Материал для первого родительского собрания в 10 классе (в помощь классному руководителю)
Жизнь по новым правилам
Вхождение в новый коллектив – первое, с чем столкнётся наш взрослый ребёнок. В основном, будущие выпускники переходят в другие школы или профильные классы, где и продолжают обучение уже вне стен родной школы.
Новые друзья, незнакомые учителя, другие требования – всё это предстоит освоить в первые месяцы обучения. Адаптация к иным условиям и правилам жизни старшей школы - сложный процесс. Ребёнок прилагает усилия не только на получение знаний и позитивную оценку со стороны педагогов, но и на приобретение статуса среди сверстников. Поэтому роль родителей в этом аспекте очень велика. Они должны оказать психологическую поддержку, проявить заинтересованность в создании оптимальных условий для ребёнка и дать понять, что эта проблема их общая, а не его личная. Естественно, перегибать палку и оберегать своё чадо от всех и вся не стоит: в этом возрасте вмешательство в отношения со сверстниками воспринимаются крайне болезненно.
Вторая сложность, подстерегающая новоиспечённого старшеклассника – смена критериев оценивания. Происходит это из-за цели, которую преследуют самые старшие классы школы – довузовская подготовка. Вот почему увеличиваются требования педагогов и усложняется изучаемый материал. Родители должны быть готовы к этому, не удивляться снижению успеваемости и общих показателей знаний десятиклассника. Былой отличник теперь легко может стать средним, возможно, и слабым учеником, а твёрдый хорошист - даже неуспевающим. Зачастую такое происходит при поступлении детей в престижные образовательные организации с усложненной программой. Перемена привычных устоев для ребёнка (когда он спокойно получал высокие баллы и похвалу от учителей) грозит понижением самооценки и изменением его поведения. Он может стать замкнутым, подавленным или, наоборот, агрессивным и злобным.
Проблемы такого рода следует устранять вместе с ребёнком, выяснив, какие предметы ему сложно даются и почему. Для этого достаточно проанализировать замечания педагогов, уточнить предъявляемые требования ко всем видам работ (к рефератам, докладам, а также письменным и устным работам), получив консультации учителей. Вооружившись необходимыми сведениями, выполните вместе с ребёнком несколько заданий. Это поможет ему уверенно «стартовать» и лучше усваивать учебный материал в дальнейшем.
Не хочу учиться, а хочу жениться
Десятый год обучения в детском понимании – год передышки. Сложные и напряженные экзамены, которые ученики сдавали в девятом классе – позади, к выпускным же готовиться пока рано. Молодой и усталый организм требует передышки. Безусловно, школьникам она просто необходима. Помочь ребенку восстановить и накопить силы иногда бывает просто необходимо, но... Важно не перейти ту черту, когда отдых станет поводом для «ничегонеделанья». В этом случае есть огромный риск потерять как рабочий тонус, так и быстротекущее время для подготовки к предстоящим экзаменам.
Первое, к чему ошибочно прибегнет каждый родитель – критика и упрёки. Так нам проще и понятней, ведь мы-то знаем для чего это делаем. Ответственность за будущее нашего чада, его успешность и счастье полностью легла на родительские плечи. Оставив ошибки своей юности далеко позади, мы отчаянно пытаемся навязать ребёнку, как нам кажется, правильное представление о жизни. Но были ли мы так послушны в эти годы, как того требуем от них?
Чтобы не отдалить старшеклассника от себя окончательно, нужно донести до него свои наблюдения и убеждения в обычной спокойной беседе, объясняя причины своего беспокойства. Расскажите ребенку о своих упущенных возможностях, но сделайте это без поучений и раздражительности. Часто родители не разделяют, а порой даже и запрещают иметь подросткам какие-то «современные» увлечения, считая их глупостью и напрасной тратой времени. В этом случае не следует полагаться лишь на догадки, куда лучше будет ознакомиться с направлением молодёжной культуры и постараться понять все её тонкости и нюансы. Ведь ваша заинтересованность и подкованность не только обрадуют ребёнка, но и усилят влияние на его личное отношение к любимому делу.
Если какие-то поступки ребёнка вам не понятны или просто не нравятся, не стоит его ругать и тем более насмехаться. Поговорите, объясните, что на ваш взгляд кажется неподходящим, и предложите, что и как следует изменить.
В этом возрасте юноши и девушки проводят много времени вне дома, реже приглашают к себе гостей. Беспокойство родителей очевидно, но ни в коем случае не нужно обвинений и необоснованных требований: «я сказала так и точка». Любое требование должно быть аргументированным и разумным - с точки зрения подростка.
Даем ребенку стимул
Упорство, желание и стремление самого старшеклассника напрямую зависит от его дальнейшего выбора. Собирается ли будущий выпускник поступать в вуз после окончания школы? Если да, то куда, на кого (часто ученик путает предмет обучения и будущую профессию) и что для этого требуется?
Определив главную цель – высшее учебное заведение и желаемую специальность, можно смело начинать подготовку. Не лишним будет обдумать и запасные варианты, которые сходны по сдаваемым дисциплинам, но различны во времени сдачи вступительных экзаменов. Найти координаты учебных заведений не составит большого труда, да и с условиями приёма можно также ознакомится с помощью того же интернета.Если возможно посетить предполагаемое место учёбы заранее, обязательно сделайте это. Побывать в заведении, где старшекласснику предстоит учиться и сдавать вступительные экзамены, очень полезно. Это поможет избежать многих «пространственно-стрессовых» ситуаций, лучше познакомит с общей обстановкой и внешними факторами вуза. Посетив вуз в День открытых дверей, у вас появится возможность задать все интересующие вопросы, купить справочную литературу, получить более полную информацию, записаться на курсы для поступающих, подтянуть «хромающие» предметы и проч.
Именно в десятом классе следует пробовать искать себя в каком-то деле, ведь следующий год - последняя возможность всё изменить. В одиннадцатом классе начнется серьезная и сложная подготовка к выпускным экзаменам, а также к предстоящим вступительным.
Опросник для определения уровня познавательной потребности старшеклассника (материал для раздачи родителям)