Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Внеклассная работа » Профориентация старшеклассников » О профессии учителя

О профессии учителя

Не только посеять, но и взрастить

Нелегко представить себе профессию, более разнообразную как по содержанию, так и по сфере применения, чем учитель. Его труд востребован в школе (и даже здесь отличается значительно в зависимости от возраста подопечных, специфики предмета, требований самого образовательного учреждения); заведениях для детей с особыми потребностями (хочу выразить преклонение перед коллегами, посвятившими жизнь этому, не побоюсь слова, великому делу); на всякого рода бизнес- и психологических тренингах, популярность которых на постсоветском пространстве растет с невероятной скоростью, и курсах (раннего развития ребенка, рукоделия, вождения, театрального мастерства, вокала, йоги и компьютерной грамотности) .

Услуги преподавателя востребованы в Интернете.О профессии учителя Уроки иностранных языков для тех, кому удобнее заниматься дома; написание контрольных, курсовых, дипломов – увы, но такова правда жизни; создание и поддержка собственных сайтов-блогов, с помощью которых накопленные знания, опыт, авторские наработки позволят не только значительно расширить круг благодарных слушателей, но и заработать дополнительную-возможно-не-копеечку.

Педагог, достойный большой буквы, имеет все возможности для совмещения профессий, если, например, сам владеет несколькими специальностями или стремится воплотить мечту, по каким-то причинам не реализованную на прямом рабочем месте. С одной стороны, при школах и ВУЗах (как при непосредственной поддержке родителей, так и по желанию детей либо администрации) создаются всевозможные кружки и секции, на которых, в частности, учитель черчения может давать уроки художественного творчества, физкультуры – тенниса; скучная «географичка» раскроет талант игры на флейте, а завуч младших классов – вышивки крестиком; с другой,  занятия по экономике предприятия будут намного более захватывающими, если их проведет «действующий» менеджер, а по истории – экскурсовод (да еще и непосредственно в музее).

Обязанности педагога



Он – педагог – многофункционален. В его непосредственные обязанности входит:
• накопление, обновление и структурирование полученных знаний; разработка методического обеспечения, что позволяет сделать процесс их передачи максимально результативным;
• осознание и реализация своей социальной роли, которая выражается, в том числе, в оказании помощи учащимся в адаптации ко внутренним и внешним условиям, определенным ограничениям, накладываемым обществом к коллективу (при соблюдении дистанции наставник-воспитанник и конфиденциальности полученной информации); в поддержке постоянной связи с родителями с целью предотвращения проблем, устранения их возможных негативных последствий, лучшего понимания среды, в которой воспитывается ребенок; в обеспечении безопасности слушателя во время его пребывания в заведении; сотрудничестве с компетентными органами и общественными организациями по защите прав маленького человека;

• постоянное повышение квалификации путем самообразования, получения грантов, а также окончания соответствующих курсов (требование закреплено законодательно. В таком же порядке обозначены и виды деятельности, которые признаются повышением квалификации и сопровождаются выдачей подтверждающего удостоверения);

• принятие оперативных решений связанных и с учебной составляющей образовательного процесса, и с воспитательной. Особое внимание уделяется разработке системы мотивации студентов, активное привлечение их к участию во внеклассной работе, конкурсах талантов и умельцев, научных (школьных) олимпиадах, экскурсиях и соревнованиях;

• соответствие стандартам поведения, установленным «корпоративным кодексом» определенной школы, колледжа, ВУЗа и/или принятым в профессии (его неотъемлемыми элементами являются дресс-код, выполнение учебного плана, строгая рабочая дисциплина, пунктуальность, качественная детальная подготовка к занятиям, уважительное отношение к коллегам и учащимся);

• прохождение периодической аттестации (в обязательном порядке раз в пять лет, добровольно – не ранее года со срока предыдущей аттестации на квалификационную категорию). Целью процедуры является стимулирование профессионального роста (в том числе, за счет дифференциации заработной платы в соответствии с присвоенным «рангом»), обмен опытом, выявление недостатков (возможно, и вытекающее из него решение о необходимости повысить уровень);

• активное участие в научной, просветительской и методической  работе.

Минусы профессии педагога



О профессии учителя Очевидно, что обязанностей у учителя не мало, но все они предназначены для решения одной основной задачи – не просто облегчить процесс обучения,  сделать его для учеников максимально интересным, захватывающим, приближенным к жизни, способствующим развитию коммуникативных навыков, а соответствовать требованиям, в том числе, не всегда понятным среднестатистическому уму работника сферы образования.

Именно в последних я всегда видела главный бич преподавательской работы. Объем циркуляров, спускаемый сверху – все на вчера – выбивает почву из-под ног, отнимает драгоценное время, которое могло бы быть посвящено воплощению давно задуманного. Нормативный (учебно-методический) комплекс дисциплины – страниц триста текста, напечатанного мелким шрифтом – переделывается по нескольку раз в год – по форме, не сути. Наверное, результатом должно стать повышение эффективности «усвояемости» знаний студентами.
Не заметила. Наверное, плохо смотрела.

Если ли другие минусы? Безусловно, но позволю себе отнести их к разряду «контролируемых», то есть таких, что могут быть преодолены при условии приложения определенных – да, в том числе, и существенных – усилий. Так, преподаватель высшей школы – начну с более близкого мне «предмета» – должен быть готов  к защите кандидатской диссертации. Готовым удивиться-возмутиться сразу поясню, в чем собственно заключается «недостаток» – и не малый, в Украине – так и вообще имеющий чрезмерные масштабы: в удаленности, в отсутствии большой, часто, и вообще какой-либо связи с наукой. Процесс заключается в затрате нервов, килограммов (далеко не всегда лишних) и денег. Окупать расходы честным преподавательским трудом приходится не менее пяти лет. Не отсюда ли берется коррупция?

Даже если предположить, что работа написана самостоятельно и полностью исключить «сопутствующие неофициальные вложения», стоимость «удовольствия» оказывается существенной по причине печати статей, поездок на конференции, к оппонентам, рецензентам и удовлетворения «райдера» редко-скромных-последних за счет бедняги аспиранта или соискателя. Насчет положения дел в российской системе осведомлена недостаточно хорошо, но, судя по «прайс-листам», выложенным в Интернете на предоставление услуг по написанию и «продвижению» до победного конца кандидатских/докторских, - рынок не пустует. Спрос порождает предложение. Именно на этом утверждении зиждется современная экономика.

Не радуют меня и старение кадров, и уравниловка в рамках одной категории или научной степени. Все хочется дождаться счастливого момента, когда преподаватель, которому отдают предпочтение ученики (до поры до времени, родители) или студенты, сможет получать соответственно большую зарплату («коэффициент востребованности» можно учесть в рамках все той же тарифной сетки). Конечно, беспокоит давление (со стороны руководства, настаивающего на строгом соблюдении «буквы закона» или навязывающем свое мнение, идущее в разрез с пониманием учителя; пап и мам, слепо верящих в несправедливость «монстра с указкой» по отношению к чаду); неспособность отключиться от рабочих моментов даже во сне…

Плюсы преподавательской деятельности



О профессии учителяНо, в общем и целом, все это стирается на фоне тех несомненных преимуществ, которые имеет профессия неслучайно-в-ней-оказавшемуся. Ведь она:
• не позволяет стареть. Отдавая (и знания, и, не будем скромничать, душу), наставник приобретает задор, подпитывается благодарностью (ученики – они такие, чутко на энтузиазм и любовь реагируют);  волей-неволей пребывает в курсе интересов молодого поколения касательно моды, музыкальных течений, компьютерных технологий;

• гарантирует работникам государственных школ и ВУЗов пусть не самый значительный, но стабильный доход, официальное трудоустройство, социальное страхование. Хочу заметить, что специалист своего дела всегда может его существенно увеличить – было бы желание;

• дает возможность составить удобное расписание (для совместительства, заботы о детях или просто в соответствии с биологическими ритмами) и запланировать отпуск на летний период (исключение составляют «везунчики», попадающие в приемную комиссию);

• позволяет «учиться, учиться и еще раз учиться». Этот процесс сам по себе может доставлять наслаждение; оно, в свою очередь, перерастает в эйфорию, когда затраченные усилия получают отдачу в виде сияющих детских глаз или – и вообще недосягаемая высота – правительственного/зарубежного  гранта;

•  прививает умение владеть собой (терпение требуется при общении с гиперактивными первоклассниками, «непокорными» подростками и встающими на их защиту взрослыми); принимать нестандартность личности, чужое мнение; находить аргументы, подход к каждому, не выделять «любимчиков» и не игнорировать «бесперспективных»; покорять вершины, которые казались заоблачными еще вчера;

• позволяет наблюдать рост – личностный, профессиональный – всех без исключения «посевов», не только вчерашних отличников; получать поздравления с юбилеем со всех концов света и послания «Вот бы здесь были такие преподаватели!».

Она просто вынуждает чувствовать себя нужным!
Есть ли в этой жизни что-то важнее?!

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги