Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Образование как сфера государственной политики в период петровских реформ

Образование как сфера государственной политики в период петровских реформ

Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Он в своих циркулярах требовал, что подданные обучали детей письму и чтению. В этих целях рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. Особые требования предъявлялись к детям дворян, которых обязывали изучать иностранные языки и иные науки. Особый интерес вызывает у современной молодежи знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» родом из петровской эпохи.
 
 
Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада.
 
 
Петр IПетр IВ России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и иные школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ. 
 
 
Выпускники Медицинской, Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной школ получали общее и профессиональное образование, после чего занимали ведущие должности и становились активными проводниками внедряемых реформ.
 
 
Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности.
 
 
Академия наук в Санкт-Петербурге была любимым Леонард ЭйлерЛеонард Эйлердетищем императора в последний период его жизни. Ее работа началась в 1725 году, уже после смерти императора, разработавшего Устав и основные положения для Академии, выписавшего из германских земель мировую звезду по математике профессора Леонарда Эйлера. В отличие от европейских, АН в Петербурге совмещала функции научного и учебного центра, при Академии была создана гимназия. В основном профессора приглашались из Германии, кроме Эйлера другой знаменитостью европейского уровня был Даниил Бернулли, профессор механики, математики, его труд «Гидродинамика» содержал фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.  
 
 
Сначала студентов было очень мало, по большей части тут учились дети дворян или иностранцев, проживающих в России. Но после введения стипендии и особых мест для студентов, обучающихся за счет государства, появились среди них разночинцы и крестьяне. В гимназии обучались дети мастеровых, крестьян и солдат, но, как правило, они ограничивались лишь младшими классами.
 
 
Основные реформы Петра I в области образования и науки:
- Открылось множество школ – гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, Артиллерийская, Инженерная, Навигацкая и др.
- Была образована система профессионального образования.
- Стали направлять на учебу за границу молодых дворян.
- Изменилось содержание образования: теперь на первом месте оказались вместо церковных светские науки.
- Создание светских учебников, издание первой печатной газеты «Ведомости» (с 1701г.),
- Первая библиотека (библиотека академии Наук, носила титул библиотеки Его Величества) основана в 1714 году.
- В 1725 году создана Академия наук.
- Происходит активное развитие отечественной науки: внедряются русские изобретения, положено начало организации географических, геологических и других экспедиций;
- с 1 января 1700 года в России введено новое летоисчисление.
- В 1714 году в Петербурге основан первый музей – Кунсткамера (это была одна комната «Государев кабинет» в летнем дворце).
 
 
 
Важным итогом этого «снежного кома» образовательных реформ, проводившихся хаотично, от случая к случаю, и не создавшего стройной системы российского образования, все же был сдвиг в сторону обмирщения сознания людей, в дворянское сословие влилась «свежая кровь» из низов общества – росла социальная мобильность по государственной службе. Страна нуждалась в грамотных, образованных, честолюбивых и активных людях, она их получила. Моральная сторона процесса обучения, воспитание гармонично развитой, просвещенной личности Петра Первого и его соратников интересовала мало, задача воспитания честного человека на государственной службе поставлена не была и, соответственно, не решена.

Комментарии

1 • 19 января 2013 20:35 • в
От: vshis - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Задача воспитания честного чиновника не решена до сих пор. И совсем не потому, что Петр Первый не ставил перед собой этой задачи.
2 • 19 января 2013 20:40 • в
От: Нина - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Выскажу свое "но". Образование царь Петр "строил", как и все, наскоком, не особо задумываясь. Как бороды стриг, как скромных российских девушек заставлял оголять плечи и грудь, так и "образовывал" силой: отправлял учиться людей, а нравится это им или нет, его не интересовало. По-моему, наша система образования до сих пор расхлебывает то, что Петром I было "заварено".

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги