Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство)

Культурное наследие прошлого: сохранить и передать потомкам (Московское царство)

Центром просвещения в монгольский период становятся земли Пскова и Новгорода – наименее пострадавшие от иноземного вторжения. Именно здесь в XIV-XV вв. еретиками-стригольниками предпринимаются попытки возрождения школ книжного учения. Но официальная церковь и Москва не могли позволить проявления свободомыслия западного типа и школы прекращают свое существование. В этот временной промежуток, помимо официальных церковных школ грамотность в народе распространяют так называемые «мастера грамоты». Как правило, это служители церкви низшей иерархии – дьяки или «мирские люди» сделавшие обучение грамоте своей профессией. Работали они, как правило, по договоренности с родственниками детей либо у себя на дому, либо в семье у обучающегося. Иногда у учителя обучалось несколько учеников и, таким образом, получалась маленькая домашняя школа. Обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к языку ученика, чем латынь. В школах Западной Европы, например, все науки преподавались на латыни. Такое обучение строилось на индивидуальном принципе: у каждого ученика было свое задание (выучить молитву, решить задачу, переписать страницу текста и т.д.). Розги были привычным попутчиком учения книжного, прилежание к учебе рождалось постепенно.

 ДомостройДомостройНаставничеству на Руси всегда придавалось большое значение, а основным педагогическим принципом служил «перенос» образа жизни в систему воспитания. Нормы правильного поведения в средневековой Руси до нас донес «Домострой», автором которого был Сильвестр, личный духовник Ивана Грозного. «Домострой» - сборник практических наставлений по организации и ведению семейного быта. Кроме всего прочего, большое внимание «Домострой» отводит воспитанию детей. Это практическое руководство обособляло семью от основного мира и основывалось на идее повиновения старшего – младшему, человека – государству. Большое значение придавалось воспитанию патриотизма, мужества, трудолюбия, настойчивости и бережливости. К традиционным христианским запретам, таким как: «не прелюбодействуй», «не укради» прибавлялись новые, например «не насмехайся». Особая роль в системе семейного воспитания отводилась женщине. Она должна была быть учтивой, добродетельной и образованной, ей – хранительнице домашнего очага, надлежало заботиться о детях и воспитывать их в благонравии, быть первой наставницей в правильных поступках. В «Домострое» были собраны правила поведения человека в семье и обществе, просуществовавшие на протяжении нескольких веков. Их отголоски докатились и до наших дней.

С появлением приказов – органов центрального управления, налаживания внешнеполитических контактов – потребовалось профессиональное обучение дьяков и подьячих-писарей, толмачей-переводчиков. Обычно при каждом приказе была малая школа, где несколько юношей на платной основе готовились по конкретному направлению данного приказа (Разбойный, Поместный, Ямской, Стрелецкий, Разрядный, Челобитный и др.)

Объединение вокруг Москвы русских княжеств, способствовало становлению московской государственности. В XV-XVI вв. стремительно развиваются ремесла, возрастает значение прикладных наук. Требуются люди, обладающие познаниями в строительстве, военном деле, книгопечатании, солеварении, медицине и многих других отраслях.

Для бурно развивающегося государства церковных школ становится уже недостаточно. Но церковная монополия в образовательном процессе продлится еще сотню лет. По приглашению московских князей из-за границы приезжают мастера самых разных профессий: архитекторы, писатели-переводчики, литейщики-пушкари, ювелиры и стелодувы... Многие из них, обласканные сначала, окончили свою жизнь в тюрьме за свою "басурманскую" религию. Такова была реальность: образование на просторах России не имело проторенных дорог и "зеленого света".
О развитии образования в условиях России XVII века рассказано в статьях Царское ли это дело - книги читать? и Первый российский вуз "создал" множество великих умов.

Комментарии

1 • 26 января 2013 20:37 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
И все же я бы не рекомендовал переоценивать роли образования в то время: к сожалению, на это банально не было времени, и дети прежде всего изучали профессию своих родителей, чтобы поскорее хоть как-то им помогать.
2 • 27 января 2013 19:32 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
А мне кажется, что дети богатых людей учились будучи "гарантами дружбы", а не по необходимости...
А церковное образование - вообще из ряда фантастики (легенд)...
3 • 1 апреля 2013 14:01 • в
От: Elena4ka - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
В наше время «Домострой» ценен, прежде всего, как памятник литературы XVI века. Хотя многие его нравственно - этические правила смогли бы и сегодня сделать жизнь современного общества более достойной. Например, возродить ценность семьи, которая, увы, катастрофически подает.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги