Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Чтобы не было жертв

Чтобы не было жертв

Проблема – серьезна. По данным опроса, которыйДетская агрессияДетская агрессия проводился в 2009 году  американским Центром по контролю и профилактике заболеваний и Американской академией детской и подростковой психиатрии, почти 20 процентов старшеклассников испытали на себе разного рода издевательства на территории школы; 10% случаев носили систематический характер и имели серьезные для здоровья последствия. Интересно, проводятся ли у нас подобные исследования? Если да, то где публикуются их результаты?!

Формы проявления агрессии детей по отношению друг к другу могут быть самыми разными – от вербального третирования до физических и моральных издевательств. И первое, и второе оставляет в душе неизгладимые раны; приводит к психологическим срывам вплоть до попыток самоубийства; сопровождается принятием решения бросить школу, непродуктивными затратами времени и усилий преподавателя, вынужденного во время уроков решать вопросы, не имеющие отношения к учебному процессу; влияет на самооценку ребенка, его отношения с окружающими, успеваемость (последнее касается не только большинства детей, каждый из которых либо является жертвой, либо испытывает страх оказаться на ее месте, но и самого хулигана, сосредоточенного не на учебе, а на разработке очередного издевательского плана); определяет неадекватное поведение в дальнейшем.

Причины детской агрессии



С какой целью осуществляется травля? Исключить жертву из группы. У кого возникает подобное желание? Чаще всего у лиц, крепких физически, но слабых духом: отсутствие уверенности в себе обостряет неприятие чьего-то, возможно, надуманного превосходства в какой-то не связанной со спортивными достижениями сфере. Либо у тех, кто не способен противостоять более сильным и вымещает злобу на неспособных оказывать серьезное сопротивление; таким образом, компенсируется собственная неудача и цикл жестокости замыкается.  

Всплеск негативных эмоций у подростка может вызываться также политической и экономической ситуацией  в стране, депрессией,  смертью или болезнью одного из членов семьи; резким ухудшением материального положения, например, по причине потери работы кем-то из родителей или их развода;  злоупотреблением наркотическими  веществами или алкоголем; частыми переездами, и, как следствие, сменой учебных заведений и круга общения и т.д. В такой ситуации хулиганство становится, увы, иногда единственным  действенным способом достучаться до равнодушных. 

Однако причиной может стать и отсутствие должного уровня развития социальных навыков, что просто не дает возможности ребенку выбраться из ситуации другим способом, кроме как начать терроризировать слабого. Такая установка может даваться в семье (в результате ее младший член будет искренне верить, что нет других эффективных способов заявить о себе, кроме как применив физическую силу или моральное давление); формироваться под влиянием телевидения или просмотра «геройских роликов» в социальных сетях; в редких случаях – объясняться медицинским диагнозом (например, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью или аутизмом). 

Как бороться против детской агрессии



Как бороться? Предотвращать любыми способами. Начинать – уже обсуждали в статьях «О взаимном уважении» и  « Атмосфера на уроке» – с правил. Прописать крупными буквами невозможность причинения боли однокласснику, младшему школьнику – никому вообще (проконтролировать наличие такого положения должен сам учитель – малышам вряд ли в голову придет, старшие могут просто упустить из виду или спохватиться, когда прописная истина просто не сработает).

Обо всех случаях насилия в школе учитель обязан знать – не из Интернета или отобранного во время урока телефона. Источником информации должны быть, в первую очередь, дети; лучший вариант, когда сама жертва ставит в известность о происходящем (кстати, провести границу между ябедничеством и желанием предупредить об опасности для кого-либо – профессиональный долг педагога). Сделать это следует как можно раньше, посвятив беседе, например, классный час. Стоит подобрать несколько ярких примеров – пусть дети сами разделят их на «положительную» и «отрицательную» категории.

Добиться желаемого гораздо проще, если есть доверие к наставнику, уверенность в том, что слова будут восприняты серьезно и не преподнесутся классу как пример негативного поведения.

Что еще может сделать учитель? Не быть слепым и глухим: отслеживать внезапные изменения в поведении учащихся. Если потенциальная жертва не желает идти на контакт, можно предложить всему классу написать сочинение на тему «Что тебя беспокоит?» или «Когда тебя обижают…»; в любой ситуации – общими усилиями снять видеофильм или провести диспут  «Чего не должно быть в нашей школе»: в ходе мозгового штурма рождаются самые неожиданные идеи; устроить конкурс рисунков, отражающих отношение одноклассников к проблеме (эти шедевры могут дать богатую пищу для размышлений школьному психологу), или плакатов, содержащих короткие, но многоговорящие лозунги.

Авторов лучших работ, а также всех, кто вовремя поднял, пусть и несколько преувеличенную, тревогу, необходимо всячески поощрять. Например, звездами, количество которых на руках у конкретного ученика может как увеличиваться, так и уменьшаться. По итогам периода их можно обменивать на более ценные призы: какие именно способен определить, в частности, родительский комитет (ручки, пеналы; сладости или футболка с надписью «Настоящий друг!»).

Детям необходимо прививать – и не только в школе – самоуважение и умение дать отпор, лучше – словесный; уверенно парировать, опираясь на «Я-заявление», или игнорировать попытки втянуть в перепалку; искать возможные пути мирного решения конфликта (мудрая политика может сделать другом закоренелого врага; иногда достаточно совсем незначительных усилий – «ахиллесова пята» у каждого своя). Все люди – разные; к этому разнообразию нужно приспосабливаться: каждый имеет право на ошибку  и прощение, в случае ее признания.

С учениками следует обсуждать поступки, возможно, не называя имен, если герои тех или иных событий всем известны; спрашивать их мнения по поводу происходящего, последующего поощрения (наказания); доносить до них суть принятых мер. Доказанная вина не может не иметь негативных для обидчика последствий:  убежденность в собственной вседозволенности  порождает новое насилие с мультипликационным эффектом.

Родителям



Активную позицию следует занять и родителям. К теме возможного дискомфорта в школе под разным углом периодически стоит возвращаться, особенно – если ребенок не привык с порога выпаливать все, что на душе накопилось (далеко не всегда закрытость является следствием просчетов в воспитании). Вопросы можно задавать вскользь, например, после просмотра кинофильма о подростковых проблемах или подобного сюжета в выпуске новостей. «Знает ли он кого-нибудь, кто издевается над другими детьми?»  или «А у тебя в классе кого-нибудь обижают»? Когда малыш отмалчивается, призвать на помощь старшего брата (сестру); похвалить обоих за откровенность. Если вскроется неприятная правда, убедить ребенка, что беда может случиться с кем угодно, ему нечего стыдиться; поделиться своим печальным опытом «Когда я учился в третьем классе…».

Специалисты советуют при подобной ситуации записать мальчика (девочку) в секцию самообороны: я не возражаю, но далеко не все дети воспримут такую идею с энтузиазмом, да и здоровье не всегда позволит ее реализовать. Будет не лишним связаться с родителями хулигана; правильным – привлечь к беседе педагога.

Когда ситуация выходит из-под контроля, необходимо обращаться за помощью  в правоохранительные органы.
Или, по крайней мере, предупредить о том, что не исключаете такую возможность.
Часто этого бывает достаточно тому, кто «молодец среди овец».

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги