Проблема – серьезна. По данным опроса, который проводился в 2009 году американским Центром по контролю и профилактике заболеваний и Американской академией детской и подростковой психиатрии, почти 20 процентов старшеклассников испытали на себе разного рода издевательства на территории школы; 10% случаев носили систематический характер и имели серьезные для здоровья последствия. Интересно, проводятся ли у нас подобные исследования? Если да, то где публикуются их результаты?!
Формы проявления агрессии детей по отношению друг к другу могут быть самыми разными – от вербального третирования до физических и моральных издевательств. И первое, и второе оставляет в душе неизгладимые раны; приводит к психологическим срывам вплоть до попыток самоубийства; сопровождается принятием решения бросить школу, непродуктивными затратами времени и усилий преподавателя, вынужденного во время уроков решать вопросы, не имеющие отношения к учебному процессу; влияет на самооценку ребенка, его отношения с окружающими, успеваемость (последнее касается не только большинства детей, каждый из которых либо является жертвой, либо испытывает страх оказаться на ее месте, но и самого хулигана, сосредоточенного не на учебе, а на разработке очередного издевательского плана); определяет неадекватное поведение в дальнейшем.
Причины детской агрессии
С какой целью осуществляется травля? Исключить жертву из группы. У кого возникает подобное желание? Чаще всего у лиц, крепких физически, но слабых духом: отсутствие уверенности в себе обостряет неприятие чьего-то, возможно, надуманного превосходства в какой-то не связанной со спортивными достижениями сфере. Либо у тех, кто не способен противостоять более сильным и вымещает злобу на неспособных оказывать серьезное сопротивление; таким образом, компенсируется собственная неудача и цикл жестокости замыкается.
Всплеск негативных эмоций у подростка может вызываться также политической и экономической ситуацией в стране, депрессией, смертью или болезнью одного из членов семьи; резким ухудшением материального положения, например, по причине потери работы кем-то из родителей или их развода; злоупотреблением наркотическими веществами или алкоголем; частыми переездами, и, как следствие, сменой учебных заведений и круга общения и т.д. В такой ситуации хулиганство становится, увы, иногда единственным действенным способом достучаться до равнодушных.
Однако причиной может стать и отсутствие должного уровня развития социальных навыков, что просто не дает возможности ребенку выбраться из ситуации другим способом, кроме как начать терроризировать слабого. Такая установка может даваться в семье (в результате ее младший член будет искренне верить, что нет других эффективных способов заявить о себе, кроме как применив физическую силу или моральное давление); формироваться под влиянием телевидения или просмотра «геройских роликов» в социальных сетях; в редких случаях – объясняться медицинским диагнозом (например, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью или аутизмом).
Как бороться против детской агрессии
Как бороться? Предотвращать любыми способами. Начинать – уже обсуждали в статьях «О взаимном уважении» и « Атмосфера на уроке» – с правил. Прописать крупными буквами невозможность причинения боли однокласснику, младшему школьнику – никому вообще (проконтролировать наличие такого положения должен сам учитель – малышам вряд ли в голову придет, старшие могут просто упустить из виду или спохватиться, когда прописная истина просто не сработает).
Обо всех случаях насилия в школе учитель обязан знать – не из Интернета или отобранного во время урока телефона. Источником информации должны быть, в первую очередь, дети; лучший вариант, когда сама жертва ставит в известность о происходящем (кстати, провести границу между ябедничеством и желанием предупредить об опасности для кого-либо – профессиональный долг педагога). Сделать это следует как можно раньше, посвятив беседе, например, классный час. Стоит подобрать несколько ярких примеров – пусть дети сами разделят их на «положительную» и «отрицательную» категории.
Добиться желаемого гораздо проще, если есть доверие к наставнику, уверенность в том, что слова будут восприняты серьезно и не преподнесутся классу как пример негативного поведения.
Что еще может сделать учитель? Не быть слепым и глухим: отслеживать внезапные изменения в поведении учащихся. Если потенциальная жертва не желает идти на контакт, можно предложить всему классу написать сочинение на тему «Что тебя беспокоит?» или «Когда тебя обижают…»; в любой ситуации – общими усилиями снять видеофильм или провести диспут «Чего не должно быть в нашей школе»: в ходе мозгового штурма рождаются самые неожиданные идеи; устроить конкурс рисунков, отражающих отношение одноклассников к проблеме (эти шедевры могут дать богатую пищу для размышлений школьному психологу), или плакатов, содержащих короткие, но многоговорящие лозунги.
Авторов лучших работ, а также всех, кто вовремя поднял, пусть и несколько преувеличенную, тревогу, необходимо всячески поощрять. Например, звездами, количество которых на руках у конкретного ученика может как увеличиваться, так и уменьшаться. По итогам периода их можно обменивать на более ценные призы: какие именно способен определить, в частности, родительский комитет (ручки, пеналы; сладости или футболка с надписью «Настоящий друг!»).
Детям необходимо прививать – и не только в школе – самоуважение и умение дать отпор, лучше – словесный; уверенно парировать, опираясь на «Я-заявление», или игнорировать попытки втянуть в перепалку; искать возможные пути мирного решения конфликта (мудрая политика может сделать другом закоренелого врага; иногда достаточно совсем незначительных усилий – «ахиллесова пята» у каждого своя). Все люди – разные; к этому разнообразию нужно приспосабливаться: каждый имеет право на ошибку и прощение, в случае ее признания.
С учениками следует обсуждать поступки, возможно, не называя имен, если герои тех или иных событий всем известны; спрашивать их мнения по поводу происходящего, последующего поощрения (наказания); доносить до них суть принятых мер. Доказанная вина не может не иметь негативных для обидчика последствий: убежденность в собственной вседозволенности порождает новое насилие с мультипликационным эффектом.
Родителям
Активную позицию следует занять и родителям. К теме возможного дискомфорта в школе под разным углом периодически стоит возвращаться, особенно – если ребенок не привык с порога выпаливать все, что на душе накопилось (далеко не всегда закрытость является следствием просчетов в воспитании). Вопросы можно задавать вскользь, например, после просмотра кинофильма о подростковых проблемах или подобного сюжета в выпуске новостей. «Знает ли он кого-нибудь, кто издевается над другими детьми?» или «А у тебя в классе кого-нибудь обижают»? Когда малыш отмалчивается, призвать на помощь старшего брата (сестру); похвалить обоих за откровенность. Если вскроется неприятная правда, убедить ребенка, что беда может случиться с кем угодно, ему нечего стыдиться; поделиться своим печальным опытом «Когда я учился в третьем классе…».
Специалисты советуют при подобной ситуации записать мальчика (девочку) в секцию самообороны: я не возражаю, но далеко не все дети воспримут такую идею с энтузиазмом, да и здоровье не всегда позволит ее реализовать. Будет не лишним связаться с родителями хулигана; правильным – привлечь к беседе педагога.
Когда ситуация выходит из-под контроля, необходимо обращаться за помощью в правоохранительные органы.
Или, по крайней мере, предупредить о том, что не исключаете такую возможность.
Часто этого бывает достаточно тому, кто «молодец среди овец».