Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Цель и назначение технологической карты урока

Цель и назначение технологической карты урока




Технологическая карта урока составляется на основе рабочей программы учебной дисциплины, откуда учитель берет следующие элементы: содержание (дидактические единицы урока), уровень освоения каждой дидактической единицы, наличие лабораторной или практической работы, виды и формы самостоятельной работы обучающихся. Из календарно-тематического планирования – форма занятия, оборудование урока, учебно-методическая литература для учащихся.


Основная задача технологической карты урока – скомбинировать виды деятельности учащихся и учителя в целостный, коллективный  набор действий, создающий процесс взаимообучения, взаимодействия. Основной компонент – нацеленность на результат, формирование компетенций, то есть личности, способной реализовать себя. Компетенции общеучебные и профессиональные – результат знаний, умений, приложенных в конкретном процессе деятельности с получением на выходе "полезного продукта", который ценен для работодателя.  В принципе, ничего сложного или недостижимого ФГОС не требуют – всего лишь обучить/сформировать грамотного работника, способного ориентироваться в частой смене видов деятельности, в густом потоке информации, который должен обладать полезными свойствами, такими как стрессоустойчивость, грамотность, коммуникабельность, социальная ответственность, аналитически развитый ум, креативность мышления, когнитивные интересы, проявленные в действии, внимание, умение концентрировать произвольное внимание на достаточно долгий период, память, в том числе на сложные формулы и длинные тексты. Нравственные ориентиры – коллективизм, честность, доброта, обязательность,  ответственность, трудолюбие, патриотизм, доброжелательность…

 

Интерактивность


Учебные занятия на основе ФГОС строятся на постулате: все формы деятельности учеников и учителя взаимопорождают друг друга. Нет диктатора и подчиненных, есть учебный коллектив, наставник-тьютор (как бы коллега обучающихся), который открыто декларирует достаточно известный, но часто забываемый учениками факт: учитель учится вместе с ними – каждый день, каждый год. Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать что-то досконально – обучи этому другого».


Учитель поясняет задание, отвечает на вопросы, уточняет у обучающихся, как они поняли свою задачу, разделяет учащихся на группы и организует работу малых групп, затем объединяет, подводит итог, организует рефлексию с помощью наводящих вопросов, оценивает работу учеников на уроке и выставляет отметки в журнал, подробно объясняет домашнее задание и другие виды самостоятельной внеурочной работы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, задают вопросы, комментируют работу товарищей, дают рецензию, объясняют те или иные фрагменты учебного материала, выполняют индивидуальную или коллективную работу, оформляют ее результаты, оглашают и защищают свои выводы, осуществляют саморефлексию, комментируют собственные ответы и результаты работы, уточняют и добавляют информацию по домашнему заданию и самостоятельной работе во внеурочное время.


От того, насколько правильно учитель задает ход занятия, зависит и результативность в виде интерактивного, устойчивого диалога (полилога) на уроке. Коммуникативные способности развиваются только через подобные действия. С точки зрения информационного общества умение находить общих язык в процессе делового общения и и межличностного взаимодействия – необходимое качество успешного и работника и предпринимателя.

Структурированность и алгоритмичность


Технологическая карта четко разделяет урок на несколько больших блоков. Структура урока по ФГОС несколько отличается по наполненности хода занятия от традиционного урока. Элементами структуры современного урока являются: вызов, освоение новых форм деятельности, рефлексия, организация окончания урока: оценивание и самооценивание деятельности, продолжение работы по формированию компетенций в процессе выполнения домашнего задания.


Насыщенность занятия требует от учителя большой самоотдачи и четкого соблюдения временных рамок для каждого виды деятельности. Этому надо учиться. Курсы по тайм-менеджменту для учителей пользуются все большей популярностью. 


В ходе занятия закрепление новых знаний, превращение их в умения происходит не одномоментно и коллективно-убедительно. Каждый учащийся имеет собственный алгоритм работы памяти и мышления, сложные действия должны быть закреплены, а компетенции сформированы в результате усвоения целой темы, а то и раздела учебного материала. Часть компетенций носит общеучебный характер, который не может быть сформирован только в одном учебном курсе. Текущая проверка знаний и умений должна проходить комплексно, включать в себя часть материала из предыдущих тем и разделов. И самое главное – уровень обученности проявляется не столько через знание формул или овладение понятийным аппаратом, сколько через умение применять теоретические знания в ходе практической работы, лабораторного анализа, творческого и исследовательского процесса во время и вне урока.

Технологичность и обобщенность информации


В технологической карте урока как само собой разумеющийся элемент присутствует работа с ТСО, компьютерными технологиями по поиску, сбору и обработке информации. Обязательным элементом учебного занятия является оформление результата работы – часто с помощью компьютера. Одной из целей государственной программы «Образование» стало оснащение классов персональными компьютерами, а учеников – планшетами. Несколько лет реализации такой политики (компьютеризация школы) дали невысокий результат, но программа только разворачивается.

 

Технологическая карта – от слова технология «способ действия», «способ взаимодействия работника с инструментом» - не детализирует каждое действие учителя или учащихся. Она несет обобщенную информацию о насыщении каждого элемента урока определенным набором действий. А то, КАК это происходит – зависит от конкретного учителя, конкретного класса, конкретного дня и этапа обучения.

Новые формы учебных занятий позволяют преодолеть отрыв школы от повседневной реальности для учеников среднего и старшего школьного возраста. Задействовать творческие возможности ребят для самообучения, взаиморазвития и взаимообучения. Хотя есть  и психологическая проблема – достаточно часто сегодняшние подростки не хотят взрослеть, брать на себя ответственность за собственную жизнь, за результаты своей деятельности. Технологическая карта урока здесь не поможет, это всего лишь инструмент для использования социальной и психологической     энергии подростков в образовательном процессе, предполагающая наличие мотивов к обучению и стремлению сформироваться в компетентного в своей сфере деятельности труженика.


Технологическая карта – как чертеж в руках инженера, нарисовано - что делать, а от учителя зависит – как он это сделает.. Учитель, готовящий технологическую карту урока, – сам себе и инженер-проектировщик, и программист, и исполнительный рабочий, и контролер-оценщик. Профессия такая.


Технологическая карта урока помогает провести занятие любому другому учителю, кто придет на место данного преподавателя на единичную замену или после увольнения последнего. Это западноевропейский подход к учебному процессу, где принято менять место работы раз в три-пять лет. Если работник задерживается на старом месте больше, то на него смотрят как на неудачника – не смог найти ничего более лучшего, например, ближе к дому или выше зарплата…. В России такой подход не принят, учителя десятилетиями трудятся в «своей» школе, в «своем» коллективе. Возможно, поэтому весьма распространено мнение об отсутствии необходимости составлять такое количество бумаг (или электронных версий бумаг), что обучение – это искусство, а не технология, не каждому дано, и есть незаменимый человек – это наш учитель….  Европейские стандарты образования построены на ином подходе, на технологии обучения, которой можно обучиться, как и любой другой (газосварке, биотехнологии и прочему).

 

Подведем итоги, наметим перспективы:

  1. Технологическая карта урока ориентирует учителя и обучающихся на деятельностный подход к обучению, на обобщенные результаты в виде «готового продукта», с одной стороны, и формирующихся компетенций – с другой.
  2. Характер взаимодействия (основа) – горизонтальные отношения сотрудничества, а не властная вертикаль указаний.
  3.  Широкая и многоцелевая аудитория:
    • - родители;
    • - учителя (молодые учителя);
    • - студенты педагогических вузов и колледжей;
    • - обучающиеся – будущие абитуриенты, собственники, граждане, работники.
  4. Возможность дистанционного обучения на основе технологических карт уроков.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги