Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Образование за рубежом » Кластеризация образования в Украине

Кластеризация образования в Украине

Формирование рыночной экономики прорывного типа подразумевает создание соответствующих образовательных систем, способных осуществлять подготовку точных специалистов, генерировать знания, направлять их в практическую деятельность. В этой связи совершенствование системы образования становится приоритетным направлением государственной политики. Необходимость модернизации образования, а также формирования адекватной системы управления данной сферой усиливается с каждым днем. Это объясняется динамической неустойчивостью рыночной среды, конкуренцией идей, людей, стран, идет постоянное развитие общества, поиск новых путей и средств.
  

Сущность, цели, задачи кластеризации образования

 
 Кластеризация образования представляет собой формирование образовательно-производственных систем в регионах. 
 
 Основные цели и задачи кластеризации образования: ПТУ УкраинаПТУ Украина
– модернизация образовательных систем регионов;
– усовершенствование управления образовательными системами;
– расширение источников финансирования образования;
– интеграция производственных процессов в систему образования;
– профессионализация кадров;
– формирование рынка конкурентоспособной рабочей силы в регионах;
– обеспечение занятости выпускников ПТУ.
  

Опыт Украины в сфере кластеризации образования

 
 Практический опыт Украины в сфере кластеризации образования ведет свой отсчет с 2010 г. Сегодня тема кластеризации образования перешла в стадию активного развития. В Украине кластерный подход реализуется на государственном уровне и заключается в создании учебно-производственных систем, деятельность которых направлена на интеграцию производственных практик в систему среднего и профессионально-технического образования.  
 
Первым шагом на пути формирования в Украине кластерной экономики современного европейского образца послужило создание 6 еврорегионов, образовавшихся на границе с Европейским Союзом. Следующим шагом стало активное изучение опыта европейских стран сфере подготовки кадров, которые смогут осуществлять эффективное управление кластерами в Украине, и, в первую, очередь стать их трудовым и интеллектуальным ресурсом.
 
Опыт ЕС показал, что кластеризация экономики тесно связана с кластеризацией системы образования, ведь путь к повышению конкурентоспособности государства неизменно лежит через подготовку высокопрофессиональных кадров (в первую очередь, производственных и научных). Наука и производство – вероятно, эти сферы и определяют экономический прогресс. Поэтому современный этап кластеризации секторов экономики в Украине связан с поиском эффективных форм кооперации образования с производством. 

 

Результаты моделирования кластеризации образования в Украине

 
Украинская модель кластеризации образования базируется на восстановлении утраченного опыта СССР, дополненного современными подходами к управлению образовательными системами. Для построения собственно украинской кластерной модели используются элементы систем среднего и профессионального образования зарубежных стран, которые учитывают аспекты школьного воспитания. В частности, популярным направлением научных исследований и практических внедрений в этой сфере является адаптация школьных реформ, предполагающих сближение среднего и профессионального образования.
 
Подобно большинству европейских стран, украинская педагогика определяет производительный труд учащихся (в частности, уроки труда), важнейшим фактором обновления образования. Ведь именно на уроках труда у детей формируются и закрепляются соответствующие практические навыки. Эффект наглядности выполнения поставленной учителем производственной задачи – будь то изготовление детали, формирование простейшего механизма или создание готового изделия – сопровождает весь процесс обучения ребенка. В качестве примера можно привести следующий подход: на местном уровне формируется округ образования, состоящий из местных органов власти, нескольких предприятий отрасли среднеобразовательных учебных заведений и ПТУ.
 
Предприятия, ощущая потребность в кадрах, формируют заказ на подготовку специалистов. Такой заказ предполагает получение учебным заведением оплаты на условиях соответствующего договора. Согласно украинскому законодательству, среднее и профессионально-техническое образование предоставляется на бесплатной основе. Финансовые ресурсы, получаемые ПТУ или школой в рамках заказа, направляются на формирование курсов специальных дисциплин (предметов), обеспечение занятий по данным дисциплинам необходимым оборудованием, материалами, оплату труда преподавателей данных дисциплин. В этом контексте особую значимость имеют уроки труда: корректировка учебной программы согласно потребностям предприятий-участников кластера и предоставление теоретических знаний способствуют формированию целостного представления о производственном процессе у учеников. Ведь после окончания школы, входящей в кластер, профобразованиеее выпускники получают знания и практические навыки, отсутствующие у выпускников других среднеобразовательных школ. Это конкурентное преимущество также повышает шансы их поступления в технические вузы.
 
Более узкоспециализированной, безусловно, является подготовка в профессионально-технических училищах, вступивших в кластер. Специальные курсы, разработанные совместно с предприятиями-участниками образовательного кластера, позволяют студентам получить точные знания и приобрести направленные профессиональные навыки. Таким образом, ПТУ готовят учащихся к трудовой деятельности непосредственно после обучения.  
 
