Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Репетиторство » Эссе по обществознанию

Эссе по обществознанию

Рекомендации для подготовки к ЕГЭ

Задание С9 - написать эссе, задачей поставлено «раскрыть смысл высказывания», при необходимости «обозначить разные аспекты поставленной автором проблемы». Размер эссе – лист формата А4, можно еще немного, но не два листа! Если эссе поместилось на половине страницы, можно смело утверждать, что тема не раскрыта в нескольких аспектах. В Обществознании нет таких тем, которые можно полностью рассмотреть в виде 5-7 предложений.

Блоки тем

Разбито на 6 блоков по отраслям знания: философияСтруктура эссе по обществознаниюСтруктура эссе по обществознанию (человек и общество), социальная психология, социология, политология, правоведение, экономика.


Максимально толково учащийся обычно пишет на темы по социологии, политологии, чуть хуже  - по экономике, правоведению (в силу стилистики юридического текста, например, стандартов использования терминологии и грамматических форм, а экономическая сфера обычно сложна без доказательно базы – примеров). Блоки Философия и Социальная психология в том виде, что требуется по критериям оценивания, обычно недоступны ребенку в 17 лет в силу элементарного отсутствия житейского опыта. Опытные преподаватели не советуют брать эти темы, поскольку на максимальное количество баллов раскрыть их не удастся.

Структура эссе

Вступление:
- проблема,
- авторская позиция,
- позиция выпускника (согласен/нет/частично)
- используемые понятия с определениями для раскрытия темы;
Основная часть:
- Тезис 1 + 2 факта (один аспект проблемы);
- Тезис 2 + 2 факта (другой аспект проблемы);
- Третья точка зрения (не автора высказывания и не того, кто пишет эссе), часто – противоположная. Это требование факультативно, но если есть, что сказать – показывает кругозор абитуриента. Это в плюс.
Заключение.
Вывод пишется в виде одного-двух предложений. В нем не должно содержаться новых фактов, мнений или утверждений. Собственная точка зрения не должна противоречить той, что была изложена в начале, в первом абзаце. В качестве вывода могут быть повторены тезис 1 и тезис 2 в обобщенном виде, либо еще раз сформулирована проблема, по которой написана работа.

Структура эссе – вступление


Самое сложное для старшеклассника – определить какая проблема затронута автором высказывания. Она часто не лежит на поверхности, а требует определенных усилий, чтобы быть понятой. Практический совет: перечитайте два-три-пять раз высказывание и попробуйте продолжить мысль автора своими словами. То есть представьте, что фраза, вырванная из контекста, снова обрела текст сверху и внизу от себя. Чем, как мог продолжить автор свою фразу? Запишите первое что пришло в голову, перечитайте. Допишите или исправьте, отредактируйте. Возможно, что вам в голову придет новая мысль по поводу того, что автор хотел сказать, запишите ее тоже. Перечитайте, есть ли связь между 1 и 2 вашими фразами? Составьте окончательное, целое предложение, раскрывающее мысль автора.  После этого назвать проблему, которой посвящено высказывание, не составляет трудностей.

 

Вспомните, как она названа в учебнике, какие подзаголовки имеет параграф, посвященной данной теме. Какие слова (термины, понятия) выделены петитом? О чем были вопросы после параграфа? Ваша задача – выделить ключевые понятия, с помощью которых тема будет раскрыта. Их может быть 2-3-4, остальные – вспомогательные. Ключевым понятиям стоит дать определение в начале эссе. Так вы «договариваетесь» с проверяющим экспертом о смысле понятий, это нормальная составляющая любой научной и научно-популярной работы. Вспомните, что понятие «общество» имеет широкий и узкие смыслы, определений понятия «культура» - около 500, а «цивилизация» - 200. Но задача экзаменующегося не открыть Америку, расширив понятийный аппарат, а показать свои знания в области обществоведческих знаний, поэтому учите определения!


Если что-то знаете про автора высказывания – смело пишите, век, страна, вид занятий. Одно предложение во вступлении, возможно, самое первое. Например, «Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо в своем высказывании затронул вопрос/проблему…)


Во вступлении необходимо высказать свою позицию в виде согласия с мнением автора, отсутствием согласия (например, я не разделяю точку зрения***, потому что), либо указать в чем именно вы согласны с автором высказывания, а в чем нет.

Пример эссе по обществознанию


«Революция – варварская форма прогресса» (Ж.Жорес)


Французский социалист начала ХХв. Жан Жорес размышляет о формах и способах прогресса, развития общества от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему. Прогрессивное развитие общества может происходить эволюционно (постепенно, с помощью реформ, частичных изменений в различных областях жизни, идущих сверху), а также путем революции (в результате резких стихийных изменений, идущих снизу и приводящих к скачкообразному развитию социума).  Я согласен с высказыванием Жореса, поскольку политическая революцию всегда связана с агрессией, насилием, военными выступлениями, жертвами среди разных слоев населения.


Политическая революция начинается стихийно, когда клубок противоречий, накопившийся в обществе, становится слишком большим и тяжелым. К этому приводит либо нерешительность правительства, которое боится проводить реформы, либо непоследовательность реформаторского курса правящего класса. В России в 1905, 1917гг. правительство Николая II оказалось неспособным решить аграрный вопрос, рабочий и национальный вопросы, защитить страну в годы войны – и привело Россию к революции. Примерно так складывалась и ситуация и во Франции, в Англии, Голландии и других странах накануне революционных событий. Отсутствие реформ приводит нерешенным проблемам, а затем к революции.


В результате революционных событий складывается новая политическая элита, вырабатывается новое законодательство, частично или полностью решаются «наболевшие» вопросы – страна переходит на новую, более прогрессивную ступень развития. После событий революции и гражданской воны в России была восстановлена экономика и государственная власть в рамках новой экономической политики, создан СССР, восстановлены дипломатические отношения с иными приоритетами и целями, чем в царской России.

Преобразования в промышленности и сельском хозяйстве вывели страну в аграрно-промышленный сектор, годы первых пятилеток подготовили СССР к страшным испытаниям Великой Отечественной воны.


Есть и другая точка зрения на революцию. В свое время К.Маркс назвал революцию – локомотивом истории, а В.Ленин утверждал, что революция – необходимый этап общественного развития.


Стихийный, неуправляемый характер революционного времени приводит к слишком большой цене, уплачиваемой обществом из-за неспособности (или недальновидности) правительства к проведению назревших реформ, поэтому революция – это форма прогресса, но варварская, кровавая, жестокая по отношению к простым людям.

Комментарии

1 • 27 октября 2016 15:45 • в
От: Байр - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
У вас опечатка в слове "более":
В результате революционных событий складывается новая политическая элита, вырабатывается новое законодательство, частично или полностью решаются «наболевшие» вопросы – страна переходит на новую, юолее прогрессивную ступень развити
2 • 27 октября 2016 16:15 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Байр, спасибо большое, исправила. smile

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги