Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Проблемы образования » Школа сегодня – проблемы образования

Школа сегодня – проблемы образования

Америка как ориентир?

До 1920 года главной целью американской школы была АССИМИЛЯЦИЯ детей иммигрантов к жизни в США, поэтому задачами образования были: овладение английским языком, знакомство с историей, культурой и законами Соединенных Штатов. Учителя были плохо подготовленными, неинтересными людьми, не могли ни научить своих подопечных, ни воспитать. Поэтому оказалась востребованными идеи Дж.Дьюи из книги 1916г. «Демократия и образование»: он ратовал на введение в школу принципа «learning by doing» – «обучение через деятельность».
 
Второй период развития американского образования был связан с этим педагогическим методом. Период 1920-40-х гг. в развитии американского образования носит название АДАПТАЦИИ по главной цели, поставленной обществом перед школой – научить молодежь жить, работать, участвовать в жизни страны. В школе оставили самые необходимые предметы как обязательные (история, граждановедение, физкультура, английский язык), остальные можно было выбирать (или не выбирать), ввели творческую проектную деятельность. Слишком свободно спроектированная программа обучения вылилась в общественную проблему. Перед войной только 20% учеников получали знания (это были дети из интеллигентных семей, их родители были заинтересованы в получении детьми качественного образования, и дети богатых родителей, которые свободно могли выбирать учителей, выбирали лучших). 80% американской молодежи оставалось малограмотной, социально неблагополучной. Образовательное лобби объявило главной причиной неудачи низкий уровень подготовки учителей, отсутствие инструкций, ориентиров.
 
В 1950-80-е гг. целью американской школы стало ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ всех учащихся. Для этого разрабатывались программы индивидуального обучения для школьников с различными способностями. Каждый школьник, кто хотел продолжить учебу, получить высококвалифицированную специальность, мог рассчитывать на помощь со стороны государства. Программа Кеннеди «новые рубежи» стала основоположником огромных расходов правительства США, вложений в систему образования. Стоит напомнить, что это было связано с первенством СССР в космической области, американское общество встрепенулось и бросилось в погоню. Заимствования в американскую систему образования были прямыми – вводилась жесткая система оценивания знаний, цель – мотивировать школьников, развить волю, целеустремленность. При этом была сохранена система деления предметов на обязательные и по выбору. Для выбора учащимся предлагалось до 150 специализированных, практически ориентированных курсов, например, семейный бюджет, вождение автомобиля, уход за больным дома, математика потребителя, косметика, консервирование продуктов и т.п.
 
Сегодняшняя школа США живет в рамках стратегии УСПЕВАЕМОСТИ: успешное написание тестов по самым разным предметам позволяет продолжать учебу в университетах. Из этой системы Министерство образования РФ заимствовало и госэкзамен (ЕГЭ). 
 
Общим местом была и остается критика американских педагогов, которые недостаточно качественно учат детей, например, не дают им опыта озарения, творчества. Характеристика системы образования США приведена в книге первой женщины – декана Гарвардского Университета(1982-91гг) – П.Грэм «Америка за школьной партой: Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации»(2011)
 

Советская система образования

Советская система образования строилась на двух основных моральных принципах: нельзя и должен (две стороны одной монеты), коллективной ответственности (неплохой воспитатель коллективизма в условиях идеологического прессинга).  Организационно-методическими принципами советской школы были (в отличие от США) провозглашены всеобщность (она же обязательность, нужно каждого доучить до определенного уровня (4, потом 7, затем 10 классов)), политехнизм (обязательное изучение всех предметов, отсутствие учебных дисциплин по выбору), высокий уровень государственных расходов на образование (например, в 1959г. больше 10% бюджета СССР было потрачено на строительство школ, выпуск учебников, подготовку учителей). 
 

Комментарии

1 • 7 января 2013 18:31 • в
От: enshteyn - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Советская система образования воспитывала у учеников коллективизм, а американская индивидуализм. А вообще это две мощных системы образования, взяв из которых лучшее, можно создавать будущее. Только не надо копировать у американцев все подряд.
2 • 7 января 2013 23:26 • в
От: Одинокий Путник - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Цитата: enshteyn
а американская индивидуализм

Возможно подобное и было в 30-ые годы, но в современной американской школе чуть ли не в обязательном порядке занятия проводятся таким образом, чтобы привить коллективизм. Например, дают задание группе учеников. Они вместе решают проблемный вопрос. И в конце занятия каждый выставляет всем остальными ученикам оценку за его вклад. Оценивающий должен мотивировать свою оценку однокласснику. Делается это публично.
Главная проблема образования в США - нет специальных учебных учреждений по подготовке учителей!!! Есть курсы, куда может поступить любой желающий (учитывается его успеваемость), и по той же системе, как описано в статье (тесты), получить документ о прохождении курсов и стать учителем.

Кстати, учителя не ставят оценки. У них каждая контрольная работа, это как бы мини-ЕГЭ и оценки выставляет компьютер. Даже в самой маленькой деревенской школе. Оправдывают подобный механизм оценки успеваемости тем, что исключается субъективизм учителя.
3 • 8 января 2013 10:21 • в
От: Ostap1986 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 7, группа: Посетители)
Фото
Не понимаю, почему сегодняшнее правительство отдает предпочтение американской системе образования? Ведь в советское время у нас было достаточно мощная образовательная база. НИИ работало на полную, если человек заканчивал институт, то он реально получал знания, а не пустой диплом. Не чета нынешним выпускникам - в основном, купившим знания.
4 • 8 января 2013 10:55 • в
От: verunzik12 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Не нравится мне такая американизация! Сейчас детки постоянно в интернете, ничего знать не хотят, мало читают, и система тестов только способствует этому. Всегда есть подсказка, не нужно думать самому. О каком качестве образования тогда речь? Советская система конечно тоже не без изъянов, но знания наши более глубокие и думали мы сами, а не из четырех подсказок наугад выбирали!
5 • 8 января 2013 15:02 • в
От: contrstream - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Обсуждать американскую систему образования это примерно как обсуждать Царство Божие. Она умерла как система ещё при Рейгане. Все последующие президенты только ставят перед нацией помпезные задачи, типа «Каждый 11-летний ребёнок должен уметь читать!» (При младшем Буше, кажется, уже 12-летний). О какой системе образования можно вообще говорить с такими лозунгами?
6 • 9 января 2013 11:20 • в
От: Rann - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Если уж речь зашла об американцах, то следует копировать не всю систему образования, а только некоторые методики и приемы. Начиная от того, что американский класс меньше нашего (в количестве человек, естественно). И педагог имеет больше возможностей работать на индивидуальном подходе. И заканчивая расстановкой столов в классах начальной школы. О различных игровых (для малышей) и ролевых (для старших) методиках я уж и не говорю.
7 • 9 января 2013 12:04 • в
От: ARINA_2012 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Когда я училась в университете, то мы много изучали модели образования в Германии, США и Японии. Японцы очень поразили нацеленностью на результат, когда маленьким детям в детских садах уже приходилось выполнять сложные задания, а с каждым годом нагрузка всё увеличивалась. В США дети в начальных классах совершенно расслаблены: когда проходят уроки, они могут лежать на матрасах, поспать. Даже современная школа в России со всеми её проблемами лучше, чем любая американская. У них бы я заимствовала только умение оснащать кабинеты, огромное количество дополнительных материалов. Но это материальная база, которая требует больших средств. Когда мы что-нибудь просим купить для классов, то нам говорят, что прекрасному педагогу ничего кроме мела и доски не нужно.
8 • 9 января 2013 14:53 • в
От: Woland91 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Пусть как бы там в Америке образование не развивалось, в наше время оно раз в 30 так уж точно лучше чем образование в нашей стране. А у нас от образования осталось лишь название, что очень печально. Деньги есть- учишься, знания есть, денег нет- сидишь дома.
9 • 9 января 2013 15:18 • в
От: Sherrlok - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Woland91
Деньги есть- учишься, знания есть, денег нет- сидишь дома.

Вы решили, что в США учат в школе бесплатно? tongue
10 • 9 января 2013 17:04 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Цитата: Sherrlok
Вы решили, что в США учат в школе бесплатно?

Да. Начальное образование в государственных школах в США бесплатно, и финансируется за счет местных налогов на недвижимость.
11 • 10 января 2013 04:04 • в
От: Одинокий Путник - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Размер финансирования зависит от законов штата и может не полностью покрывать потребности школы (если не изменяет память).
12 • 10 января 2013 12:30 • в
От: Анатолий - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Ostap1986, а всё просто на самом деле, раньше государству нужны были и учёные и инженеры. Мы строили индустриальное общество, шли к научным прорывам - это было смыслом, можно сказать идеей молодёжи, которую поддерживало государство. Сейчас нет ни производства ни науки. И идеи нет, которое поддерживает государство. Потому сейчас образование скатывается к тому, чем меньше человек думает, тем хуже. Иначе могут вопросы начаться у глупые у образованного населения.
13 • 10 января 2013 14:35 • в
От: Ctulu - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Существующая система образования приводит как раз к тому, что достигается результат, противоположный поставленным целям – студенты (которые успешно окончили школу!) могут доклады делать только "с бумажкой", не способны самостоятельно формулировать мысли, а требования писать рефераты самостоятельно, а не скачивать из интернета, воспринимают как личное оскорбление. Вот и выходит, что из 4 лет обучения в вузе первые 2, а то и 3 года мы корректируем работу школы, выпускающей детей, не способных учиться!
14 • 11 января 2013 10:58 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
oa_dam,
ключевое слово - "начальное" образование. Это, я так понимаю, детский садик/младшая школа. И давайте не забывать, что есть в США и бесплатное среднее образование - социальные колледжи, особенно в неблагополучных районах, и бесплатные больницы, но в них старается никто не учиться/лечиться
15 • 11 января 2013 16:25 • в
От: Валерий - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
Нельзя бездумно копировать систему образования. Я думаю, что советская система была одна из лучших в мире. Конечно, было много недостатков, но то, что многие наши специалисты после развала Советского Союза стали востребованы во многих странах мира – это факт. Всё зарождается в школе, а в нашей школе заставляли думать, анализировать, а не бездумно ставить галочки в тестах. Гармонично развивали личность, давали равные шансы всем, не зависимо от того, кем будешь в дальнейшем. Сейчас же уровень образования упал, и его плоды мы пожнём в ближайшем будущем.
16 • 12 января 2013 18:58 • в
От: RomanB - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 34, группа: Посетители)
Фото
Вот что меня удивляет - практически все, кого я знаю, в один голос за старую добрую систему образования, но о возврате к ней даже речи нет. Хоть бери и референдум за это организовывай...
17 • 13 января 2013 20:05 • в
От: remedios - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 3, группа: Посетители)
Фото
Тема очень актуальная и болезненная! В самом деле, советская школа давала знания и воспитывала. К экзаменам готовились, учились формулировать свою мысль. А тесты ничего подобного не дают. Об американском образовании снят очень хороший фильм "Учитель на замену". По-видимому, надо пересмотреть отношение к системе нашего современного образования, если мы не хотим оказаться в подобной ситуации.
18 • 14 января 2013 18:49 • в
От: oa_dam - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 17, группа: Посетители)
Фото
Цитата: RomanB
Школа сегодня – проблемы образования

