Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Обучение и воспитание в Киевской Руси

Обучение и воспитание в Киевской Руси

Летописный рассказ приводит яркое свидетельство отчаянных попыток простых людей не отдавать детей на «книжное учение»: дружинники князя Владимира ходили по дворам в Киеве и собирали подростков, родители их прятали и выли вслед уводимому – семья лишалась работника. В ходе обучения менялось и мировоззрение юноши - было по кому плакать родственникам. Средствами воспитания служило выполнение детьми с малолетнего возраста религиозных христианских обрядов, соблюдение постов, заучивание молитв. Кроме того, использовался поистине варварский метод физических наказаний, которые согласно рекомендациям православной религии должны были искоренять «злое начало» в детях.  
 
 
Позже в Киевской Руси открылись государственные школы, готовящие образованных людей их среды бояр, дружинников, «княжих мужей». Церковь и князья также создавали школы для обучения священников. Учебниками служили: часослов, азбука и псалтырь. 
 
Школы в это время устраивались при монастырях, где учителями служили представители низшего духовенства (дьячки и дьяконы). Существовали также школы высшего типа, которые готовили лиц для церковной и государственной деятельности, в частности школа при Киево-Печерском монастыре. Обучение проходило на родном языке, изучалось богословие, риторика, философия и грамматика. «Книжными мужами» стали Ярослав Мудрый, его сыновья, а внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах создал всем известный литературно-педагогический памятник начала XII в. "Поучение детям”, где простым языком описал свою жизнь, военные успехи и книжные способности. Личным примером Владимир Мономах утверждал для детей уважение к книге и образованию. С XI-XIIвв. Повсеместно в городах высоко ценилась образованность, теперь «именье книг паче злата».
 
 
Образование было доступно и для некоторых женщин из княжеских семей. Примечательно, что Янка (сестра Владимира Мономаха), которая основала в Киеве женский монастырь, при нем создала и школу, в которой обучались девочки.
 
 
Судить о том, что преподавалось в этот период можно лишь по тетрадям новгородских учеников, найденных археологами и датирующихся 1263-м годом. Исходя из этих данных, можно сказать, детям в XIII веке, кроме вышеперечисленного, преподавали коммерческую корреспонденцию и цифирь. А найденные археологами новгородские берестяные грамоты доказывают существование грамотности и среди простых горожан, так, например, ремесленники на своих изделиях оставляли надписи. Хотя в сельской местности, особенно в глухих дальних местах, практически все население было безграмотным.
 
 
В XII в. возникло новое ремесло – «книжных описателей». Создавались библиотеки при монастырях, из сохранившихся книг древнейшими являются «Остромирово Евангелие» (1056-1057) и «Изборники» 1073 и 1076 гг. Святослава Ярославовича, где размещены статьи по философии, грамматике и иным дисциплинам.
Кроме того, существенную роль в создании морального облика народа играло богатое устное творчество: песни, былины, сказки. Передаваемые из поколения в поколение устно, они выполняли функцию ознакомления детей с различными жизненными явлениями, прививали им знания и представления об общественных и семейных отношениях, любовь к труду, к родине, заботливое отношение к природе и людям, ненависть к угнетателям. Необходимо напомнить, что все богатыри, герои русских былин, изображались людьми грамотными. В качестве примера можно привести былину о Василии Буслаеве, где повествуется о том, что его мать "дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло”.
 
 
 
Главные достижения в образовании времен Киевской Руси:
- после введения христианства приказом Владимира «на книжное учение» отдавались дети «лучших людей»;
- обучение велось на родном языке;
- среди дисциплин, которые преподавались, были следующие: чтение, письмо, основы христианского вероучения, счет и некоторые другие;
- открывались школы высшего типа, которые готовили к церковной и государственной деятельности, где дополнительно изучали философию, риторику, грамматику;
- постепенно открывался доступ к образованию для женской части населения.

В период монголо-татарского ига образование и экономическая и политическая ситуация были неблагоприятны: в княжетсвах не хватало средств для содержания государственных школ, монастырские доходы были невелики, люди больше думали о выживании, чем о грамоте и счете... при монастырях и княжеских дворах были точечные и индивидуальные занятия для подготовки конкретно - священника, дьяка-писца, переводчика. Политическая и военная элита была большей частью неграмотной.

Возрождение сферы образования произошло с ликвидацией ига (1480г.) и образованием единого российского государства. О прогрессивном развитии образования на следующем этапе истории нашей страны читайте в статье Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство).

Комментарии

1 • 25 января 2013 12:21 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Это сейчас мы себя привыкли считать отсталой от Запада страной. А когда-то Анна, дочь Ярослава Мудрого, писала письмо отцу из Франции - куда там современным басням о варварской России! Почитайте, авось самоуважение себе поднимите!

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги