Необходимость совершенствования образования в Европе привела к подписанию в 1999 году Болонской декларации. Внедрение ее принципов должно привести к повышению качества высшего образования при сохранении независимого статуса учебных заведений. Положения декларации применяются добровольно, она призвана обеспечить доступность качественного образования, ориентировать подготовку выпускника к трудоустройству.
Целью ее принятия является создание единого европейского образовательного пространства. При этом в высшем образовании должны произойти следующие изменения:
• Внедрение единого типа приложений к диплому, которое будет признано во всех странах-участниках процесса и откроет перед выпускником общеевропейский рынок труда.
• Выделение двух уровней образования. Это означает, что для работы по специальности достаточно получить степень бакалавра, а для углубленного фундаментального изучения узкой научной тематики необходимо освоить программу магистратуры.
• Закрепление права выбора дисциплин, то есть студент получает возможность влиять на учебный процесс, он уже не пассивная, а активная сторона. Эти стимулирует преподавателей совершенствовать преподаваемые курсы, делать их интересными и современными.
• Введение зачетных единиц, которые ориентированы на индивидуализацию учебного процесса, причем преподаватель оценивает лишь текущую успеваемость студента, а итоговая оценка ставится по результатам централизованного тестирования.
• Увеличение мобильности студентов, которые не обязаны все дисциплины слушать в одном заведении, а могут, не испытывая сложностей менять образовательное учреждение.
• Контроль качества обучения и вовлечение работодателей во внешнюю оценку работы вуза.
• Формирование единообразия в учебных планах, развитие взаимного сотрудничества, разработка совместных программ обучения и научных исследований.
Российская Федерация приняла декларацию в 2003 году и сейчас мы на этапе становления этой системы. С 2011 года произошел переход практически всех высших заведений на две ступени обучения: бакалавр и магистр. Но во многих вузах эти перемены произошли значительно раньше – уже в конце 1990-х.
В профессорско-преподавательской среде до сих пор идут активные дискуссии о пользе таких нововведений в России. Сторонники системы видят положительные стороны в повышении мобильности образования, а также в признании Российских дипломов в Европе.
Противники говорят об узкой специализации образования, уменьшении времени обучения. Кроме того, высказывается мнение, что студенты не захотят выбирать сложные серьезные дисциплины, что скажется на подготовке специалиста. Но здесь важно учитывать мотивацию учащегося - если его цель – просто получить документ об образовании, то конечно, он будет искать легкие пути. Но и сейчас в вузах наблюдается некоторое число студентов, которые не стремятся к знаниям, а регулярно растягивают сдачу сессии на весь следующий семестр. Если же учащийся осознает, что образование ему необходимо для получения профессиональных навыков и компетенций, он будет выбирать актуальные курсы, востребованные на рынке труда. И здесь вариативность образования позволит ориентироваться на наиболее востребованные, актуальные дисциплины.
По новым стандартам, сроки обучение бакалавра должны составлять не менее трех лет. В российских вузах учебные программы бакалавриата рассчитаны в среднем на четыре года.
После этого выпускник получает диплом о высшем образовании и выходит на рынок труда. Но здесь выясняется, что за столь короткие сроки можно освоить необходимый минимум компетенций, но вряд ли возможно овладеть всеми требуемыми работодателем навыками. Особенно это касается инженерных специальностей, где необходимо освоить огромное количество специальных технических знаний.
Для решения проблемы можно обратиться к опыту Европы, где между школой и университетом существует еще одна образовательная ступень - колледж. Введение аналогичного изменения в отечественной образовательной системе могло бы способствовать реальному прогрессу в качестве подготовки бакалавра. Выпускник школы мог бы получить базовые теоретические знания в средне-специальном заведении, а профессиональные компетенции – в высшем.
Сейчас многие работодатели еще рассматривают диплом бакалавра как неполное высшее образование. Это традиционный и устаревший подход. В условиях реализации Болонской системы образовательного процесса диплом магистра необходим только тем студентам, которые планируют дальнейшую научно-академическую деятельность, то есть стремятся получить ученую степень.
При этом студент не обязан продолжать обучение в том же вузе, где он провел предыдущие четыре года. Этого времени было достаточно для определения области научных интересов и выбора заведения в другом городе или даже за рубежом. Уже сейчас есть люди, которые окончив бакалавриат в России, уехали на учебу в Европе и получили там степень магистра, а затем и доктора наук.
• Внедрение единого типа приложений к диплому, которое будет признано во всех странах-участниках процесса и откроет перед выпускником общеевропейский рынок труда.
• Выделение двух уровней образования. Это означает, что для работы по специальности достаточно получить степень бакалавра, а для углубленного фундаментального изучения узкой научной тематики необходимо освоить программу магистратуры.
• Закрепление права выбора дисциплин, то есть студент получает возможность влиять на учебный процесс, он уже не пассивная, а активная сторона. Эти стимулирует преподавателей совершенствовать преподаваемые курсы, делать их интересными и современными.
• Введение зачетных единиц, которые ориентированы на индивидуализацию учебного процесса, причем преподаватель оценивает лишь текущую успеваемость студента, а итоговая оценка ставится по результатам централизованного тестирования.
• Увеличение мобильности студентов, которые не обязаны все дисциплины слушать в одном заведении, а могут, не испытывая сложностей менять образовательное учреждение.
• Контроль качества обучения и вовлечение работодателей во внешнюю оценку работы вуза.
• Формирование единообразия в учебных планах, развитие взаимного сотрудничества, разработка совместных программ обучения и научных исследований.
В профессорско-преподавательской среде до сих пор идут активные дискуссии о пользе таких нововведений в России. Сторонники системы видят положительные стороны в повышении мобильности образования, а также в признании Российских дипломов в Европе.
После этого выпускник получает диплом о высшем образовании и выходит на рынок труда. Но здесь выясняется, что за столь короткие сроки можно освоить необходимый минимум компетенций, но вряд ли возможно овладеть всеми требуемыми работодателем навыками. Особенно это касается инженерных специальностей, где необходимо освоить огромное количество специальных технических знаний.
Таким образом, в перспективе реформа должна положительно отразиться на российском высшем образовании. Но для этого необходимо не просто формально подойти к изменениям в системе, а глубоко их проработать, коренным образом изменив существующие модели и методы обучения.