В США "начальное образование" - это начальная школа (elementary and Junior High school), где учатся дети от 6 до 13 лет. Есть частные начальные школы, но в основном они государственные и бесплатные.
19 • 16 января 2013 10:12 • в
От: Одинокий Путник - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Цитата: oa_dam
где учатся дети от 6 до 13 лет.

Т.е. в США можно гарантированно получить образование по уровню (максимум) как в 7 классе времен СССР? М...да... Ну, в общем-то, потребителю больше и не надо. laughing
20 • 16 января 2013 13:25 • в
От: Олег Алексеевич - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 8, группа: Посетители)
Фото
Добрый день, дорогие друзья! Хочу поделиться своим мнением о проблемах образования. Понятно, что я не буду оригинальным в этом вопросе, но как бы сказать это изнутри. Сам я учился и воспитывался при советской методике и, честно скажу, ничуть об этом не жалею, а даже скорее, наоборот, горжусь. Извините, буду говорить старая школа действительно учила. Учила развиваться, думать, искать, творить, в хорошем смысле этого слова. Ставила перед нами задачи, воспитывала на героических и жизненных идеалах. Чего греха таить, нам всем хотелось быть похожими на Павку Корчагина, героев-молодогвардейцев, Юрия Гагарина и других. А сейчас у школьников нет никаких идеалов, нет стремления к чему то высокому, нравственному. Весь процесс обучения по западному образцу свелся к повсеместному тестированию, где надо выбрать правильный ответ из 3-4 предложенных. Даже, если не знаешь, ткнул пальцем на любой ответ и уже, считается, принял участие в тестировании. А где же твоя мысль, твой развернутый монолог, твоя полемика с учителем? Чтобы доказать ему свою точку зрения, чем и славилась наша школа. И рождались будущие физики и математики, поэты и прозаики, инженеры и конструкторы. А сейчас все усреднено, все должны ответить одно, никакого отступления в сторону ни на шаг. Иначе завал и к нему сразу клеймо "ГИА не для тебя". Или я не прав?
21 • 17 января 2013 12:31 • в
От: Marduk - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 1, группа: Посетители)
Фото
Ctulu, в данный момент так и есть. Буквально пять лет назад всё было по другому. раньше чему учителя учили - искать информацию самостоятельно. Этому же учат и высшие учебные заведения. Этим мы и отличались от Запада. У нас больше половины работы уходило на самоподготовку ученика. Недаром нас называли самой читающей нацией в мире. Потому что искали информацию только в книгах, для успешного обучения.
22 • 17 января 2013 21:01 • в
От: allo86 - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Сейчас многое зависит от денег и ума, хотя так было всегда.
Но не дают дорогу людям уже, у которых 50% на 50% того и другого. почему же так?
Система образования была есть и будет в разработке. это долгий процесс, друзья. Надеемся. все пойдет в гору
23 • 18 января 2013 21:29 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Советская школа давала всем ШАНС приобрести знания. Заставляла учиться. Гуманное образование разделяет детей на способных и не способных, лишая, тем самым, последних всех шансов. Дети которые попали в группу гуманитариев - остаются недоученными по точным наукам и, как следствие, имеют ущербный кругозор. Об этом не упоминают, но облегчая учебу детям - разделяя их в раннем возрасте мы ставим крест на тех, кто развивается медленнее и не успел себя вовремя проявить!

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги