Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Тайм-менеджмент для учителя

Тайм-менеджмент для учителя

Как белка в колесе – лучше, пожалуй, и не скажешь. Именно такое сравнение больше всего подходит для преподавателя, причем находящегося не обязательно непосредственно в здании учебного заведения. Недавнее исследование австралийских ученых показало, что среднестатистический школьный учитель принимает более 1500 образовательных решений в течение каждого рабочего дня (либо четырех – в минуту, если взять продолжительность занятий равной шести часам). Отсюда и голова кругом, и непреодолимое желание растянуть сутки еще хотя бы на пару часов. Последнее до этого момента точно никому не удавалось и вряд ли когда-либо удастся.
Поэтому нужно учиться контролировать время. Иначе существует угроза оказаться жертвой его диктаторской власти.

На чем и как экономить время


Начинать нужно сейчас – промедление панацеей точно не станет. Первый совет от себя лично: стандартизировать все, поддающееся этой процедуре. Одну идею, признаюсь честно, подсмотрела много лет назад у педагога, отличавшегося одновременно особым умением донести нелегкий предмет до всех без исключения слушателей  аудитории и привнести нечто новое в методику преподавания. Он, в частности, полностью отказался от комментариев по поводу результатов текущего и семестрового контроля. Любой заинтересованный (неудовлетворенный) мог увидеть развернутый ответ на билет (тестовое задание) с соответствующими баллами за каждый совпавший результат.

Конечно, подготовка подобного отчета требует затрат ресурсов, но, в общем и целом, они быстро окупаются, особенно, если учесть повторяемость, по крайней мере, части заданий  из года в год, а также нервные затраты педагога, вынужденного доказывать свою правоту, и чаще всего - чем менее знающему, тем более упертому студенту.

Такой же «разумный барьер» можно поставить и на пути часто повторяющихся вопросов. Например, в течение только одной переменки по очереди трое пропустивших занятие студентов могут подойти и поинтересоваться у пытающегося в этот момент не подавиться бутербродом лектора, каким образом устранить проблему (добрать баллы перед зачетом, исправить низкую оценку, полученную на семинарском занятии). Я всегда была и остаюсь сторонницей активного общения с молодым поколением, но конструктивного и перспективного. Все остальное можно свести к детально разработанной инструкции с четкими указаниями по поводу всех описанных выше вопросов.

По мере накопления опыта, она может пополняться или корректироваться; по факту готовности – рассылаться по электронной почте. Ученикам младшей школы, в большинстве своем проблем с компьютером не имеющим, но, возможно, недостаточно бегло читающим, отдельные вещи могут объяснить родители. В этом случае будут предъявляться особые требования к стилю: не строгий деловой, а, например, веселая сказка о  том, как Буратино должен вести себя в школе.
Со студентами в этом смысле проще. Им, в том числе, можно и штрафом пригрозить – за непрочтение и неусвоение сведений, содержащихся в рассылке.

Существенную поддержку зашивающемуся педагогу окажет также умение говорить «нет» по-японски (завуалированный отказ: «я с удовольствием это сделаю, но лишь после того как увижу ваши конкретные предложения»; «с радостью, но лишь когда позволит график – вечер расписан до доли секунды»). Злоупотреблять временем преподавателя частенько склонны как администрация (составление неподдающихся логике отчетов в министерство, дежурства, поручения и т..д.), так и воспитанники, предпочитающие более легкий путь решения поставленной задачи или уверенные, в том, что частое обращение за помощью сильно способствует завоеванию расположения педагога.

Ежедневник и работа с документами


Инструменты тайм-менеджментаИнструменты тайм-менеджментаНе умеющим сопротивляться, посоветую завести ежедневник (не самый дешевый вариант), а то и несколько: для устоявшихся, регулярно повторяющихся дел; неожиданно свалившихся на голову, требующих корректировки обычного графика с точным указанием сроков; для телефонных номеров и контактной информации (хранить все только в мобильном удобно, но не предусмотрительно), а также подробных схем предстоящих, в первую очередь, неприятных бесед с родителями.

Если доступ в компьютеру свободен и индивидуален, все эти сведения можно хранить и в отдельных Eхcel-файлах… Но можно по старинке предпочесть книжицу – всегда под рукой и не нуждается в подзарядке.

Помимо блокнота, сделать процесс более эффективным помогут папки (лучше разноцветные, подписанные ярким маркером и вертикально стоящие) для хранения материалов (внезапно осенивших идей, информации о подопечных, нормативных комплексов и т.д.). Вроде мелочь – но сколько времени не тратится на бесплодный поиск нужного пособия, если оно лежит в отведенном для него «хранилище»! На разработку таких пособий, конечно же, уходит немало сил, этот факт отрицать нельзя. Поэтому вполне логично разориться один раз и распечатать их либо на более плотной бумаге, либо заламинировать – и убрать в файл сразу по возвращении из аудитории.

