Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Психологический практикум » Какие же мы разные

Какие же мы разные

Многие ли из нас задумываются о том, какими мы выглядим в глазах детей?! Думаю, ответ в преимущественном большинстве случаев будет отрицательным – и зря: недаром ведь все наслышаны об «устах младенца». Молодежь, возможно, не обладающая достаточными знаниями, компенсирует этот недостаток интуицией; в мгновение намертво приклеивают ярлыки, не всегда приятные для слуха  того, кого характеризуют.

Я заинтересовалась проблемой, когда краем уха услыхала обидное (увы, беспощадное, но справедливое) прозвище, брошенное коллеге в спину. Тогда же решила провести среди студентов небольшой опрос, попросив классифицировать преподавателей в соответствии с предложенными слушателями критериями. Результаты обработала, дополнила собственными наблюдениями, объединив некоторые категорию в одну, отличающуюся общими признаками, но «обозванную» учащимися с разной степенью «доброты».

Систематизация позволила выделить следующие типы учителей:

сфокусированный не на том («Шурочка из бухгалтерии»). Человек одержимый активностью, не связанной с преподаванием (это может быть ведомый им факультатив, непрекращающаяся борьба с нарушителями дисциплины или тот же сбор средств на всегда имеющиеся нужды); вовлекает в подобную деятельность наиболее «ответственных» и отнюдь не бескорыстных; раздражается при малейших просьбах об индивидуальной консультации или более подробном объяснении непонятого; способен вымещать зло на неугодных; быстро (но ненадолго) приходит в себя, если в администрацию поступают жалобы от возмущенных родителей или студентов;


озабоченный личной жизнью. Подпадающий под эту категорию не может абстрагироваться в аудитории от происходящего в семье (успехов детей, тупости «козла» мужа, нехватки зарплаты даже на памперсы) или скрыть недовольство от ее отсутствия. Первый случай чреват отклонением от темы; второй – отражением неудовлетворенности на оценках подопечных. Если попавший под влияние эмоций является профессионалом, ему будет достаточно ненавязчиво напомнить продуманным вопросом, что пора возвращаться в реальность;


слишком немолодой. Увы, знакомый многим образ. Контингент преподавателей становится все старше, и причина очевидна: явно недостаточное внимание к профессии со стороны власть предержащих, отсутствие даже намека на престижность (исключение может составить ВУЗ, входящий в ТОП-10 соответствующего рейтинга), заработная плата, что во многих постсоветских государствах ниже средней по стране. Поэтому руководство вынуждено мириться с преподавателем, который вовремя приходит на работу (пусть и с неимоверными физическими усилиями), отличается большим багажом знаний (хоть иногда и засыпает, стоя у доски, или не может быстро вспомнить подробности вчерашнего инцидента на уроке). Ученикам в этом случае остается лишь не терять бдительности и вежливо напоминать о чем, собственно, шел разговор пять минут назад;


• «халтурщик». Часто встречающийся типаж, особенно среди молодого поколения; попадает в профессию, благодаря низкому конкурсу и относительно большому  количеству бюджетных мест в педагогических институтах или с расчетом на «дополнительный», не имеющий общего с официальным «заработок»; считает минуты до конца занятий, часто отвлекается на посторонние темы, очень любит самостоятельную работу как форму усвоения материала; не брезгует загрузкой учащихся механическим переписываем материала из учебника или распечатки;

избегает ответов на вопросы, отделываясь казенным «Поиск ответа и станет вашим домашним заданием»; ненавидит пытливых и превосходящих в знаниях (в отношении компьютерных технологий и иностранных языков вероятность ситуации значительно возрастает);  непробиваем, как бы ни боялся начальства, поэтому легко меняет место работы, оставаясь при своем мнении и недостатках;


• «идолопоклонник». Цель его – довести до совершенства знание предмета, а не донести его до класса. Непонимание, нелюбовь, поверхностное восприятие дисциплины учениками такой учитель воспринимает как личное оскорбление; покорить его может только полное подчинение требованиям, а то и попадание (демонстративное) в ту же «фан-группу». Отдельным подвидом может считаться «флюгер», резко «отворачивающий нос» от ребенка, если тот не отдал должное творчеству Достоевского, не оценил прелесть теоремы Ферма, не выразил свой восторг по поводу изомерии комплексных соединений. Такая личность, с точки зрения излагаемого предмета, «бесперспективна», а значит, и недостойна лекторского внимания. Метод борьбы все тот же – подчеркнутый интерес к возможно недоступному, но точно сверхважному;


• «тупердяй», не зная толком предмет, искреннеКакие же мы разные верит, что достиг вершин мастерства; считает необходимым навязывать свое мнение, даже в корне неправильное; не оставляет детям другого выбора, кроме как учиться самостоятельно или с помощью репетитора, ни в коем случае в этом не признаваясь; 


• «педант» чрезвычайно организован, дисциплинирован и сконцентрирован на мелочах, когда система не дает сбоев; в противном случае выходит из себя, чрезмерно волнуется, чем пугает детей или доводит до неодобрительного смеха. Если учитель при этом уважаем как профессионал, в классе всегда найдется тот, кто придет на выручку (отыщет пропавшую тряпку, сбегает за мелом или журналом, вытрет неизвестно откуда взявшуюся лужу);


• «китайский комсомолец», успешно преодолевающий трудности, что сам себе создает, всегда в цейтноте из-за слишком высоко поставленной планки; искренне хочет дать студентам как можно больше, иногда – даже слишком многое; все время в беспокойстве, что бы еще сделать для дорогих воспитанников. Последним остается лишь благодарно вздыхать и отбирать из потока информации основное и требуемое программой;


• «приколист», уверенный в  непревзойденности и безусловной уместности своих шуток; вставляет их в текст лекций, электронные письма, а то и тестовые задания, не особо стремясь к разнообразию; применяет по отношению к отдельным ученикам, часто – постоянным жертвам, искренне недоумевает, заметив недовольство или обиду; успокаивается на время, получив в ответ радостный отблеск в глазах учащихся. Улыбка – даже натянутая – единственный способ его обезоружить;


• «чокнутый» способен довести до состояния шока даже самого стрессоустойчивого студента, заранее-предупрежденного-уже-прошедшими-испытание, например, наблюдением за а) стрижкой в аудитории ногтей; б) поеданием с громким чавканьем пахнущего чесноком борща, принесенного из дома в баночке; в) щелканьем семечек и выплевыванием шелухи в кулек, скрученный из экзаменационной работы (я только что описала сдаваемый мною экзамен по «Методам вычислений»). Неадекватные обычно отличаются признанием в узких кругах по причине некоей гениальности; становятся бичом и для администрации, и для слушателей. Рано или поздно подпадают под увольнение, оставляя за собой мифы-ужастики, передающиеся из поколения в поколение;


Какие же мы разные•  «птица-говорун», не всегда отличающаяся сообразительностью, большая любительница «почирикать» в аудитории, которая до поры до времени воспринимает такой подход позитивно: можно ничего не делать, ура!;
• «победун» нацелен на первое место во всем. Его класс взберется на пьедестал спортивных соревнований и школьных олимпиад; принесет рекордное количество макулатуры и металлолома – даже если никто не объявит сбор; нарисует самый лучший плакат и проведет мероприятие на непревзойденном уровне.
Если этого не случится, учитель потеряет к детям интерес, что сразу скажется на их успеваемости. В результате произойдет смена классного руководства «по многочисленным просьбам родителей»;


• «непонятый», жертва «закулисных игр подлых завистников», рожденная преподавать в МГУ (Оксфорде, Кэмбридже), но по причине низости людской природы вынужденная прозябать в этой богом забытой школе. Такие «страдальцы» обычно падки на самую грубую и неприкрытую лесть, так что нахождение пути к их сердцу не представляет собой большой проблемы;


• «человек рассеянный», горячо любимый молодежью за преданность делу, несмотря на укоренившуюся привычку что-то забывать (раздаточный материал, время назначенной встречи, ключ от аудитории), путать (дни недели, обещанный опрос с контрольной работой), терять (билеты за пять минут до экзамена, журнал накануне сессии). В моей практике к одному такому просто приставили помощника, который контролировал процесс, насколько это было возможно (такую роль вполне могут взять на себя старосты групп, напоминающие о необходимом накануне занятий по электронной почте или телефону);


• «нудный». К этой категории были отнесены как учителя, отличающиеся неэмоциональной манерой поведения, монотонной речью, так и те, кто из лучших побуждений разжевывал материал, заставляя студентов сомневаться в собственной умственной полноценности. Свои протесты дети выражают регулярным пропуском занятий – мерой, которая не оказывает существенного влияния на поведение преподавателя, но привлекает к нему внимание администрации (однажды и я стала свидетелем  прекращения контракта по соответствующей причине);


• «выпускник», заслуживающий сочувствия по причине неуверенности в своих силах. В зависимости от того, как его примет детский коллектив, может примерить на себя самые разные роли.

При этом, именно у новичка в профессии существует самая большая угроза

а) подпасть под чрезмерное влияние компьютерных технологий: дети самых разных возрастов принимают подобные умения с воодушевлением, способным существенно помешать учебному процессу;

б) пойти по пути становления «своим парнем» – короткому и скользкому одновременно;


• «спаситель миров», упивающийся своей ответственной ролью. Ему все равно, кому помогать – уборщице с мытьем полов, завучу с бумажной лавиной или ученику – с домашним заданием: он все время пребывает в лучах невидимых софитов и слышит предназначенные лишь его ушам аплодисменты призрачных поклонников;


• «мамонт», свято верящий, что «раньше было лучше» и, главное, «правильнее». Он не постесняется выйти в аудитории с пожелтевшими листами написанной двадцать лет назад от руки лекции; будет требовать зазубривания материала; не признает ни прогрессивных методик преподавания, ни изменений в самой дисциплине. «Зубры от образования» часто имеют влиятельную поддержку таких же среди руководящих лиц, поэтому противостоять им можно только путем получения знаний на стороне;


• «Фрекен Бок» – авторитарный стиль, присущий старой школе, и по сей день себя не изживший из-за простоты «достижения цели» (тишины в аудитории) древним способом – запугиванием. Справедливости ради нужно заметить, что попадаются коллективы, в которых иной подход попросту неприменим;


• «сухарь» донесет до аудитории суть предмета без сучка и задоринки; достаточно открыть учебник и убедиться, что ни одна буква не пропущена. Он – учитель, подпадающий под эту классификацию – не станет заморачиваться поиском дополнительного материала, способного задеть за живое и пробудить интерес ученика. За это преподавателю не платят;


•  «энтузиаст» – вымирающая группа, отдающаяся делу и душой, и телом. В стремлении поделиться с миром знаниями, не всегда соблюдает границы, часто становится чуть ли не третьим родителем ребенку. Не щадит сил, не экономит время; звонок в два часа ночи по поводу «научного открытия», достойного Нобелевской премии, никоим образом его не разозлит, а только вызовет добродушную улыбку…

Он такой, его не переделаешь – и дети об этом знают. И ценят, хотя не всегда говорят.
Да ему и не нужно. Он ведь не за славой пришел.

Это некоторая систематизация тех оценочных суждений, которые высказали школьники и студенты о своих преподавателях.
Психолого-педагогическая шкала типов учительской деятельности выглядит несколько иначе.

Комментарии

1 • 6 сентября 2014 14:54 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
очень ждал... но не нашел, "Что преподаватель с течением времени стает все больше похожим на своих студентов"
2 • 20 сентября 2014 18:51 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Так не думаю - поэтому и не упомянула. Преподаватель или выгорает, или остается собой. Быть похожим на студентов, таких априори разных... Не представляю
3 • 21 сентября 2014 14:03 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
А я думаю, что учителя меняются, не могут не меняться))) С течением времени мы становимся похожи на своих учеников - по культурной ориентации, по интересам в музыкальной-киношной-спортивной-технологической культуре. Та атмосфера, в которой живут наши взрослые детишки, не может не накладывать отпечаток на интересы старшего товарища. наставника... Либо он совсем глухой к своей аудитории...

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги