Америка как ориентир?
До 1920 года главной целью американской школы была АССИМИЛЯЦИЯ детей иммигрантов к жизни в США, поэтому задачами образования были: овладение английским языком, знакомство с историей, культурой и законами Соединенных Штатов. Учителя были плохо подготовленными, неинтересными людьми, не могли ни научить своих подопечных, ни воспитать. Поэтому оказалась востребованными идеи Дж.Дьюи из книги 1916г. «Демократия и образование»: он ратовал на введение в школу принципа «learning by doing» – «обучение через деятельность».
Второй период развития американского образования был связан с этим педагогическим методом. Период 1920-40-х гг. в развитии американского образования носит название АДАПТАЦИИ по главной цели, поставленной обществом перед школой – научить молодежь жить, работать, участвовать в жизни страны. В школе оставили самые необходимые предметы как обязательные (история, граждановедение, физкультура, английский язык), остальные можно было выбирать (или не выбирать), ввели творческую проектную деятельность. Слишком свободно спроектированная программа обучения вылилась в общественную проблему. Перед войной только 20% учеников получали знания (это были дети из интеллигентных семей, их родители были заинтересованы в получении детьми качественного образования, и дети богатых родителей, которые свободно могли выбирать учителей, выбирали лучших). 80% американской молодежи оставалось малограмотной, социально неблагополучной. Образовательное лобби объявило главной причиной неудачи низкий уровень подготовки учителей, отсутствие инструкций, ориентиров.
Советская система образования
Советская система образования строилась на двух основных моральных принципах: нельзя и должен (две стороны одной монеты), коллективной ответственности (неплохой воспитатель коллективизма в условиях идеологического прессинга). Организационно-методическими принципами советской школы были (в отличие от США) провозглашены всеобщность (она же обязательность, нужно каждого доучить до определенного уровня (4, потом 7, затем 10 классов)), политехнизм (обязательное изучение всех предметов, отсутствие учебных дисциплин по выбору), высокий уровень государственных расходов на образование (например, в 1959г. больше 10% бюджета СССР было потрачено на строительство школ, выпуск учебников, подготовку учителей).