток учеников.
При первой встрече или по телефону сообщит о достижениях тех, кого он учил, об индивидуальном подходе к каждому ученику, о готовности и умении учитывать его особенности и т.д.
III группа: педагогический стаж учителя более 15 лет. Эти педагоги интересуются личностью ученика, вопрос: «Кого я учу?» преобладает над вопросом: «Как быстро усваивается материал». Он ориентирован на ребенка, его интересы, способности, физиологические особенности, не форсирует темпа учебы. Обучение строит на постепенном повышении уровня сложности заданий. Репетиторы этой группы уже заняли свою нишу на рынке и не озадачены отстаиванием ее.
При первой встрече будет интересоваться ребенком, его интересами, склонностями, характером, а уже потом проблемами в учебе.
Учитывать психологические особенности преподавателя трудно, требует от родителей наблюдательности, желания быть активной стороной в учебном процессе, а не плыть по течению, успокоенно отдав судьбу знаний ребенка в руки репетитора. Еще одним узким местом" с точки зрения организации дополнительных уроков является выбор места для занятий. Принцип "удобно" или "мало затратно" не всегда оправдан.
Педагогический стаж учителя 5-7 лет
I группа: репетиторы, стаж работы которых не превышает 7 лет. У них еще не сформирован круг учеников, профессиональный авторитет нужно утверждать и бороться за место на рынке преподавательских услуг.
Эти специалисты характеризуются постоянным поиском. Они озадачены вопросом: «ЧЕМУ учить?» Они убеждены, что от качества преподаваемого материала зависит эффективность восприятия его (материала) учеником. Свою самореализацию они видят через постоянное пополнение знаний. Вторым аспектом самореализации является постоянное убеждение себя и окружающих в том, что они хорошие специалисты.
При встрече «молодой» репетитор сообщает о том, что интересуется последними педагогическими тенденциями, много читает, получил хорошее образование, повышает квалификацию, участвовал в конкурсах и т.п.
Педагогический стаж учителя 9-15 лет
II группа: репетиторы, чей стаж работы учителем составляет 9-15 лет. Они уже не тратят когнитивных усилий, ища ответа на вопрос «Что преподавать?». Они знают все тонкости своего предмета, требования школьной программы, подводные камни ЕГЭ. Они больше нацелены не на содержание преподаваемого материала (в нем они уверены), а на поиск оптимального метода передачи знаний для учеников определенной возрастной группы.
Главный вопрос: «Каким способом передать знания, обучить умениям, развить навыки?» приводит к разноплановости подходов: тесты, карточки, схемы, презентации, разноуровневые задания, преемственности, задания на стыке предметов и тому подобное позволяет выявить слабые места в знаниях ученика и прикладывать усилия именно в эти точки. Он легко собьет спесь с зазнавшегося (зарвавшегося) ребенка и, «зная, как надо преподавать», будет повторять, проверять, разъяснять до необходимого уровня усвоения. На рынке у них есть должная известность, обеспечивающая необходимый поток учеников.
При первой встрече или по телефону сообщит о достижениях тех, кого он учил, об индивидуальном подходе к каждому ученику, о готовности и умении учитывать его особенности и т.д.
Педагогический стаж учителя свыше 15 лет
III группа: педагогический стаж учителя более 15 лет. Эти педагоги интересуются личностью ученика, вопрос: «Кого я учу?» преобладает над вопросом: «Как быстро усваивается материал». Он ориентирован на ребенка, его интересы, способности, физиологические особенности, не форсирует темпа учебы. Обучение строит на постепенном повышении уровня сложности заданий. Репетиторы этой группы уже заняли свою нишу на рынке и не озадачены отстаиванием ее.
При первой встрече будет интересоваться ребенком, его интересами, склонностями, характером, а уже потом проблемами в учебе.
Учитывать психологические особенности преподавателя трудно, требует от родителей наблюдательности, желания быть активной стороной в учебном процессе, а не плыть по течению, успокоенно отдав судьбу знаний ребенка в руки репетитора. Еще одним узким местом" с точки зрения организации дополнительных уроков является выбор места для занятий. Принцип "удобно" или "мало затратно" не всегда оправдан.