В помощь абитуриенту. Работа с заданиями второй части ЕГЭ по обществознанию
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «хххх». Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащие информацию о хххх.
Задание требует дать определение какому-либо понятию и сформулировать два предложения, несущих важную информацию о данном понятии. Ученику психологически важно понимать, что в данном случае необходимо объяснить смысл и содержание данного общественного явления. Самым простым способом можно достичь желаемого результата, представив, что абитуриенту необходимо объяснить данное понятие человеку, который совсем не имеет информации по обществоведческим знаниям и не разбирается в данном вопросе, и, во-вторых, это жизненно важно для экзаменующегося – объяснить так, чтобы его собеседник все понял.
Первое предложение – написать определение, т.е. выделить самое главное, существенное, важное для этого понятия. Не помнишь точно определение из учебника или справочника, пиши своими словами, используя соответствующие формулировки.
Важные рекомендации:
1. Надо постараться уложить определение в одно предложение.
2. Определение не пишется через отрицание, оно всегда несет в себе какое-то утверждение.
3. Определение не должно носить описательный характер и содержать только перечисление внешних проявлений данного явления. Нужно постараться выделить главные, существенные черты и назвав их (перечислив) уложить в некую схему, структуру, в какую-то иерархию.
4. Определять объект необходимо через более широкое понятие, частью которого он выступает или является.
5. В каждом из трех предложений необходимо использовать то понятие, которое дано в задании. Заменять его словами «он», «она», «оно» нежелательно.
Например.
Вопрос. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание». Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.
Ответ. Научное знание – это результат научного познания, для которого характерна теоретическая форма, объективность и доказательность. Научное знание добывается путем проведения многократных экспериментов и систематизации полученных результатов. Если невозможно провести реальный эксперимент, то для получения научного знания используют моделирование (мыслительный эксперимент).
Вопрос. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение человека». Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении человека.
Ответ. Мировоззрением называется целостный взгляд человека на мир и на свое место в мире. Мировоззрение как система ценностей формируется и изменяется в процессе жизни каждого человека и носит неповторимый, уникальный характер. Мировоззрение в философии принято делить на три вида: научное, обыденное, религиозное.
В ЕГЭ-2016 этот вопрос уточнен с помощью четко данных критериев, на оснвое которых надо написать два предложения.
Например, в демоверсии присутствует вопрос 25 "Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "политический режим"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима."
Полным правильным ответом на этот вопрос будет:
Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти.
Политические режимы делят на типы на основании таких критериев как условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфика политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т.д. (цит. по учебнику порд ред.Л.Н.Боголюбова для 10 класса, с.234). (критерии - степень политической свободы, характер взаимоотношений политических институтов и взаимосвязи между ними, отношения гражданского общества и государства - тоже будут правильными ответами)
Особенностстями демократического политического режима являются принцип народовластия, право меньшинства на оппозицию, парламентаризм, политический плюрализм, многопартийность, наличие органов местного самоуправления и др.