 
Роль органов местной власти в кластерной модели определяется их непосредственным участием в профилизации школ, что позволит в будущем обеспечить занятость молодежи.
Исходя из этого, характерной особенностью кластеризации образования по-украински является децентрализация управленческих полномочий. Кластеризация помогает децентрализовать систему управления образованием, сориентировать ее на конкретные проблемы и задачи, которые ставит рынок.
 
 
Согласно обрисованной модели, государство постепенно утрачивает рычаги управления в сфере образования. Если же государство хочет повлиять на образование, то разрабатывает государственную программу, которую и финансирует. Учебные заведения, принимающие в ней участие, получают средства. Главным является то, что государство платит за свое вмешательство.
 
 Положительными моментами внедрения модели кластеризации в систему образования являются следующие:
– гибкость системы управления образованием;
– быстрое реагирование на потребности системы образования в конкретном регионе;
– привлечение средств (фандрайзинг) в систему образования, что позволяет получать из различных источников (от разных доноров) дополнительное финансирование, которое направляется на улучшение качества образования.
 
 
Кластеризация образования в Украине направлена на формирование производство-ориентированных образовательных систем. Хотя опыт Украины в данной сфере невелик, ожидается, что создание кластеров образования станет первым шагом на пути становления инновационной экономики, построенной на знаниях, в первую очередь, знаниях особенностей производственных процессов.  
 
 
 

Комментарии

1 • 27 января 2013 11:31 • в
От: Ligovskih - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Кластеризация в системе образования очень полезна для Украины. И уже видно результаты. В институтах людей с училищ и колледжей намного больше ценят, чем людей со школы. Потому что у них уже есть практика, и это ценно. Но было бы хорошо, если бы такое начали практиковать и в институтах. Сейчас появилась такая проблема, что у людей со средне-специальным образованием есть работа всегда, а вот у людей с высшим работы почти и нет по специальности.
2 • 31 января 2013 10:48 • в
От: Cергей - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Задумка неплохая, ведь не секрет, что качество образования в ПТУ, да и в колледжах, у нас хромает. Но для реализации этой идеи в каждом регионе должно быть налажено производство, ведь большинство заводов не работают.
3 • 1 февраля 2013 10:58 • в
От: natalochca - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Нам еще до Европы очень далеко, а так бы хотелось, что бы классификация и все связанные с ней процессы сделали образование конкурентоспособным с другими Европейскими странами. У нас каждая специальность, что в институте, что в училище идет как общее направление, а нужна очень узкая специализация как в развитых странах.
4 • 20 февраля 2013 00:17 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Ligovskih
В институтах людей с училищ и колледжей намного больше ценят, чем людей со школы. Потому что у них уже есть практика, и это ценно.

Может их ценят из-за их возраста? Они старше на один год (как минимум). Социально более зрелые. Более опытны.
А школьник вырвавшись из под крыла школы себе цены не сложат. Вот к ним и относятся как не созревшим, великовозрастным деткам.
5 • 26 февраля 2013 12:32 • в
От: Marina - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
На сегодняшний день в ПТУ в Украине идут дети только тех родителей, которые не могут дать детям высшего образования. Хотя процент переизбытка кадров с высшим образованием растет из года в год, а количество «трудовых» специалистов уменьшается, родители не желают отправлять детей в ПТУ. Старая база, недофинансирование училищ, нехватка преподавателей не способствуют росту престижа ПТУ.
Но если выбирать специальность по зарплате - то зарплата токаря высшего разряда на заводе в несколько раз выше, чем зарплата государственного служащего с высшим образованием в каком-то районном центре Украины.
6 • 26 марта 2013 00:57 • в
От: Anutka - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
В современных школах почти изжила себя учебно-производственная практика. Мы, например, шили наволочки, что позволило мне определиться, что швея - не моя профессия... Для продвижения кластеризации необходимо, чтобы ученики старших классов на практике посещали разные предприятия, работали там около недели. Это сформирует понятие о будущей профессии.
7 • 29 марта 2013 23:44 • в
От: Olga_Sh - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
К сожалению, не могу разделить такого позитивного отношения ко кластеризации среднего образования (что касается ПТУ - да, думаю, это имеет смысл). Производственная практика - дело хорошее; но ведь время (и аудиторное, и на домашнюю подготовку школьника) на нее берется не из воздуха. Значит, его придется "отнять" у фундаментальных дисциплин. В результате мы получим школы, в которых будут квалифицировано готовить будущих студентов училищ, но никак не студентов университетов. А ведь автор даже отдельно указывает на необходимость развития науки, а не только "производственного сектора".
И кстати, что касается ценности выпускников училищ в ВУЗах. Первый раз такое слышу, хотя в университете преподаю не первый год. И знаете, к чем беда? Учить всегда - проще, чем переучивать. Часть выпускники училищ не справляются с адаптацией к образовательной среде нового типа; из этого вытекает целый ряд проблем.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги