Привлечение внимания — негативные санкции
Приемы педагогического воздействия
Приемы привлечения внимания рассчитаны как на целый класс, так и на отдельных учащихся. Здесь собран опыт поколений многих учителей советской и постсоветской школы. Применять, варьировать, находить новые пути — задача преподавателя не менее важная и сложная, чем знать и понимать свой предмет.
Стратегия, цели, задачи | Техники, приемы |
Минимизация внимания |
демонстративное поведение ученика — игнорируйте; «делайте глаза» - контакт глазами с расшалившимся школьником; встаньте рядом с его партой, продолжайте вести урок; вставьляйте имя ученика в ход объяснения, изложения материала; неожиданным шагом для болтуна будет письменное замечание — просто пошлите ему письменное замечание на отдельном литочке; если с учеником есть контакт, то используйте секретный сигнал, о котором договорились с ним заранее (гиперактивные дети часто шумят «просто так», не преследуя конкретной цели обидеть или вывести из себя именно вас), хорошо сработает «я-высказывание», но не злоупотребляйте им на каждом уроке, иначе это будет похоже на жалобы |
Разрешающее поведение |
доведите до предела демонстративную негативную деятельность подростка,например при плевании из трубочек, определите ему задачу «плюнуть в конкретное место 500 раз»; при эпидемии: пусть плюются друг в друга 500 раз; техника «разрешенной коты» - действует только дл привлечения внимания, удержать и развить успех можно при быстром переходе к значимой для подростка деятельности |
Неожиданное поведение учителя, просто делайте в конкретной ситуации то, что от вас не ожидают |
оворите тихим голосом; измените свой голос (высоки, низки, тон), хорошо привлекает внимание специально сделанная ошибка в ударении одновременно с изменением тона |
Отвлекайте ученика |
Задать прямой вопрос, необязательно по теме урока; попросить о аком-либо одолжении, помощи (полей цветы, принеси мел, вытри доску, собери тетради и др. |
Обратите внимание ребят на примеры хорошего, правильного поведения |
Благодарите учеников за их усидчивость и внимание, по эпизоду урока можно, а также за целый урок, ели это реально произошло; напишите и произнесите вслух имена тех учеников, кто вел себя дисциплинированно, примерно, поблагодарите их отдельно. Не рекомендуется «покупать» такое поведение оценками, ваша задача научить предмету, а дисциплина на уроке не оценивается в журнале |
Пересаживайте учеников |
Создайте ситуацию игры: пусть тянут жребий или определите по цвету рубашки. портфеля кто с кем сидит, нужно сбить протест в самом начале; используйте «стул для размышлений» на отшибе (на камчатке) от основных мест (создает мотивацию по нескольким направлениям: «непохож», 5 минут, не мешать ему размышлять о себе, он освобожден от заданий по уроку, находится вне поля зрения других). Если ученик не желает перемещаться, значит, его основной мотив, цель - власть |
Ищите «изящный выход» (для предотвращения конфликтной ситуации, которая невыгодна учителю) |
1) уберите зрителей и сочувствующих («мы закончим этот разговор, обязательно, но только на перемене») 2)перенесите обсуждение вопроса («у меня нет желания!времени обсуждать эту тему сейчас, поговорим завтра или после уроков»; «ты хочешь поскандалить? У меня нет желания! Пожалуйста, не со мной! Может, кто-то из класса согласится?») 3) согласиться с учеником (чтобы прекратить его сопротивление — отличный способ), но сразу нужно переключить его внимание на другое4) поменять тему разговора (спросить о семье, о погоде, о птештвии, об игре или телепередаче, рассказать шутку, анекдот |
Удаление от «зрителей» (класса) |
Варианты: не покидая классной комнаты; удаление в кабинет завуча, директора, любой администрации; удаление в коридор на 5-10 минут; удаление с применением силы. Два основных способа: - предложить выбор (или ты сидишь и слушаешь, занимаешься илиотпрвишься в кабинет директора, завуча; - команда «Кто?» |
Установление санкций |
лишить учащихся (ученика) прав на какую-либо деятельность (лишить перемены, оставить после уроков); лишить права пользоваться предметом (например, раскачивается на стуле: «встань, постой, стул отдохнет»); совместная встреча с родителями (учащийся сам рассказывает о произошедшем в классе); возмещение материальных убытков (починка вещи или возмещение ее стоимости), решается совместно с родителями |
Беседа с родителями не всегда проходит по сценарию, составленному учителем. К такому разговору надо подготовиться заранее: собрать все положительные проявления учащегося (участие в олимпиадах, кружках, секциях, выездные мероприятия, положительные качества (в любом ученике, даже «отъявленном болтуне и прогульщике», можно найти что-то хорошее, ищите!), начать беседу с вопроса о том, как и где школьник хорошо себя проявил, а далее уже переходить на конкретную ситуацию. Самое лучшее — дать слово ребенку, чтобы именно он рассказал, что он сделал, почему, зачем; возможно уже тут вы услышите раскаяние, извинения и сможете поставить свои условия выправления ситуации. Если школьник гордится своим поступком, то, выслушав его до конца, нужно объяснить данную ситуацию с вашей точки зрения и остановиться на ее последствиях для учебного процесса и для развития ученика, завершив четко поставленной фразой «Делай выводы!» В ходе разговора с родителями учителю важно убедить их в своей правоте, в том, что учитель видит дальше и больше, чем отдельная семья.
Уважаемы коллеги, если в ваше копилочке приемов есть что-то новое, интересное - поделитесь, пожалуйста, Вместе мы можем больше!