Исключение составляют, возможно, дорогие сердцу, но точно по разным причинам более не нужные продукты «ночных бдений» как педагога, так и студентов. Все, что не использовалось в течение года, нужно выбрасывать. Сложно решиться? Но эти бумажки имеют тенденцию накапливаться лавинообразно из года в год, они не систематизированы, каждая сама по себе интересна, но реальной пользы вряд ли принесет (соотношение 1 к 100 – вовремя найти и использовать ранее важный опыт или интересную мысль). Черновики – выбрасываем!

В конце концов, учитель – тоже человек, о чем забывать не следует. Заставлять себя делать что-то приходится довольно часто – факт. Но при отсутствии реального цейтнота (по-другому – при наличии выбора), лучше составить график в соответствии с биологическими ритмами. Например, «совам» не «творится» ранее полудня, поэтому утренние часы, свободные от работы в аудитории, можно посвятить либо бумажной рутине, либо составлению детальных планов на следующий день. Для особо пунктуальных – вплоть до минут.  Привычка не нарушать регламент вырабатывается довольно быстро, когда расписание находится перед глазами.

В нем – расписании – обязательно должна быть строка «меня нет для остального мира». Четверть часа, посвященные себе и тишине восстанавливают силы чудодейственным образом.

После этого можно приступать к просмотру накопившейся почты. Раз в день, в одно и тоже строго ограниченное время. Это бывает тяжело, особенно – в период защит дипломных работ, когда студенты считают само собой разумеющимся, что научный руководитель находится на связи – и не только компьютерной – круглосуточно.

Им невдомек, что у последнего может наличествовать личная жизнь, которая, увы, частенько страдает из-за неспособности отключиться дома от происходящего на работе.

Повышение эффективности использования времени при организации учебной деятельности


Впрочем, возможна и противоположная ситуация, когда по причине концентрации наставника на мыслях, далеких от образования, урок оказывается непродуктивным. Нужно учиться ставить блок – для этого есть специальные методики.

Тайм-менеджмент руководителяТайм-менеджмент руководителяТратить драгоценные минуты – преступление; неуслышанное, пропущенное, оставленное без акцента может оказаться проблемой, что, подобно снежному кому, превратится в катастрофу для детей. Поэтому стоит обсудить с учащимися вопросы дисциплины: нежелательны не только пропуски по любым причинам, но также опоздания, что выбивают из колеи педагога и сбивают с ритма класс, уже настроившийся на нужную волну.

Не будет лишним и предупредить их заранее о времени, отведенном на выполнение задания, оставшемся до окончания урока; о том, что предстоит успеть сделать в  ближайшем будущем; назначить ответственного  за чистоту доски, наличие мела, проверку готовности проектора или компьютера к показу презентаций; научиться абстрагироваться от мелких нарушений, вероятно, не приносящих удовольствия наставнику, но не отвлекающих класс (у меня был студент, который предпочитал усваивать информацию, лежа на парте; усваивал, должна заметить, намного лучше большинства сидящих ровно).

У каждого учителя, наверняка, есть свой метод структурирования процесса. Я примерно 2/3 лекции отводила на пояснение; остальное – на обсуждение (оно всегда становится активным, если не забывать о «затравках», интересных жизненных фактах, явных несуразностях, имеющих место в статистических данных или информации из официальных источниках, специально допущенных «ошибках» или «оговорках»).

В общем и целом, специалисты не рекомендуют отвлекаться, возвращаться к пройденному, строго придерживаться движения в заданном направлении. Я отступала от этого правила – и убеждалась, что такой подход способствует пониманию и запоминанию. При этом всегда предупреждала об отклонении и возможной передаче части лекции на самостоятельную работу, оставляя выбор за студентами. К сожалению, у учителя средней школы в этом смысле меньше альтернатив. Поэтому и решение предстоит принимать только ему.

Прописанные в расписании консультации также нужно использовать максимально продуктивно, посвящая их, в первую очередь, студентам, чьи способности отличаются от средних. Если желающих пообщаться наедине с преподавателем оказывается несколько, представляется нецелесообразным создание очереди: можно, например, одному объяснить непонятое и выдать задание, которое поможет закрепить материал и убедиться в исправлении ситуации, переключив внимание на другого учащегося.

Наиболее активным из них можно делегировать часть несложных полномочий: оформить классную газету, доску объявлений, нарисовать учебные карты (для увеличения словарного запаса на английском или приобретения навыков устного счета). Нежелательно перекладывать подобную «помощь» на плечи родителей: ничего, кроме раздражения, у вечно перегруженных пап и мам подобные поручения не вызывают, да и у ребенка формируют неправильное отношение к ответственности.

И вовсе не стоит, особенно  начинающим педагогам, изобретать велосипед. Интернет быстро и бесплатно предоставит массу качественной, релевантной, проверенной опытом соответствующей требованиям Министерства образования информации.
Останется только скачать и отсортировать. И сэкономить тем самым время.

У вечно занятого учителя появится возможность получить час-два свободного времени ежедневно при рационализации подхода к учебному процессу, уменьшения эмоционально-психологической составляющей при подготовке к занятиям и при анализе собственной деятельности по итогам рабочего дня.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги