Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Внеклассная работа » Прожуй и скажи нормально

Прожуй и скажи нормально

Классный час по теме "Воспитанный человек. Речевой этикет"

или "Учись говорить правильно, убедительно, красиво"

Оскудение и обезличивание речи - частый спутник молодого человека. В школьной программе в должной мере не уделяется внимания воспитательным аспектам при развитии коммуникативных способностей учащихся. Родители отмахиваются и перекладывают ответственность на школу, школа - на родителей. Замкнутый круг кому-то надо разрывать.
Учитель литературы и классный руцководитель могут подхватить инициативу в этом вопросе. Классный час надо назвать броско, ярко, провокационно. Например, можно использовать заголовок данной статьи.

Цели и задачи

Классный час речевой этикетКлассный час речевой этикетЦель: формирование представления о правильной речи, ее роли и значении в современном обществе.
Задачи обучающие:
• формирование умения в соответствии с речевой ситуацией и задачей общения подбирать тон речи, громкость, темп, правильное (умеренное) использование жестикуляции;
• формирование умения использовать различные виды и стили текста в разных речевых ситуациях;
• формирование умения находить и исправлять речевые ошибки.
Задачи развивающие:
• развитие устной речи; умение критически мыслить, систематизировать и излагать материал, делать выводы.
Задачи воспитательные:
• умение работать в группе;
• умение внимательно слушать другого.

Ход мероприятия

I. Орг. момент (5 минут)

II. Слово учителя (10 минут)

─ Ребята, мы живем в мире, в котором ежесекундно приходится говорить, слушать, писать, читать. Одним словом, получать и отправлять информацию. Когда мы говорим, пишем, читаем, слушаем, мы – действуем. Это 4 вида различной речевой деятельности. Говорение и письмо производят текст, слушание и чтение – восприятие текста. Сегодня мы подробнее остановимся на говорении – одном из видов речевой деятельности.


Вопросы, подводящие к обозначению цели классного часа:
• Чем, по-вашему, отличаются виды речевой деятельности?
• Как можно говорить? (громко, тихо, быстро, медленно, четко, невнятно). Какова целесообразность и уместность разных способов говорения?
• Какую цель преследует говорящий? (сообщить информацию, спросить, побудить, выразить отношение и проч.)
• Для чего нужно уметь говорить? Нужно ли уметь говорить красиво, грамотно? (да, чтобы тебя понимали, слушали)
• Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила для говорящего? (этикет)
Выводы: Чтобы быть успешным в обществе, необходимо овладеть навыками правильной речи.

 

III. Работа в группах «Правила ведения речи» (20 минут)


Разбить класс на 4 группы (по количеству правил). Каждая группа работает над карточкой-заданием (7-10 минут). По результатам работы готовится мини-доклад. Затем один из учеников каждой группы делится с остальными полученными знаниями. Другие конспектируют.


1. Уважительность, доброжелательность к тому, к кому обращена речь.
На карточке записан текст «Вежливый кролик» (мексиканская сказка).Vezhlivyy-krolik.rar [6,21 Kb] (cкачиваний: 91)

Прочитать. Ответить на вопросы:
- Как говорит кролик из сказки?
- Почему он был не просто вежливый, а очень вежливый?
- Как помогло кролику вежливое обращение к змее?
- Сделайте выводы. Подготовьте мини-доклад об одном из правил ведения речи – вежливости.


2. Уместность.
На карточке – 3 текста разного типа: описание, повествование, рассуждение.
- Прочитать. Определить тип текста.
- В каких случаях человек употребляет тот или иной вид текста? Сделайте выводы об уместности использования разных текстов в разных речевых ситуациях.
- На что еще ориентируется говорящий при ведении речи? (пол и возраст адресата, его положение в обществе и др.)


3. Правильность речи, ее соответствие языковым нормам.
Карточка с заданием – текст с речевыми ошибками. Задача школьников:
- прочитать и найти все ошибки;
- отредактировать текст;
- классифицировать основные речевые нарушения;
- резюмировать значение и важность норм произношения, ударения, словообразования.


4. Невербальное сопровождение речи.
Перед группой учащихся – небольшой текст. Задача: прочитать текст, подготовить его устный пересказ. Выполняет один ученик. Класс анализирует позу, жесты, мимику говорящего, их уместность, а также темп и громкость речи, выразительность.

IV. Заключение. Выводы (5-7 минут)


Слово учителя.
─ Ребята, каждый мечтает кем-то стать, добиться в жизни успеха, признания. Но вы уже поняли, что без умения говорить красиво и грамотно трудно будет достичь поставленных целей. Сегодняшнее занятие показало вам, что это дело не одного часа, не одной недели или даже месяца. Всю жизнь вы должны работать над собой, своей речью. Подумайте, какие способы, методы помогут научиться говорить правильно? Что для этого нужно?
• Читать книги.
• Пользоваться словарями, справочниками.
• Общаться с умными, образованными людьми.
• Постоянно следить за своей речью.

V. Домашнее задание


Написать мини-сочинение «Почему я должен говорить красиво, грамотно».

Литература:
Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., 1989.
Крысин Л. П.
Язык в современном обществе : Книга для учащихся. — М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Комментарии

1 • 21 июня 2014 12:33 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
А, на сколько верно утверждение, что "Кто как мыслит, так и говорит!"
Сумбур в мышлении, выливается в недоречь...

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги