Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Проблемы образования » Проблемы внедрения Болонской системы в России

Проблемы внедрения Болонской системы в России

Необходимость совершенствования образования в Европе привела к подписанию в 1999 году Болонской декларации. Внедрение ее принципов должно привести к повышению качества высшего образования при сохранении независимого статуса учебных заведений. Положения декларации применяются добровольно, она призвана обеспечить доступность качественного образования, ориентировать подготовку выпускника к трудоустройству.
 
 
Целью ее принятия является создание единого европейского образовательного пространства. При этом в высшем образовании должны произойти следующие изменения:
• Внедрение единого типа приложений к диплому, которое будет признано во всех странах-участниках процесса и откроет перед выпускником общеевропейский рынок труда.
• Выделение двух уровней образования. Это означает, что для работы по специальности достаточно получить степень бакалавра, а для углубленного фундаментального изучения узкой научной тематики необходимо освоить программу магистратуры.
• Закрепление права выбора дисциплин, то есть студент получает возможность влиять на учебный процесс, он уже не пассивная, а активная сторона. Эти стимулирует преподавателей совершенствовать преподаваемые курсы, делать их интересными и современными.
• Введение зачетных единиц, которые ориентированы на индивидуализацию учебного процесса, причем преподаватель оценивает лишь текущую успеваемость студента, а итоговая оценка ставится по результатам централизованного тестирования.
• Увеличение мобильности студентов, которые не обязаны все дисциплины слушать в одном заведении, а могут, не испытывая сложностей менять образовательное учреждение.
• Контроль качества обучения и вовлечение работодателей во внешнюю оценку работы вуза.
• Формирование единообразия в учебных планах, развитие взаимного сотрудничества, разработка совместных программ обучения и научных исследований.
 
 
Российская Федерация приняла декларацию в 2003 году и сейчас мы на этапе становления этой системы. С 2011 года произошел переход практически всех высших заведений на две ступени обучения: бакалавр и магистр. Но во многих вузах эти перемены произошли значительно раньше – уже в конце 1990-х. 
В профессорско-преподавательской среде до сих пор идут активные дискуссии о пользе таких нововведений в России. Сторонники системы видят положительные стороны в повышении мобильности образования, а также в признании Российских дипломов в Европе.
 
 
Противники говорят об узкой специализации образования, уменьшении времени обучения. Кроме того, высказывается мнение, что студенты не захотят выбирать сложные серьезные дисциплины, что скажется на подготовке специалиста. Но здесь важно учитывать мотивацию учащегося - если его цель – просто получить документ об образовании, то конечно, он будет искать легкие пути. Но и сейчас в вузах наблюдается некоторое число студентов, которые не стремятся к знаниям, а регулярно растягивают сдачу сессии на весь следующий семестр. Если же учащийся осознает, что образование ему необходимо для получения профессиональных навыков и компетенций, он будет выбирать актуальные курсы, востребованные на рынке труда. И здесь вариативность образования позволит ориентироваться на наиболее востребованные, актуальные дисциплины.
 
 
По новым стандартам, сроки обучение бакалавра должны составлять не менее трех лет. В российских вузах учебные программы бакалавриата рассчитаны в среднем на четыре года.
После этого выпускник получает диплом о высшем образовании и выходит на рынок труда. Но здесь выясняется, что за столь короткие сроки можно освоить необходимый минимум компетенций, но вряд ли возможно овладеть всеми требуемыми работодателем навыками. Особенно это касается инженерных специальностей, где необходимо освоить огромное количество специальных технических знаний.
 
 
Для решения проблемы можно обратиться к опыту Европы, где между школой и университетом существует еще одна образовательная ступень - колледж. Введение аналогичного изменения в отечественной образовательной системе могло бы способствовать реальному прогрессу в качестве подготовки бакалавра. Выпускник школы мог бы получить базовые теоретические знания в средне-специальном заведении, а профессиональные компетенции – в высшем.
 
 
Сейчас многие работодатели еще рассматривают диплом бакалавра как неполное высшее образование. Это традиционный и устаревший подход. В условиях реализации Болонской системы образовательного процесса диплом магистра необходим только тем студентам, которые планируют дальнейшую научно-академическую деятельность, то есть стремятся получить ученую степень. 
 
 
При этом студент не обязан продолжать обучение в том же вузе, где он провел предыдущие четыре года. Этого времени было достаточно для определения области научных интересов и выбора заведения в другом городе или даже за рубежом. Уже сейчас есть люди, которые окончив бакалавриат в России, уехали на учебу в Европе и получили там степень магистра, а затем и доктора наук.
 
 
 Таким образом, в перспективе реформа должна положительно отразиться на российском высшем образовании. Но для этого необходимо не просто формально подойти к изменениям в системе, а глубоко их проработать, коренным образом изменив существующие модели и методы обучения.

Теги: вуз

Комментарии

1 • 18 января 2013 10:25 • в
От: raduljak - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Всем добрый день!
Сейчас везде в мире стараются подогнать всех под один стандарт, так сказать под одну гребёнку. И в связи, с чем нас постоянно ожидают какие-то перемены. А зачем они нам, если и так всё работало прекрасно. Вспомните СССР. Раньше все ровнялись на него, а теперь мы должны гоняться за Европой.
Я считаю что главное не по какой системе будут учить наших детей, а как и кто их будет обучать. Тот, кому нужно и так попадёт в Европу или Америку, а остальные ведь останутся у Нас в России.
2 • 24 января 2013 10:45 • в
От: Vlad128 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Инженером, думаю и другим специалистом, не возможно стать, окончив институт или университет. Высшая школа развивает общую эрудицию и даёт навыки, как и где нужную информацию получить. Всё равно требуется опыт работы в конкретном учреждении, чтобы разбираться в тонкостях профессии.
Если у студента цель только в получении диплома, то никакие преобразования не помогут. Введение свободного выбора предметов только снизит кругозор человека с высшим образованием. Бывает стыдно, за молодого специалиста, не умеющего грамотно и внятно изложить свою мысль.
3 • 25 января 2013 11:29 • в
От: cukorok - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 6, группа: Посетители)
Фото
Образование, которое давали ВУЗы в СССР было более достойное, чем в наше время. Дипломированные специалисты выходили более квалифицированные и грамотные. На это несомненно влияет и новая система образования.
4 • 13 февраля 2013 10:16 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Чем больше читаю о Болонском процессе, тем больше недоумеваю.
Крупнейшие Вузы Европы с завидным постоянством выступают против подобной интеграции, аргументируя это чем угодно. Начиная от национальных особенностей образовательного процесса и заканчивая экономической целесообразностью... А мы стремимся туда войти разрушив систему, которая позволяла нашим специалистам быть востребованными по всему миру (имею в виду инженерные специальности).
Вывод: вхождение стран СНГ в Болонскую зону, есть ни что иное, как обеспечение легализированного оттока одаренных специалистов в другие страны, т.е. - саботаж направленный против национальных интересов :(
5 • 6 марта 2013 22:56 • в
От: kyconckiy - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Нужно отдать должное тому факту, что среди противников насаждения Болонского процесса в российском образовании очень много не только учителей, но и научных работников с серьёзными регалиями - профессора, доценты и т. д. Протестуют против Болонского процесса, прежде всего, те люди, которые непосредственно участвуют в процессе образования наших детей в школах и вузах. А потому никак нельзя не прислушиваться к их квалифицированному мнению.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги