Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Психологический практикум » Синдром неуспешной личности у школьника

Синдром неуспешной личности у школьника

Шпуй Юлия, студента Днепропетровского гуманитарного университета

Причины возникновения неуспешности у детей



Родители, семья… Не до конца реализовавшие себя в жизни взрослые члены семьи уверенно считают, что их дети ДОЛЖНЫ быть первыми во всем. Они желают своему сыну/дочке только добра, при этом не беря в расчет, что ребенок, по умолчанию, - уникален и каждого нужно рассматривать как индивидуальность. Почему это так важно?

 Во всех сферах деятельности и отношений существует такое понятие как «норма». И если ребенок выходит за рамки этой «нормы» - на него автоматически ставится клеймо «не такой», а в сознании ребенка это означает – плохой. И чем старше становится подросток, тем чаще он с этим сталкивается. Из-за накопления этих «непопаданий в норму» у ребенка и формируется «синдром неуспешной личности».

Он проявляется, прежде всего, в повышенной тревожности и низкой самооценке. Ребенок пытается соответствовать всем достижениям своих сверстников и тратит всю энергию на мелочи, что не приводит к желаемым результатам и, в свою очередь, формирует низкую самооценку. Чаще всего такие дети становятся инфантильными, замкнутыми подростками, не проявляющими ни интереса, ни воли к жизни.
В школе ребенок с «синдромом неуспешной личности» чаще всего страдает из-за отсутствия веры в себя. Существующая система оценки знаний только усугубляет данное ощущение. Ученик воспринимает такую оценку как оценивание себя в целом, а не в какой-то узкой, предметной области. Так он считает себя «плохим» и «не таким». И сам ребенок  не в состоянии справится с этой проблемой.

Социально-психологические последствия синдрома неуспешной личности



Позиция взрослых  приводит к полному нежеланию пробовать свои силы в новых областях. Из-за этого школьник не только оставляет пробелы в знаниях, но и перестает развиваться как социально активная личность. Система оценок заставляет детей в младшем и среднем школьном возрасте оценивать друг друга по тем же параметрам, что и в школе. Получается, что ребенок, который немного уступает в знаниях, может стать изгоем в обществе сверстников. Развиваясь в таких условиях (без вмешательства профессионалов) ребенок просто не может вырасти личностью, которая будет получать от жизни удовольствие и считать себя «полноценной».

В семье такие дети безынициативны, потому что попросту боятся совершить ошибку, не оправдать ожидания. К сожалению, чаще всего родители не понимают причин происходящего, и еще больше усугубляют ситуацию. До определенного возраста/момента ребенок НАСТОЙЧИВО пытается «завоевать» любовь родителей, что само по себе не есть «норма». Ведь каждый ребенок должен быть любим родителями. Да, хорошие поступки должны поощряться, плохие – порицаться. Но в нашей культуре второе встречается в разы чаще первого. В то время, когда родителям следует оказать наибольшую поддержку, ребенок чувствует себя отвергнутым. Его не принимают сверстники, не понимают учителя и, что самое страшное, – целеустремленно «воспитывают» родители.

Ребенок – одинок. С одиночеством не может справиться даже адекватный взрослый человек, не говоря уже о школьнике, который только-только начинает познавать взрослый мир. Переходя в подростковый возраст, чаще всего такие дети начинают испытывать апатию, им не интересны проблемы семьи, близких людей, они не хотят приобретать знания и в принципе не имеют положительных ориентиров в жизни… Зато они хорошо знают/чувствуют, чего «не хотят», так как еще с раннего детства держат обиду на родителей, учителей и сверстников. Таким образом, им довольно трудно построить какие-либо связи с обществом, что приводит к социальной дезадаптации.

Практические выводы и советы



Учителям следует более лояльно подходить к оцениванию своих учеников. Возможно, оценивать трудолюбие, волевое усилие, а не конечный результат. Объяснять, что главное – это знание, а не цифра в дневнике, привычка трудится, а не оценка за труд.
Прежде всего, у каждого ученика должно быть желание приходить в школу, видеть своих одноклассников и учителей. Ребенок выделяется открытостью и любознательностью. У ученика и учителя должны быть в первую очередь человеческие взаимоотношения. Ведь процесс обучения – это взаимный процесс, который не возможен без уважения. Как говорил К. Д. Ушинский: «Переступая порог школы, вы становитесь не только преподавателем своего предмета, а в первую очередь воспитателем». Учитель должен чувствовать ребенка и переживать его трудности вместе с ним.

И учитель достигает вершины своей педагогической деятельности, тогда и только тогда, когда ребенок САМ приходит к нему со своими проблемами и переживаниями. Ведь если ученик будет чувствовать себя комфортно в присутствии учителя, его успеваемость заметно повысится. Когда ребенок чувствует себя уверенно, в нем пропадает страх ошибиться. Благодаря этому школьник чаще отвечает и становится более активным на уроках, что формирует его понятийный аппарат, и главное развивает его социальный интеллект.

Родителям стоит пересмотреть своё отношение к понятиям «хорошо-плохо». Стоит рассматривать своего ребенка как личность со своими слабостями и сильными сторонами. Поощрять даже малейшие достижения.

Генрих Гейне писал, что «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает». Ребенок в этот мир приходит со своим потенциалом. Надзадача родителей развивать этот потенциал и направлять энергию ребенка в нужное русло (в идеале учитывая его интересы). С ребенком нужно общаться и оставлять ему право выбора.

Ни в коем случае не нужно наказывать тогда, когда он вас разочаровывает. Необходимо поговорить и поддержать ребенка в любых его начинаниях, и дать понять, что у него есть люди, которые всегда и не смотря ни на, что будут рядом. Так малыш не будет чувствовать себя одиноким. Это поможет пройти сквозь жизнь и чувствовать себя более уверенно, что значительно скажется на успешности в обучения.

Главное помнить, что процесс воспитания – это именно процесс, вечный процесс, а не проторенный путь. Тот, кто сможет правильно включиться в него, обязательно достигает успеха. Родителям ни в кроем случае нельзя сдаваться. Нужно набраться терпения, мудрости и любви. Только тогда будут заметны результаты. Ведь ни кто из родителей не ставит своей целью сформировать или развить у ребенка «синдром неуспешной личности»


Использованная литература: Венгер А.Л. Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности // Психологический центр "Адалин" - 05.10.2008.

Комментарии

1 • 25 апреля 2014 17:50 • в
От: Юлия - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Очень интересная и познавательная статья!
Многим учителям и родителям нужно с ней ознакомиться.
2 • 31 января 2015 02:10 • в
От: аа - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Я такой ребёнок. Полная апатия и депрессуха, правда, с редкими просветами. Сверху моя история написана
.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Если расходы государства равны доходам, то такой бюджет называется?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги